+ 16.09.2001 > Дизайн-центр Toyota «ED Square» (Europe)
 

 



> Под лучами солнца и ветрами с Лазурного Берега новый дизайн-центр Toyota «ED Square» начинает работу!

> Глубокое синее море, лежащее внизу, упругий ветер, совершенно чистое небо... Что за студия может находиться здесь и какие автомобили разрабатываться в такой благословенной и дружественной окружающей среде? Мы посетили Europe Design Development (ED Square) 5 июня, открытие которого уже обросло многочисленными слухами, через месяц после начала его работы.

Почему Ницца?

(Ницца по-французски пишется как NICE, что в английском означает прекрасный, изящный, нарядный, – прим. dn)

Студия расположена на холме, с которого открывается прекрасный вид на Средиземноморье. Хотя температура в тот день была 30 градусов, при ветре с моря ее не ощущалось. По берегу располагаются рестораны Antibes (Антибов) с гаванями для яхт. Мы вспомнили такие же яхты, причалы и рестораны Newport Beach, где в Calty расположен американский дизайн-центр Toyota.

Toyota была первой японской компанией, построившая дизайн-центр в курортном месте Newport Beach – живописной Южной Калифорнии. Это было приблизительно 25 лет назад. Позднее автомобильные компании со всего мира начали строить в этом месте свои дизайн-центры, и Южная Калифорния вскоре стала Меккой автомобильного дизайна. Люди до сих пор говорят о дальновидности менеджеров Тойоты. Мы не удивимся, если Ницца станет вторым Newport Beach.

ED2 – первая автомобильная дизайн-студия в этом месте. Местоположение очень удобно, рядом с выездом на шоссе, ведущее к известному модельному центру – итальянскому городу Турину (три часа езды) и всего 15 минут до международного аэропорта Ниццы. Климат гораздо теплее и пейзаж более живописный, чем в северной Европе. Это – курортное место, со всеми морскими и горными соблазнами. Город предлагает прекрасную пищу и образцы последней моды – мало кто из дизайнеров сможет жаловаться. Легко предсказать, что другие компании скоро последуют примеру Тойоты. (читайте внизу comment )



Pict > Toyota ED Square расположена на восточной границе Софии Антиполис (Sophia Antipolis), промышленной зоны в южном Французском департаменте Alpes-Maritimes. Здания построены как бы слоями, используя наклон горы, и до самого востока открывается вид на Средиземноморье. Дизайн-центр расположен около таких известных курортов как Antibes, Cannes, Nice, San Remo и Monaco.

Дизайн-студии Toyota в настоящее время расположены в 3 регионах – Япония, Европа и США. Первый – головной дизайн-офис – Tokyo Design Research & Laboratory в Hachioji к западу от центра города Токио, второй – американский дизайн-центр в Calty в предместьях Лос-Анджелеса, и новый дизайн-центр ED2 в Европе (прежде в Брюсселе, Бельгия). Когда в 1993 была предложена новая организационная система, были созданы четыре отдела проектирования: заднеприводные легковые автомобили, переднеприводные легковые автомобили, коммерческие автомобили и транспортные средства для отдыха и the Main Design Div., которое контролирует эти три группы. Токио Design Div. отвечает за исследования и перспективное развитие, в то время как главной целью зарубежных центров является разработка автомобилей для местного рынка, перспективных моделей и проведение исследований.
 
 
 
  photo> Модельная комната. Этого большого пространства достаточно для трех мест с полноразмерными моделями.

Сегодня Toyota может говорить о подавляющей доле на внутреннем японском рынке (более чем 40%). В Северной Америке модель Camry – лидер продаж, и сбыт минивэнов и пикапов тоже быстро увеличивается. Люкс-марка компании, Lexus, также постепенно наступает в Европе. На Европейском рынке, Toyota производит ежегодно 220,000 единиц ряда Corolla на своей фабрике в Bumaston, Англия, но в настоящее время продается приблизительно 290,000 единиц (3% рынка). Однако, Yaris (называемый Vitz в Японии), импорт и продажи которого начались весной 1999 года, преуспевает. Автомобиль был выбран Автомобилем Года как в Европе так и в Японии, и также выиграл Car Design Award, спонсируемый журналом Car Styling.

Завод по производству Yaris будет закончен в Valenciennes в северной Франции в 2001, и Toyota планирует достичь в 2005 году европейских продаж около 800 000 автомобилей. Как только инфраструктура производства компании окажется в Европе, будут решены проблемы иностранно-обменных потерь и дальней транспортировки. С такой европейской стратегией Toyota почувствовала необходимость в разработке изделий, соответствующих требованиям местного рынка, и ED2 – результат усилий по совершенствованию дизайн-структуры компании.



photo> Студия ночью.
 
 

Три важных фактора, влияющие на творческие успехи

Брюссель, где Тойотовский европейский центр EPOC, находился в течение десяти лет, является точкой соприкосновения между Германскими и Латинскими культурами. Это географически близко к Германии, Франции и Англии, он – исторический центр экономического и культурного обмена. Именно поэтому Toyota расположила свой Европейский центр здесь. Сегодня, однако, в Брюсселе проживает мало молодежи и ощущается явный недостаток энергии. Город классический, да и климат вряд ли можно назвать хорошим, поэтому это место не является оптимальным местоположением для вдохновления творческого потенциала дизайн-студии. По этим причинам, Toyota закрыла EPOC. Его деятельность будут продолжена, но с переносом дизайн-центра здесь будет сформирована новая независимая компания.

Вице-президент Тадао Оцуки, в июне 1995 стал главным в EPOC в Европейском штабе Тойоты в Брюсселе. Ему дали специальное задание на поиск местоположения для нового дизайн-центра. Оцуки сформулировал три ясных критерия: «Лично я полагаю, что три важнейшие элемента для успешной творческой работы – это хорошая погода, хорошая еда и красивые женщины». (Эх, как сказал!!! А теперь посмотрите вокруг себя…) Много городов рассматривались как кандидаты, включая Париж, Рим, Лондон, Барселону, Mилан, область озера Como, Генуя и Женева. «Я изучил их все, но высший приоритет все же имел климат и хорошая окружающая среда.

 
 



photo> ED Square, вид с юга. Секция слева, имеющая три этажа, ведет в дизайн-студию, дверь справа от дерева ведет в модельную студию.

Ощущения, которые я испытал, когда я был в Calty, разрабатывая первое поколение Celsior/Lexus LS400, были движущей силой в выборе нового местоположения. Район Ниццы – величайшее курортное место Европы, очень космополитичное и посещаемое большим количеством молодых людей. Имеет хороший состав местных жителей и богатых людей, населяющих роскошные виллы, гостиницы, и гавани с яхтами. Там постоянно проходят модные шоу, фестивали фильмов и автомобильные соревнования». Оно и было выбрано как оптимальное для творческой работы.

 
 
  photo> Выставочный зал имеет два поворотных стола. Кроме этого есть смотровой двор.
photo> Экстерьер выставочного холла, видимый из смотрового двора.


Для исследования ситуации была нанята японская компания. Данные, полученные от нее и от самой администрации района Софии Антиполис, были проанализированы в цифрах. В то же самое время, было создано временное архитектурное бюро. Идеи работающих здесь дизайнеров сравнили с работой дизайнеров из других мест, и они получили высокие оценки. Таким образом, достаточная для принятия решения информация была предоставлена менеджерам в штаб-квартире. После изучения этого замечательного места они убедились в правильности выбора.

Яркие здания, прекрасно впмсанные в ландшафт

The Toyota Europe Design Development Company была основана в ноябре 1998 года. Ее президент – Shin'ichi Kato, являющийся также Вице-президентом головного офиса Toyota. Был задан очень напряженный график строительства, начиная с закладки первого камня в марте 1999 и до окончания работ в феврале 2000 года. Местные строительные компании не могли его выдержать, и поэтому корпорации Shimizu в нагрузку к проекту пришлось взять на себя еще и строительство. Несмотря на проблемы, вызванные местной таможней, различными юридическими ограничениями и неожиданно твердыми скальными породами, строительство было закончено в срок, как и можно было бы ожидать от японской компании. Местные строители были поражены.
 
 
  Несколько слов и фраз являлись ключевыми при строительстве ED Square: «извлечение выгоды из естественной окружающей среды», «максимальные функциональные возможности», «дизайн (здания) должен вдохновлять творческий потенциал», «гарантия конфиденциальности», «рамки бюджета» и «короткое время строительства». В основном, область в западной части после входа – общественная зона, область в задней части на востоке – частная зона. Эти зоны и людские потоки разделены, чтобы гарантировать секретность проектов. Море видимо с юго-восточной части участка, и все студии находятся в заранее определенном ярком месте, обращенном к морскому побережью.



Склон горы – богатая зеленая зона. Из-за имеющихся строгих строительных ограничений в этих местах здания не могут быть высокими. Проектировщики корпорации Shimizu создали компьютерную модель, тщательно моделирующую место и постройку, и приложили все усилия, чтобы скрыть внутреннюю часть здания от посторонних, но обеспечить хороший вид на море изнутри. Результатом строительства стало то, что и ожидалось.
 
 


photo> Северная часть вестибюля. Многие награды, выигранные Yaris/Vitz, включая «Золотой Маркер» и «Европейский Автомобиль года» находятся здесь.

photo> Каменная стена у входа в ED Square состоит из комбинации вырезанного камня с камнями, принесенными ото всюду. Имеются два наружных обзорных сада.


Общая площадь участка приблизительно 39,000 квадратных метров, и здания 5700 квадратных метров. Дизайн здания и расположение функциональных зон, смотрите на фотографиях. В день, когда мы посетили ED Square, была хорошая погода. С превосходной панорамой на Лазурный Берег и древесными зданиями с их мягкими колоритом, это – вероятно лучшая дизайн-студия в мире.

photo> Центр после прохода через фасад в стиле галереи, посыпанный маленькими камнями типа гравия (фактически искусственный камень, сделанный из мрамора), и в середине блестящий объект жемчужного цвета, вдохновленный Yaris/Vitz.
 
 
  A sensitive group of 30

Всего 30 человек в настоящее время работает в этих замечательных условиях. Приблизительно третья часть – японцы, остальные – люди различных европейских национальностей. Говорит Вице-президент Оцуки (Otsuki): «Это – маленькая элитная группа, поэтому важна мощность и вдохновение каждого человека. Наша миссия состоит в том, чтобы стать известной на рынке, создавать тенденции и производить своевременную продукцию. Такая работа опирается на индивидуальный талант, так что высшим приоритетом для нас является подбор хороших человеческих ресурсов».



photo> Внешний вид главной студии. Средиземноморье видно с невысокой деревянной террасы второго этажа.

Дизайн-центры японских компаний, которые были основаны в Европе в прошлом, имели проблемы с качеством людских ресурсов и определения своей позиции в этом. Из-за многочисленных сильных местных компаний трудно даже нанять хороших молодых дипломированных специалистов, и компании должны постоянно бороться с «охотниками за головами» и собственными желаниями дизайнеров уйти в другие компании. Новость, что Toyota строит дизайн-центр в Ницце, распространилась во всем мире в прошлом году, и компания получила много заявлений о работе. В этом смысле эффект основания студии в таком месте уже сработал. Но, основываясь на своем опыте в Calty, Toyota говорит, что ее главным приоритетом должно стать воспитание новых дипломированных специалистов.

Хорошая окружающая среда и хорошие условия притягивают хорошие человеческие ресурсы, ведя к хорошим проектам и хорошим изделиям. И мы сильно надеемся, что скоро из Toyota ED Square будут выходить привлекательные автомобили для потребителей всего мира.


Text: Yoshihiko Matsuo& Akira Fujimoto
Photos: Sylvia BatailIe
Assistant: Ameliie Grasser

Car Styling, 2000

перевод: Владимир Самойлов,
mailto:vladimir.samoylov@designet.ruvladimir.samoylov@designet.ru
 


comment

> В действительности, находившийся в Брюсселе дизайн-центр Toyota за 10 лет своего существования создал не так много автомобилей – Lexus Coupe, новый Avensis, новую Corolla, новый Land Cruiser 90 Prado, плюс кое-какие корректировки машин для европейского рынка, и самый успешный среди них – Yaris. Студия находилась в летаргическом состоянии, обусловленном климатом и низкой энергетикой города. (Про эти причины говорилось в статье). Почему ранее для дизайнеров было выбрано такое месторасположение? Потому, что в Брюсселе исторически находится большая японская община, и это было крайне удобно для компании. Но в связи с отсутствием ожидаемых результатов работы японцы стали греться и поговаривать о персональной ответственности и закрытии студии.

> Дизайн-студия Тойоты в Брюсселе считалась гиблым местом, дизайнеры разбегались оттуда как тараканы, и даже высокие гонорары не могли их удержать. Ситуацию спас сам Тадао Оцуки, предложивший пойти по американскому варианту – теплый климат, солнце, море, женщины… Стратегия себя оправдала. Японцы сейчас очень довольны работой дизайн-центра на новом месте. (коммент Пирожкова: Красивые женщины, только если самому нарисовать?..... Некогда по сторонам-то смотреть!)

> Новый начальник студии – Wahei Hirai (после Тадао Оцуки) после своего назначения устроил небольшую бизнес-вечеринку. Были приглашены все работники со своими женами. Его ключевыми словами стали: «Все знают историю дизайн-центра Тойоты в Европе. Я хочу, чтобы через год нашей совместной работы вы стали гордиться, что работаете в таком замечательном месте! И я приложу все усилия, для создания творческой обстановки и успешной работы!»

> Пара слов о самом строительстве. Строительный рынок Лазурного берега поделен между двумя французскими компаниями-монополистами. Узнав о японцах, они просто в несколько раз подняли цены на свои услуги - куда они денутся? Богатенькие японцы, пусть платят! Но бюджет был определен и не подлежал пересмотру. Тупик? И тут был найден совершенно нетривиальный ход! Однажды утром к Лазурному берегу в районе Канн подошел японский корабль… И с него на землю Франции стали выгружаться стройматериалы, разная техника и инструменты, домики для жилья и, под конец, команда японских супер-строителей. Они привезли все, вплоть до гвоздей!

> Все знают, что без рабочих виз работать во Франции нельзя. Но нюанс состоял в том, что японцы-строители, сойдя на берег и перешагнув границу купленного Тойотой участка, за все время строительства больше никогда не покидали его пределов! Частная земля, чем они там занимаются – их личное дело. Тем временем, изумленные французы каждое утро наблюдали за забором совершенно военную организацию строительства: утренняя «линейка», наряд туда, наряд сюда – и работа закипела. Все росло как на дрожжах. Помните фразу про сжатые сроки и сдачу вовремя? Не удивительно, что так все и оказалось. По окончанию стройки снова пришел большой японский корабль и забрал всех обратно…

> Кто-то подумает: ну вот опять designet пишет про далекую красивую жизнь, не имеющую к нашим проблемам никакого отношения… На самом деле, эта статья – хороший повод задуматься. О правильном подходе к организации работы большой дизайн-студии. Или, например, о влиянии климата на творческую активность. Почему Италия такая дизайнерская страна? А Испания не столь дизайнерская, но каковы там живопись и другие искусства?! А как же тогда дождливый Лондон? Правильно: важна сумма факторов – климат, культурная аура, инфраструктура, доступ к информации, творческая конкуренция, концентрация капиталов…

> И всегда – условия, созданные для дизайнеров непосредственно на их рабочем месте, не говоря уже о величине оплаты труда. А то у нас в России многие до сих пор полагают, что студия может находиться в каком-нибудь грязном сарае. Что можно обойтись без современного оборудования и материалов, без командировок на выставки, без специальной литературы, доступа в интернет и много чего еще. Что подкидывая изредка пару-тройку сотен зеленых на поддержание штанов, можно требовать от дизайнеров создания мировых шедевров…

P.S. А с фирменным знаком EDD японцы конкретно попали... И это не только наше мнение.

 
  Car Styling
 
> Известнейший журнал по автодизайну. Квадратного формата, издается в Японии на японском/английском языке. Можно найти в библиотеках соответствующих учебных заведений и всех уважающих себя автомобильных дизайн-центров. В России был замечен нами только в библиотеке дизайн-центра ВАЗ. В свободной продаже не встречается.

> Сетевое представительство журнала по адресу http://carstylingmagazine.com/ какой-либо информационной ценности, увы, почти не представляет. В последнее время в определенных кругах появилось мнение, что журнал «тормозит». Но до сих пор имеет большое влияние в информационном мире автодизайна.
 
up
 
 
 

© designet.ru, 2001