|
Предыстория
Все началось с письма, «упавшего» в наш электронный почтовый ящик
без малого год назад. Оно было из агентства CALT PR – пресс-офиса
организации Promosedia, которая объединяет итальянских производителей
стульев и является организатором одноименной международной выставки,
идущей ежегодно, начиная с 1977 года. Оказалось, что помимо экспо,
широко известного в профессиональных кругах, с 1996 года проводится
еще и европейский конкурс для молодых industrial-дизайнеров.
В 2003-м организаторы решили расширить его географические рамки
не только на страны Восточной Европы, как годом раньше, но и пригласить
к участию дизайнеров из России. Решение, которое, по идее, могло
быть встречено у нас если не с ликованием, то хотя бы благосклонно,
обернулось для его инициаторов непредвиденными проблемами. Цитируем
письмо: «Мы очень долго пытались найти кого-нибудь из России, кто
бы мог нам помочь. Нам почему-то отказывали во всех организациях,
куда мы обращались, даже в Министерстве образования России и в вашем
посольстве здесь, в Италии».
В общем, типичная ситуация в родных пенатах. Как и любое другое
живое дело, это тоже оказалось неинтересным отечественному официозу.
Однако тем сильнее оно заинтересовало нас – информация о конкурсе
и его условиях вскоре появилась на нашем сайте. Благодаря этому
в соревновании приняли участие множество дизайнеров из России и
СНГ.
На последовавший за этим вопрос организаторов «А сами вы не хотите
ли приехать на выставку и посмотреть на все своими глазами?» – мы
ответили: «Разумеется!». Затем получили официальное приглашение,
утрясли бюрократические формальности и пошли упаковывать чемоданы…
Информация к сведению
(историческая справка или откуда берутся стулья)
Город Удина (по-итальянски Udine, ударение на первом слоге) – центр
северо-восточной провинции Friuli, находящейся на границе с Австрией
и Словенией.
Первые следы производства стульев во Фриули прослеживаются со средних
веков. Стулья, изображенные в деталях алтаря Ратчиса в Cividale
del Friuli около Удины, - одно из наиболее важных исторических напоминаний
о Лонгобардской цивилизации в Италии. В Венеции, одном из центров
Ренессанса, столяры и резчики из Фриули работали с 1400 года, принося
венецианский стиль стульев по возвращении домой вплоть до 1700 года.
Создавая стулья для дворянства, зарождающаяся индустрия Фриули в
то же время разрабатывала массовый продукт. Вначале он имитировал
дизайн для высшего класса, позднее родился стул с сиденьем из соломы,
который сейчас рассматривается как икона в истории мебели (фото
слева).
Создание железных дорог и морского транспорта в 1800 годах спровоцировало
первый бум в мебельной индустрии Фриули. Два типа стульев, производимых
в Мариано дел Фриули - называемых Марокка и Марсильезе – были не
только эпохальными для становления индустрии, но и принесли удачу
для первого консорциума производителей стульев.
Так перед первой мировой войной производство стульев достигло 1
200 000 штук в год! К сожалению, война полностью прервала выпуск,
так как эта область оказалась в центре тяжелых боев. Промышленность
вынуждена была начать все сначала.
Уже в 1926 году некоторые фирмы из региона выставились на Миланской
ярмарке. В 1927 году были зарегистрированы 96 фабрик. К счастью,
вторая мировая война не причинила Фриули такого же разорения, как
предыдущая, и в 1951 году число фабрик стало 137 с 1237 рабочими.
Это были годы национальной реконструкции, но Фриули все еще оставалась
областью эмигрантов, благодаря мировому кризису 30-х годов и последствиям
войны. Однако в «Стульном треугольнике» стали появляться первые
положительные знаки: местное производство было очень известным,
хотя сильно нуждалось в сильных маркетинговых ходах.
Несомненно, золотая эра испытанных стульев Марокка и Марсилья была
закончена. Рынки стали в большей степени интернациональными и многими
производителями Фриули управляли иностранцы, которые платили самый
минимум, но что хуже всего, уделяли недостаточное внимание эстетике
и узнаваемости изделий.
С самого начала эти проблемы имели ощутимый эффект во всем «Стульном
треугольнике». Для их решения надо было повернуться к ним единым
фронтом, поэтому в 1957 году был создан Консорциум для развития
индустрии сидений (Seating) Фриули, направляемый Группой Экспортеров
Стульев Фриули.
В это же время, там выросли образовательные и учебные группы в
области сидения, которые позже объединились в IPSIA (Профессиональный
государственный институт промышленности и ремесла) в 1966-м, и в
CATAS (Региональный центр технической поддержки) в 1969-м.
В течение ранних 60-х количество компаний почти удвоилось по сравнению
с 10-летней давностью. Следуя толчку успеха итальянской мебели,
«Стульный треугольник Фриули» подтверждает важность таких факторов,
как «имидж», «дизайн» и «распространение».
Это было точно в тот период, когда Милан стал столицей итальянского
стиля. В то время, когда итальянская креативность еще только начинала
себе проявлять с лучшей стороны, стулья Фриули с их большим наследием
ремесла и технических ноу-хау и впечатляющими возможностями стула
как продукта не избежали внимания ведущих дизайнеров из Милана.
Джио Понти, Карло де Карли и Вико Маджистретти были, возможно, первыми
великими именами, которые привели в действие этот «культурный союз»,
определяемый персональным симбиозом дизайнера с компанией – часто
маленькой, но энергичной. С первых достижений современного дизайна,
с этого маленького успеха дальнейшая его необходимость стала очевидной
для поднятия ценности стульев Фриули на высший международный уровень.
Первая выставка стульев прошла в Удине в 1977 году: выставка, которая
до сих пор остается единственной в мире в своем роде, и реально
важной для производителей, торговцев, дизайнеров и СМИ.
В 1983 году Промоседия создает свой знак. Его задача – продвигать
известность и продажи стульев Фриули по всему миру, находить новые
рынки и стимулировать менеджеров, культурное и технологическое развитие
компаний в «Треугольнике стульев» Фриули. Это также послужило началом
того, что выставка стульев стала действительно международной.
Стулья Фриули сейчас занимают престижное положение во всем мире.
Рейган и Горбачев сидели на фриульских стульях во время своих исторических
переговоров в Рейкьявике, открывая новую главу в отношениях между
Россией и США. Пресс-комната в Белом Доме меблирована стульями в
стиле Наполеона, произведенными компанией – членом Промоседия, на
тех же стульях сидели две тысячи гостей на венчании принца Бахрейна.
Опера в Праге, отель Плаза в Нью-Йорке обставлены стульями из Фриули,
так же как круизные суда на самых известных линиях и сеть отелей
Хилтон и Шератон по всему миру.
Вот такой бэкграунд… Историческое отступление закончено.
Полетели
Единственный подходящий нам аэропорт находится между Удине и Триестом,
и регулярных рейсов туда из России нет. Оставался только чартер
из Внуково, с полным набором традиционного сервиса: невероятно медленной
регистрацией пассажиров, темными и тесными заплеванными залами без
сидений, задержкой вылета на пару часов (и слава Богу, что не на
полсуток). Впрочем, еще через каких-нибудь три часа все это забылось
как сон.
После мягкой, почти незаметной по касанию, посадки, с заслуженными
аплодисментами нашим летчикам, мы выгружаемся в скромном местном
аэропорту (фото слева). Предыдущий экспресс ушел 15 минут назад,
поэтому через 40 минут ожидания садимся на простой рейсовый автобус
и через еще полтора часа неспешного слалома по живописным окрестным
селениям оказываемся в подготовленной организаторами гостинице.
В номере нас уже ждали путеводители по провинции, приглашения на
выставочные мероприятия, аккредитационные документы и увесистый
пресс-кит. Прочитав расписание, поняли: почти на все интересное,
что было сегодня, в первый день выставки, мы благополучно опоздали
из-за цепочки задержек. Впрочем, не беда: впереди было еще целых
два дня…
Началось
Около 9 утра специальный автобус подъехал к гостинице, забирая приглашенных
гостей и журналистов на выставку. Мы полагали, что местный экспоцентр
находится по знакомой нам традиции где-нибудь недалеко от живописного
центра, который мы исходили вдоль и поперек накануне вечером. Ничего
подобного, автобус двинулся в противоположном направлении, в сторону
фабрик и торговых комплексов, на окраину. То тут, то там по пути
стали попадаться эмблемы Promosedia – пятиметровой высоты квадратные
стулья, появление которых становилось все более частым по мере приближения
к цели. Через 15 минут автобус сделал поворот вокруг еще одного
и через несколько метров остановился у следующего стула. Приехали.
Fiera Udine
Зарегистрировавшись в пресс-центре, мы получили вот такие симпатичные
бэджи и направились к павильонам – Promosedia оккупировала все без
исключения.
Сам выставочный комплекс Fiera Udine и то, как там все устроено,
заслуживает специального описания. Судя по всему, он построен на
бывшей старопромышленной площадке, сквозь которую протекает небольшая
река. Есть даже целый каскад из небольших плотин, многие здания
переоборудованы в выставочные павильоны из заводских помещений.
Нам это место чем-то даже напомнило Плотинку в центре Екатеринбурга.
Естественно, присутствуют и новые, современные корпуса. Все это,
на первый взгляд, эклектичное семейство соединено разнообразными
переходами и рекреациями.
В центре – зеленый остров, на котором растут гигантские, в три-четыре
обхвата, деревья. Нежаркое осеннее солнце, пение птиц, роящиеся
в кронах дикие пчелы, расставленные в изобилии скамейки и даже шезлонги
с зонтиками. В сочетании с неспешностью и немноголюдностью место
больше напоминает не экспоплощадку, а курорт или как минимум городскую
рекреацию в будний день. Трудно было не уступить соблазну проваляться
целый день в тени под шум падающей воды.
Однако проложенные везде красные дорожки с логотипами Promosedia,
многочисленные указатели и уже знакомые стулья для великанов ненавязчиво
напоминали о цели нашего приезда. И профессиональный интерес в конце
концов победил.
К делу
Организаторы сообщили, что в этом году выставка проводится в 27
раз и на ней представлено более 6000 моделей стульев. Цифра впечатляющая.
Да и вид множества павильонов, под завязку заполненных разнообразными
«подставками под пятую точку», также вряд ли мог оставить равнодушным
впервые попавшего сюда зрителя. Однако при ближайшем рассмотрении,
объектов достойных дизайнерского внимания оказалось не слишком много.
Впрочем, и неудивительно. Во-первых, выставка сугубо прикладная,
коммерческая – здесь выставляют не концепты, а реальные образцы
массовой продукции под контрактные поставки (отели, офисы и т.п.).
Для справки: ежегодно компании, участвующие в Promosedia, продают
40 миллионов стульев и кресел, т.е. заполняют треть мирового рынка.
Во-вторых, многие известные фирмы (Vitra, Kartell, Alias и пр.),
работающие с мировыми звездами дизайна, в объединение не входят
и в данном мероприятии не участвуют. В итоге выставка показывает
срез по качественному среднему уровню мебельной промышленности –
итальянским компаниям второго эшелона, плюс небольшой процент гостей
из других европейских стран.
Как дополнение к основной тематике, в дальних павильонах находились
скучноватые для зрителей, но крайне полезные для профессионалов
(а для них, собственно, и устраивается эта выставка) стенды фабрик-производителей
конструкций, комплектующих и инструмента. Настоящий клад для тех,
кто понимает.
А для затравки мы выбрали самый маленький, ближайший к входу павильон,
с которого и начали обзор.
Продолжение: Часть 2.
Часть 3.
Напоминаем, что официальный сайт организации Promosedia и конкурса
Caiazza Memorial Challenge - www.promosedia.it
|