Часть 1. Италия (билет,
виза, жилье, язык, транспорт)
Часть 2. Италия (прилет, отлет, превес, tax-free, обмен денег)
Часть 3. Милан-1
Часть 4. Милан-2
Часть 5. Турин
Часть 6. Выставка – Мебель
Часть 7. Выставка – Салон-сателлит + Материалы
Часть 8. Выставка – Свет
Часть 9. Простые вещи
Часть 2. Италия (прилет, отлет, превес, tax-free, обмен денег)
Прилет
> Если вы хотите поддерживать в себе стойкую нелюбовь к Родине
– вам нужно ежемесячно, хоть разок, бывать в Шереметьево-2. Построенный
еще во времена Олимпиады-80, и с тех пор ни разу капитально не ремонтировавшийся
– при посещении он навевает самые негативные мысли. Темный (лампочки
не меняли, наверное, с тех же пор), мрачный, грязный, охваченный бандитскими
братками-таксистами, рвущими вас на части – всего за 50-30-20 долларов
довезем до Масквы… Ребята – я в Италии за 4,5 доллара еду на супер-пупер
автобусе из аэропорта Мальпенса в Милан целых 45 минут!!!
> Но небольшие изменения все же есть (правда не зависящие от аэропорта)
– например, наконец-то с прошлого года разрешен вывоз 1500 долларов
без справки. Этого обычно полностью хватает на 2 недели экономичного
заграничного жития и даже на подарки остается. А таможня, спросив
– больше 1500 или меньше везешь? – при ответе меньше, уже не спрашивает
таможенной декларации. После строгого взгляда пограничной тетеньки,
внимательно вас сличающей с фото в паспорте, вы идете в пресловутый
накопитель.
> Если повезет – посадка будет прямо из аэропорта по трапу в
салон самолета, что и было задумано при постройке, но заработало
только пару лет назад. Перелет происходит или на Боинге или на А-310,
нормальных европейских самолетах, что заметно по проработанности
и комфорту интерьера сразу при посадке в салон. В эконом-классе
кормят (сносно) и поят приличным вином (немного). Три с половиной
часа – и пред вами другой мир! Чистота. Яркость красок. Улыбающиеся,
незагруженные люди. И тут итальянский паспортный контроль. Внимание!
Прилетел самолет из России! Игру ведут самые опытные знатоки! Все
русские – под тотальным подозрением. Вам не поможет ни улыбка, ни
молодость, ни Viza Platinum в кошельке.
> Офицер (иногда на очень ломаном английском! вы готовы с лету
его понимать?) задает стандартный набор вопросов, как на экзаменах
в автошколе. Цель приезда – туризм, покажите деньги – вот кошелек,
вот они, сколько-сколько – нормально-нормально. Дальше вопросы усложняются
– а где бронь вашей гостиницы? А я в хостеле буду жить! А это ваши
сумки? И это все? Пройдемте, гражданин! И на глазах у изумленной
русской очереди из самолета, меня уводят в полицейский участок.
Подозрения – по туристической визе на бизнес выставку – раз (да
я просто дизайнер!), плохо отвечает по-английски – два (а попробуй,
разбери его ломанный английский с сильным итальянским акцентом!),
нет гостиницы – три (что такое хостел, он не знает), да и просто,
не нравишься ты мне мужик (русский к тому же) – четыре.
> Тут то и вспоминаешь слова о том, что виза – лишь возможность,
но отнюдь не гарантия въезда в страну! Через 15 минут сидения в
полицейском участке (обычный чистый деловой офис) с толстым лысым
офицером, непрерывно болтающим по-итальянски и расправляющийся с
такими, как я, приходит представитель Аэрофлота. Кажется, во всем
аэропорту только он говорит по-русски. Все улаживается в одну минуту
– штамп прилета в паспорт, и вот – Вы и Италия. Лицом к лицу. Вперед!
> Malpensa shuttle – автобус,
который с комфортом везет вас в Милан. Вверху – билет и графика на
багажной ленте со знаком аэропорта.
> В Милане, кстати, два аэропорта. Один старый – Linate. Он
и сейчас работает и расположен практически рядом с городом. Мальпенса
намного его больше, построен буквально несколько лет назад и находится
так далеко, что это уже соседняя провинция. Если бы не супер-дороги-автобаны
– добираться из него было бы серьезной проблемой. Еще до Милана
можно доехать на комфортабельном поезде – за те же деньги и даже
быстрее, чем на автобусе. Но! Вы приезжаете не на центральный, а
на другой вокзал. А автобус спокойно проезжает мимо выставочного
комплекса Fierra Milano и конечно же, делает там остановку по многочисленным
просьбам трудящихся. А потом едет прямиком на центральный ж/д вокзал.
Очень удобно. Рекомендую.
> Ниже на снимке – здание аэропорта Malpensa.
Отлет
> Отлет обратно не столь драматичен – только почему-то стойка регистрации
почти всех бывших соц. стран находится в самом дальнем углу. Никому
в голову не придет спрашивать у вас какие-то таможенные декларации
и проверять количество вывозимых денег. Проследите только, чтобы на
визе стоял штамп вылета. (Отступление – если его по каким-то причинам
забудут поставить – паспорт можно выбрасывать. Потому, что отсутствие
штампа о выезде означает для посольств нелегальный выезд из страны
– и никакой новой визы с этим паспортом вам точно не видать!) Но тут
начинается история про багаж, которая называется «Пе-ре-вес». Запомните
это слово!
> Стойки регистрации для
нормальных европейских людей. Аэрофлот тут не ищите. На него (и на
другие бывшие соц. страны) регистрация производится в самом дальнем
углу.
> В эконом-классе дозволено
провозить всего 25 килограмм багажа, и пару сумок – в ручной клади.
При регистрации сумка, которую вы сдаете в багаж, взвешивается и…
Хорошо, если вес 26-27 килограмм - на это смотрят сквозь пальцы, но
если их 32!.. Придется доплатить за перевес. Сколько? Держитесь крепче!
10 долларов за каждый лишний килограмм! Книжки, которыми набита ваша
сумка, мгновенно становятся не простыми, а золотыми… Вы доходите до
стойки Аэрофлота, и оплачиваете (или пытаетесь оплатить) ваш перевес.
А ведь денег может уже и не быть! Кто вчера хорошо напоследок посидел
в ресторанчике на Пьяцца Дуомо? Выворачивание карманов, подсчет последних
лир… И вот вам Сцена с натуры.
Перевес
> У вас перевес 7 кг, пожалуйста, 140.000 лир. – У меня нет лир!
– Тогда можете долларами. – И долларов тоже нет! – Как это, нет?
– Кончились. – Как это, кончились? А сколько у Вас есть? – 40 долларов…
– Гм-м-м..
> Мне повезло – за стойкой стоял русский работник, прекрасно
меня понимавший. Он спокойно порвал старую квитанцию, на 70 и выписал
новую – на 40 долларов. Как я потом узнал – легко отделался. Не
всегда сотрудники Аэрофлота там в Италии – русские люди. Как-то
одна итальянка просто не понимала проблемы, и требовала у наших
девушек найти денег где угодно. Ситуация становилась критической
– можно было и не улететь вовсе! Выручил случайно проходивший мимо
обычный русский парень (кстати, Игорь, который в Турине учится).
Дал денег просто так. В тот раз тоже все кончилось хорошо. Помните
это слово и не повторяйте чужих ошибок!
> Странно, но к сожалению, нигде в аэропорту Мальпенса нельзя
взвесить свой багаж! Оценивать приходиться на глазок – и, лучше
самое тяжелое переложить в маленькие сумки ручной клади. Есть еще
одна хитрость – негабаритный багаж. У меня была красивая дизайнерская
сумка, купленная на выставке. Всем хороша – и колеса мягкие, и сделана
удобно, только вот ручка у нее не складывалась – и для авиакомпании
она переходила в разряд bulky baggage – негабаритного багажа (заодно
и новое английское слово выучил). Так вот, бирку на нее вам вешают
у стойки регистрации, а в багаж вы ее сдаете в совсем другом месте
– за углом, у лифта простому служащему в униформе грузчика. А по
пути от регистрации до сдачи ее можно нагрузить чем угодно (лишь
бы влезло)!!! Вряд ли кто-то догадается снова проверить у нее вес!
> Слева – устройство для упаковки багажа в тонкую прозрачную
защитную пленку. Всего за 10.000 лир (5 долл)! Каково! Легким движением
руки чемодан замотан и скреплен наклейкой Securita. Так что если
в него залезут – все сразу будет понятно.
Вверху – новый Ситроен С5, интерьер которого делал Володя Пирожков.
В апреле это была новая европейская машина и для знакомства и завлечения
покупателей ее ставили везде. Стендистка оказалась девушкой из Польши
и мы с Игорем прекрасно поболтали с ней по-русски.
Внизу – интерьеры аэропорта. Видно сразу, архитектору не зря заплатили.
Круто! Много воздуха, отлично по цвету. Графика наглядна и понятна.
Фирменный цвет – темно-зеленый.
Tax-Free
> Что это за зверь? Вы, наверное, слышали краем уха рассказы
о возвращении каких-то денег на границе за покупки, сделанные в
стране пребывания. И это правда. Есть только множество больших НО.
Вначале о самой системе. Вы покупаете в Европе в магазине вещь,
платите сумму, в которую включен их НДС -20-22%. Но поскольку вы
не гражданин Европы, то вам незачем платить этот налог – вот его-то
и возвращают на границе, при отлете. Работает это так – в магазине
(лучше не в самом маленьком на окраине Турина), при оформлении покупки,
вы просите выписать вам TaxFree чек. Они отвечают – нет уж! Как
это – нет? А так – чек выписывается при покупке не менее чем на
150 долл. (300.000 лир) – так в Италии. Так что придется еще пару
шнурков для достижения нужного лимита в корзину положить.
> Все, сумма набрана, продавец пыхтит и в какую-то красивую бумажку
вписывает ваши имя, фамилию (требует паспорт, хорошо, что не прописку
:-) а так же адрес проживания. В чеке написано все – что вы купили,
когда, где, а также, сразу главная цифра – сколько вам должны вернуть
назад! Получив конверт с выписанным и кассовым чеком + картами мест,
где денежки возвращаются, удаляетесь в гостиницу. Мораль этого этапа
– имеет смысл всю одежду и подарки покупать в одном большом магазине
(что, по-моему, в Италии малореально).
> Этап следующий – аэропорт. Приехав туда минут на 20 пораньше
– все требует времени – вы идете по плану к отдаленной стойке таможни,
которую простые отъезжающие вообще обычно не видят. По пути, пытаясь
перечитать надписи на чеке, обнаруживаете какие-то знакомые буквы
– да это же надписи на русском – удивляетесь вы! (Так я был удивлен,
поскольку кругом только итальянский и английский) Подойдите к стойке
и таможенник окинет вас взором и устало поставит на чек круглый
штамп. Следующий! Почему-то не требуют показать вещи, хотя у американов
впереди меня вся транспортная телега была честно завалена сумками
из бутиков Кляйна и Версаче. Все. Осталось только дойти до стойки
выплат – это снова в другом месте. Добрались. Последний вопрос на
засыпку, – в какой валюте желаете? А какая есть? Доллары и лиры.
Что вы выберите? Конечно родные баксы! И не угадали! Потому что
тут же, улыбаясь, с вас возьмут за обмен такие комиссионные, что
не снились никакому банку! Мораль – берите в нац. валюте – лирах,
дома поменяете с обычной русской комиссией – 2 рубля за операцию.
> Еще одно но – если вы купили все в Италии, а улетаете из Парижа
– не факт, что вам вообще что-то выплатят. Ну, может быть, предложат
зачислить это на вашу кредитную карточку. Надеюсь, в следующем году,
после введения единой европейской валюты Евро, это проблема отпадет.
> Вверху – фирменная Мальпенсовская скамейка.
> Внизу – классные детали в аэропорту.
> Био-тележка для багажа. Форма классная и функция не страдает.
> Стойка для указателя, сформованная из каменных гранул вперемешку
с синтетической смолой. На ней укреплен отлитый из железа(!) шильд
со знаком аэропорта, залитый эмалью. Да-а, недешевое удовольствие!
И даже в таких простых и брутальных вещах за спиной слышно дыхание
хай-тека.
> Урна с разделителями. Стекло/пластик/бумага. Сигареты тушатся
в ямке с песком в центре. Никто и не думает бросать непотушенные
окурки в пластиковые пакеты. Культура, однако! А поставь-ка это
в Шереметьево, что он нее к вечеру останется?
Обмен денег
> Выгоднее всего, как ни странно, покупать лиры в России. Запомните
курс – 2000 лир – 1 доллар. Так что купите сразу 1.000.000 – это 500
долл. На втором месте стоит обмен денег в аэропорту – может курс там
и не самый высокий, зато комиссионные маленькие. Вдобавок если остались
лиры, при отъезде вы их по этому обменному чеку можете сдать без комиссии.
> Совсем плохо менять деньги в центре в городе – внимательно рассматривая
чеки, я поражался алчности итальянских банков – со 100 долларов за
обмен вы отдаете от 5 до 10 долларов! Что нам, привыкшим менять все
за копеечные комиссионные, просто неслыханно!