+ 05.04.2004 > Что такое японство? Встреча с Пирожковым в студии Designet. часть1
 

























































































































































































Предисловие

Однажды, зайдя к нам в студию, Володя Пирожков рассказал интересную историю, случившуюся в январе в дизайн-центре Тойоты.

…Недавно к нам приезжал сам Тойода, глава компании. Мужик уверенный в себе, круче Путина. То есть это в принципе такое событие впервые – сама студия в Ницце существует всего пять лет. Была презентация, где несколько дизайнеров представляли руководству свои проекты. Он сидел и смотрел. Девушка-европейка рассказывала про машину.

Где-то в середине рассказа Тойода встал и сказал, что она вообще ерунду делает, и что это все неправильно. Шок, на середине рассказа встает глава компании и говорит, что ты плохой дизайнер, что ты все не так делаешь. Девушка тут же сбилась, и воцарилась тишина. Что делать? А по субординации японцам нельзя встревать, все японское руководство сидит и молчит. Минута молчания, и непонятно, как из этого выходить…



А я, как русский crazy спокойно говорю, - извините, но я с вами не согласен и хотел бы Вам возразить… Все сразу поворачиваются: wow, это как так – возразить? А речь шла о том, что эта машина не в полной мере отражает японский дух. Мы же все делаем для японской компании, и японский дух должен быть.

Я ему говорю: «Вот вы считаете, что это не японская машина, потому что вот это и это – это вообще не ваше. А знаете ли вы, что в Европе восприятие Японии совершенно не такое, как вы думаете?»
Тойода: «Это как?»
Я: «Ну вот смотрите (а там какие-то картинки-образы представлены рядом, откуда машина бралась, какие-то кроссовки сфотографированы и другие объекты), эти кроссовки nike – для нас они с явным японским мотивом. Вот здесь особые засечки, и фактура – для нас это японские рисовые поля. И вот в этом мы тоже видим Японию… и в этом. И, исходя из этого, мы делаем японские машины для Европы. Для европейца в этом уже прочитывается Япония, а вы японцы этого не видите, потому что вы в этом живете».
Тойода: «Да? Это очень интересно… хорошо тогда, продолжайте…»

Все сразу вздохнули – уффффф….Тут и девушка пришла в себя и продолжила презентацию…

Итогом этого стала совершенно неожиданная ситуация. Володя должен был ехать на неделю в Японию. Но после этого случая его отправили в трехнедельную командировку в Японию. Им вместе с этой девушкой дали по серьезной "цифре", и они ездили и снимали те образы японского, что считали для европейца наиболее знаковыми.

Вот такая история. Как раз через неделю после возвращения из Японии Володя заглянул к нам и рассказал много интересного, пока не растерял впечатлений…



Желающих послушать Пирога собралось много – студия еле вместила всех. Герой запаздывал, гости ждали :-) На доске кто-то нарисовал пирожок и подписал – Пирог дурак. Наконец Володя появился, достал пару бутылок хорошего французского вина и начал рассказывать, а слушатели слушали и передавали друг другу ноутбук с японскими фотографиями.

Чтобы передать атмосферу, мы постарались расшифровать интервью максимально близко к живой речи.

Маршрут

Мы прилетели в Нагойа. Там были один день. Потом поехали в Тойота сити.
Toyota city насчитывает 600 000 жителей, ни одной дискотеки, один кинотеатр на шесть залов. Деньги тратить ездят в Нагойа.



Потом у нас была культурная поездка в глушь, такой deep forest, где европейцев вообще не бывает. Святые японские места, местный Ватикан - город Иссей. Вот там очень очень красиво. Там храмы, которые, к сожалению, нельзя фотографировать. И самое потрясающее там – лес, такие деревья, диаметром 3-4 метра… это тебе не Сиквоя… в высоту 6-7 этажей (не так высоко для деревьев) зато в обхвате… и очень древние. Мистические пейзажи…

Еще мы были в очень интересном месте.
Дело в том, что Toyota очень щедро оплатила эту поездку. Мы искали японские культурные корни, которые сами японцы уже не замечают, но они интересны с точки зрения европейского глаза. И они решили, чтобы мы погрузились по полной. И поселили нас в императорских отелях Рио-Кан, которым лет четыреста. То есть это древнючие такие штуки, где раньше останавливались путники. И у них есть несколько отелей, которые сохранены в идеальном состоянии, и все-все в них историческое. Там европейцев вообще не было, и японка, которая нам все показывала, так на нас смотрела, едва носы нам не трогала. А мы думаем: это у нас большие носы? Вы во Франции были?.. =)

И они смотрели на нас с таким изумлением… а если еще и на японском что-то сказать, то вообще полный восторг. И все у них так делается странно… все на коленочках… обслуживание на коленочках. Стол низкий, женщина на коленочках, в глаза не смотрит, лет ей 50, и знает она больше, чем мы все вместе взятые… И все время все всем кланяются…Вообще у нас тоже такое есть, японцы, работающие в компании, между собой тоже кланяются.



И у них менталитет такой.. у них все карты мира сделаны так, что Япония в центре, соответственно Европа где-то там сбоку, тут Австралия, тут Тихий окен…а в центре – Япония.

Еще забавно там, где не ступала нога европейца. Там живут маленькие японцы. Есть ведь японцы маленькие, а есть большие. В больших городах живут большие. Потому что там уже гамбургеры и микки-маусы, и детишки там сидят на стульях. А в маленьких городах все на коленках и на татами… А вообще странно, едешь в метро, сидит человек напротив, и гадаешь японец он или европеец. И такое бывает… То есть у японцев бывают практически европейские лица.

Shopping

Вот еще фишка. Утро. Электронный район Токио (где продают электронику). Все закрыто (десяти еще нет). Дворники подметают чипы: вжик, вжик. Стоит очередь, человек триста вокруг здания. Я подхожу к крайнему, спрашиваю: Что дают? Мне отвечают: Pentium IV. Я говорю: Это пароль такой что ли? Мне: Ты че не знаешь? Pentium IV привезли!! Это такой маленький чип…

На фото слева - манекены в универмаге. Секция Hugo Boss.


Shopping – в основном девушки, мужиков нет. Девушки такие, в Gucci и Prada, и Louis Vuitton обязательно. Точно как Лина написала: если девушка без сумочки LV – значит дома оставила. И вот они ходят: девочки только с девочками, ну а мальчики с мальчиками… Если у тебя есть девочка, днем можешь на нее не расчитывать – днем у нее shopping с подругами, а с тобой рандеву только вечером.

А парни ходят бухать… саке =) Причем тоже без девушек, и никогда им не говорят где были. Сами идут в ресторан, сами там напиваются, потом развозят друг друга по домам… В магазинах, кроме единственной надписи на английском: “пройдись по этажам”, не понятно больше ничего. На каждом этаже кафе. Кофе от 7 евро (эспрессо). 7 евро за эспрессо – это нормально.

Вино. Обычная бутылка вина во Франции стоит, допустим, 7 евро. В Японии совершенно четко, допустим 70. То есть в 10 раз дороже!!! Ну а у них так с саке. Десять тысяч видов… Можно дорогое, в 30-40 евро уложиться… пьется как вода. А можно дешёвое – утром потом голова квадратная.


Москва, студия Designet, 14 февраля

Часть 2. Что такое японство. Тойота-сити. Гейши.
Часть 3. Дерево. Нож для суши. Жилье. Техника.
Часть 4. Еда. Десерты. Рыбный рынок. Макаронный домик. Разное.
 
   
  © designet.ru, 2000-2004


Rambler's Top100
Rambler's Top100