|
Больной вопрос
Присутствуя на такой моно-выставке (где представлены только стулья),
особенно хорошо замечаешь феномен копирования удачных изделий конкурентов.
У нас это выражается емким словом «содрали». Какой там Китай! В Италию
никто китайские стулья на пушечный выстрел не подпустит. Сами итальянцы
большие мастера заимствовать дизайн друг у друга. Нам, как дизайнерам,
было хорошо заметно, как именно широко известные образцы от лидеров
отрасли копировались фабриками помельче. Ровно с такими изменениями
в дизайне, чтобы невозможно было предъявить никаких юридических претензий.
То-то мы заметили, что к дизайнерам на итальянских выставках может
быть двоякое отношение (могут и взашей прогнать). Так что лучше журналистами
представляться. Но даже им, имеющим официальную пресс-аккредитацию,
вряд ли дадут подробно поснимать детали конструкции новенького прототипа.
Как с этой напастью борются те, у кого сдирают? Об этом мы побеседовали
с разными дизайнерами. Прозвучало несколько рецептов. Первой страховкой
для производителя является раскрученное имя дизайнера. Потребитель,
покупающий стул «от Рона Арада» или «Филиппа Старка» в большинстве
своем не поведется на клоны. Второе сильнодействующее средство – технологические
ноу-хау, затрудняющие копирование (по крайней мере, в течение первых
3-5 лет, когда с нового изделия снимается максимум прибыли). Как следствие
– необходимость частого обновления модельного ряда, чтобы оторваться
от подражателей. В случае массового выпуска поможет снижение цены
на изделие, чтобы сделать копирование малорентабельным. Вот, собственно,
и все!
Судиться? Упаси бог – себе дороже выйдет, ведь формально никто ничего
не нарушает. Вот тебе и цивилизованный рынок! Так что российские мебельщики,
тупо копирующие итальянские аналоги «один к одному», вряд ли чем-то
реально рискуют, кроме собственного имиджа (которым они, похоже, не
сильно озабочены).
Впрочем, не будем отвлекаться на отечественные реалии. Сейчас речь
идет о реалиях итальянских. К ним и вернемся. Результаты
конкурса
В одном из последних по нашему ходу павильонов выставлялись победители
Caiazza Memorial Challenge – конкурса для студентов и дизайнеров.
Честно говоря, результаты нас слегка разочаровали. Смотрите сами.
Model name: LTO Chair (красный стул) - 1-й приз
Designer: Chris Jackson and Peter Mac Cann / London, Great Britain
Жюри единогласно отдало первый приз этому креслу, оценив простую идею,
что с небольшими изменениями обычный стул может качаться и принимать
положение естественное для человеческого тела, находящегося перед
столом. Жюри специально отметило, что дизайн способствует правильной
осанке без каких либо дополнительных механизмов.
Model name: FOO – SHA - Второй приз
Designer: Sakura Adachi / London, Great Britain
Проект выбран за современную интерпретацию восточных традиций. Дизайн
демонстрирует уравновешенное элегантное использование ламината и промышленного
процесса изготовления, как лучший из возможных путей для использования
материала.
Model name: DENT (деревянные, индивидуально подпружиненные бруски)
- 3-й приз
Designer: Claudia Pfleger / Vienna, Austria
Простота стула усиливается низкой стоимостью производства и вниманию
к принципам recycling.
Model name: SEPPE - поощрительный приз
Designer: Inge Van Gheel / Gothenburg, Sweden
Проект выбран за свою инновационность, естественную экспрессивность
и гибкие возможности эксплуатации. А так же интересную комбинацию
дерева и текстиля.
Model name: BUURTSUPER (темная скамейка) - поощрительный приз
Designer: Carmela Bogman & Myung Visser / Eindhoven, The Netherlands
Выбрана жюри за свою природу между стулом и "коленной" скамейкой.
Дизайн также успешен как демонстрация личных религиозных убеждений.
Model name: WMF (красный стул) - поощрительный приз
Designer: Teemu Marku Jarvi / Helsinki, Finland
Проект выбран за использование цвета, элегантность формы и многосторонность,
подходящую как для общественного так и для частного использования.
Model name: 220865-220865 (скамейка внизу) - поощрительный приз
Designer: Mads Leth Jensen / Copenhagen, Denmark
Стул для медитации, концентрации и молитвы. Выбран жюри за простоту
и поэтическую натуру, легкую транспортируемость со скрытым приглашением
остановится и помедитировать. Хитрость - в подкошеных ножках...
By invitation
Впервые в этом году в рамках выставки и конкурса Caiazza Memorial
Challenge была создана специальная ежегодная секция - “by invitation”
("приглашенные"), которая демонстрирует новый взгляд молодых
дизайнеров. Отобранные жюри идеи реализуются в прототипах на производственной
базе "треугольника стульев Фриули".
Слева направо:
Renaud Thiry (Франция), model name: Sven Chair
Самый обычный стул. Сам автор говорит, что хотел спроектировать стул
связанный с историей скандинавских стульев для столовой.
Lorenzo Damiani (Италия), model name: Udine Chair
Стул с железным каркасом, сидение - пластиковая оболочка, набитая
опилками.
Автора попросили сделать стул главным образом из дерева. От автора:
"Я подумал, что опилки, образующиеся при производстве мебели
- подходящий материал для мягкого сидения стула - это ведь все еще
дерево" :-)...
Stefan Diez (Германия), model name: Fraiday Chair
Стул из гнутой фанеры. Протитип был изготовлен очень неаккуратно,
видимо из-за большой спешки при подготовке к выставке. На наш взгляд,
интересный прием формообразования, но до конца не доведенный. От автора:
"Линия почти нигде не соединяется, стул использует минимум дерева,
гибкий но стабильный."
На выход
Тем временем последний день выставки (и второй день нашего пребывания
в Удине) подходил к концу. Двигаем в пресс-офис, где нас всегда
ждало радушие организаторов. Там можно было бесплатно выпить кофе,
взять из холодильника бутылку воды или колы, поработать в сети,
и, конечно же, сдать вещи в камеру хранения, чтобы не носить их
с собой по выставке.
Там же, у официального фотографа выставки, можно было заказать съемку
объектов на выставке. Удобно - не у каждого есть талант фотографа
и хороший фотоаппарат. Уже под занавес выяснилось, что самостоятельная
фотосъемка запрещена на ВСЕЙ выставке, а не только на стендах, где
ей препятствовали. А мы нагло снимали все подряд :-). Впрочем, это
и к лучшему. Никто посторонний не запечатлеет объект так, как это
нужно тебе самому.
У стены на полках было разложено множество пресс-релизов и буклетов
от производителей, а уже на выходе нам выдали компакт-диск со всеми
нужными изображениями – стулья-победители конкурсов плюс репортажные
фото с выставки. Оставалось только привести впечатления в некоторую
систему, сесть и написать репортаж. Что мы наконец-то и сделали…
Итого
Русскую речь на выставке мы слышали всего пару раз. Это были люди
из редакций глянцевых журналов, успешно промывающие хорошо продающийся
на нашем рынке итальянский дизайн.
А вот представители нашей промышленности замечены не были. Хотя
им-то и стоило быть здесь первыми, чтобы посмотреть, с какой мощной
проектно-технологической и маркетинговой машиной они, вроде бы,
хотят конкурировать. Promosedia – эталонный образец. Здесь можно
наглядно увидеть критически важную, определяющую роль дизайна в
создании и продвижении современной продукции на международный рынок.
Как выяснилось недавно, на выставке присутствовали журналисты "Монитора",
но мы так и не пересеклись. Их мнение про стулья Промоседии можно
прочитать в последнем 22 номере.
Напоминаем, что официальный сайт организации Promosedia и конкурса
Caiazza Memorial Challenge - www.promosedia.it
Ранее: Часть 1. Часть
2.
С условиями ежегодного конкурса дизайна стульев Caiazza Memorial
Challenge на русском языке можно ознакомиться здесь.
Они настолько выверены, что год от года в них меняется только состав
жюри :-)
Вместо PS
Спасибо Маргарите Бабенко и агентству Calt PR за содействие в организации
поездки. А также организаторам выставки и персонально Розите Вентурини
за приглашение и всестороннюю помощь.
Александр Матвеев
Владимир Самойлов
сентябрь 2003
Удина, Италия |