|
Мастер-класс Владимира Пирожкова (Екатеринбург, УГАХА,
27.06.03) или как все было на самом деле…
(Справка DN: Владимир Пирожков закончил Свердловский
Архитектурный институт в 1992 году, Арт-центр в декабре 1995. Небольшое персональное
инфо можно посмотреть у нас в разделе people).
Вроде
вступления Нельзя не поделиться с теми, кто не знал или не смог попасть
на встречу с Пирожковым. Я не претендую на стопроцентное цитирование его слов,
пишу из головы, что запомнилось. И если что не так, то пусть меня поправят те,
кто был. Может, тогда восстановится полная картина беседы.
Встреча с легендой
проходила в «приспособленной» аудитории, в которой до этого общались с другим
Володей – Капитоновым – пару месяцев назад. (Справка DN: Капитонов - наш человек
:-) - из Челябинска - закончил CCS (College
for Creative Studies) и теперь работает дизайнером на GM. В прошлом году мы
писали про его московский мастер-класс для студентов МАМИ).
Начало Представьте
себе аудиторию на 20 парт, по 2-3 человека за каждой, и по стеночкам народу -
сколько влезло. Мероприятие походило скорее на "тесную встречу" или
"люди в мокром". За окном было + 22, а в аудитории сами догадайтесь.
При этом, очень сомнительно, что все, кто бы хотел попасть на встречу с Пирожковым,
вообще были в курсе, что он приехал. Студенты бродили по Арху, заглядывая "а
чё это вы тут делаете?" и, не врубаясь в происходящие, отваливали. Не знает
страна своих героев 9.
А те, кто пришли специально, к разговору были не
подготовлены, без вопросов и мыслей в голове. Вопросы были в основном типа: "А
где в Германии бесплатно учат дизайну"? Пирожков громко смеялся. Потом заявил
что типа: "в Париже - хорошо учиться моде, в Италии мебельному дизайну"
и т.п.
Ну, дык вот. С 10-ти, примерно, до часу дня, Владимир рассказывал
про то, как там у НИХ. Про жизнь, про то, как ТАМ работают (много и часто). Чем-то
напоминало монологи Задорнова "какие они там все тупы-ы-ы-е-е-е-е…".
Основная мысль: у НИХ с младенчества зомбируют молодежь, что бы правительству
было легче ею управлять.
Тем
не менее, Пирожков сразу же произвел конкретно положительное впечатление МЕГА-ЧЕЛА
с другой планеты или из будущего. Хотя, фактически, для собравшихся таковым и
являлся. Но он всячески подчеркивал, что он такой же простой парень, только упертый.
И ему нравится делать то, что у него получается лучше других. Держался Пирожков
раскрепощено, уверенно (а то!). Поражало, что в нем совершенно не было амбициозности,
напыщенности. Он всем своим видом как бы говорил, да я крутой дизайнер, но и вы
так можете. Сказал, что "точно также ходит в туалет, как все люди".
Наверно, так и есть :-)
Расположив к себе слушателей с первых минут разговора,
Владимир не умолкал ни на минуту. А колорит его историям придавало звуковое сопровождение
многочисленных жестов: "заходим мы с дочкой банкира из Ниццы к нам здесь
в общагу, а там воды не было 6 месяцев! Никакой! Ва-ау! И мухи такие, с кулак
в-в-ж-ж! И лифт не работает. Она говорит: в душ можно? А я говорю: не-а, сходи
с ведерком на первый этаж и принеси оттуда воды - я полью. Она так "па-аум-м-м-м!".
Но пошла…".
В общем, много вспоминал и шутил про свою студенческую
жизнь.
Про
идеи. Идей-то в мире нет. Очень мало. То, что вы видите в "Домусе"
со всего мира по штучке собрано и всё. Больше ничего нету. И, если ты способен
придумывать новые идеи, то ТАМ тебе цены не будет, или цена будет очень неслабая.
Трудно спорить.
Про компьютер. Комп - инструмент! Не больше и не
меньше. По словам маэстро, для рисования он компом не пользуется вообще, я, говорит,
"могу нарисовать все руками намного быстрее, чем другие на компьютере".
"Но, если у кого-то на компе получается быстрее и лучше - пожалуйста, рисуйте".
"На компе нельзя придумать ничего нового". На компе работают не дизайнеры,
а инженеры, которых ТАМ до фига и больше.
Про будущее. "Терминаторы
наступают" (это цитата). В Японии людям уже вживляют 40-мегабайтную память.
Природных ресурсов (нефть, газ) осталось на 40 лет. Короче, апокалипсис скоро.
Владимир считает, что мы доживем до этого. Его волнует судьба планеты, и, похоже,
он говорил серьезно, но народ не прорубил фишку, типа "дядя пошутил опять".
Про
другие страны. Про них он говорил много. "Надо ездить как можно больше,
изучать другие культуры". Особенно азиатские. В этом суть творческого роста
и новых идей: "подсмотрел у Гауди в Барселоне как окно решено и применил
для автомашины"!
Про отношение к работе. ЗДЕСЬ на рабочем месте
слишком много пьют кофе, так заведено. А ТАМ носом землю роют. "Если японцу
нужно нарисовать "красотищу", японец не пойдет домой пока "красотищу"
не нарисует, будет сидеть хоть до утра!"
Про работу в команде.
Это здорово, это полезно, это расширяет сознание и только так и надо. Никто
не прячет идеи от коллег, ими делятся, ведь все работают на одну компанию и у
каждого идей до фига. Большинство идей просто пропадут. Если процентов 20 от всех
идей реализуется, это уже хорошо, а то, обычно, бывает реализовано на много меньше.
Про
умение рисовать. Это реально круто. ТАМ они не умеют рисовать руками. Или
вот простой пример. Пригласили меня на юбилей к нефтяному магнату. Что подарить
человеку, у которого уже ВСЁ есть? Ролекс? Да на фиг оно ему! А я ему машину нарисовал,
ему так понравилось, что он ее до сих пор всем показывает и меня помнит. Или вот.
Летите вы в самолете. Как с девушкой познакомиться? Портрет ее нарисовать! Простите,
вас как зовут, а вот, кстати, вам презент. И всё. Я когда летаю, всегда рисую.
(Показывает рисунки катеров). Это вот я сегодня в самолете рисовал.
Японцы
очень ценят рисунок и всё, что сделано руками. Они понимают, сколько туда труда
вложено. Американцы вот не понимают. Их страны еще не было, а Ирак уже века простоял.
А японцы, другое дело. У них в одной лавке видел, обувь лежит, все пары на вид
одинаковые, только одни стоят столько-то, а другие в 10 раз дороже. Спрашиваю:
почему? Мне говорят: которые дешевле, сделаны на фабрике, а которые дороже - вручную.
Совет от Пирожкова. Никогда не отдавайте заказчику или институту
оригиналы рисунков, только копии. Храните оригиналы в портфолио. В этом и есть
магия рисунка: он единственный такой и так можешь только ты.
Вот наиболее
втемачные вопросы (и ответы) Вопрос:
Как ТАМ относятся к России? В.П.: Для прогрессивного мира ее просто
нет, здесь ничего интересного не происходит. Вопрос:
А как тогда ТАМ относятся к русским? В.П.: Нормально, совершенно не
важно, откуда ты родом, если соображаешь. Вопрос:
Какие изделия вы считаете наиболее "дизайнерским"? В.П.: Массовые.
Его сложнее всего проектировать. Например, зажигалка "Big", Volkswagen
"Жук". Вопрос: Чем сейчас рисуете? В.П.:
Серыми фломастерами (градиент по номерам от 1 до 10), 10 - "теплых",
10 - "холодных", черная ручка "Big", белый простой карандаш.
Все. Цвет мне уже не нужен, я могу передать форму и без него. Вопрос:
На каком формате обычно рисуете? В.П.: На альбомном. Я так привык, мне
так удобно. Я вообще, большие объемы воспринимаю отдельными деталями. Вопрос:
Какие предметы из институтской программы на самом деле нужны дизайнеру? В.П.:
Рисунок, живопись, сопромат (он называл сопромат "Горонков" по фамилии
преподавателя, который до сих пор, кстати, работает в Архе). Так и сказал: "нужен
Горонков!". (Справка: Горонков - строгий, серьезный и вообще своеобразный
преподаватель "сопротивления материалов".) Я всегда чертеж "расчета
редуктора" (4 курс УГАХА) кладу в портфолио. ТАМ все падают! Это ты сам?
Респект! Вопрос: В какой фирме лучше работать
дизайнером, в большой или маленькой? В.П.: Отвечу про автомобильные
фирмы. Конечно, в большой лучше, скажем, в GM, чем в маленькой, скажем, Ferrari.
Большая, проектирует и выпускает в год кучу машин. А маленькая сколько? Несколько.
В большой фирме конкуренция, если сможешь выделиться - будешь первым. А в маленькой
что? Там и так всего два дизайнера. Чё там делать? Поэтому дизайнер GM ценится
выше, чем Ferrari. Вопрос: Какие языки вы знаете? В.П.: Английский,
французский, итальянский, серьезно учу японский за счет фирмы. Вопрос:
Чего бы вам еще хотелось от жизни? В.П.: Детей. Вопрос:
Какая у вас сейчас машина? В.П.: Не скажу.
(Справка
DN: Надеюсь, не откроем большого секрета, если скажем, что в личном пользовании
у Володи находится Jeep Wrangler - а на чем еще можно "бюджетно" пижонить
в Ницце? С Монте-Карлой под боком Роллс-Ройсов и так хватает :-) И ездит Вовка
на нем уже совсем по-европейски - спокойно, уверенно и корректно).
Про
автодизайн, как таковой, вопросов практически не было. Около часа дня Пирожков
попросил попить и "устроить перерыв".
Мастер-класс После
перерыва народу прибавилось. Создавалось впечатление, что свежий народ не в теме,
что это за дядька в черной футболке. Вообще-то "мастер-класс", это
очень громко сказано. Владимир привез "редких" (едких) фломастеров,
специальную бумагу. Нарисовал два цилиндра (!). Получилось красиво. Все поняли:
да, прикольные фломастеры - расплываются как акварель.
Потом,
снова предложил задавать вопросы. Из-за малого количества которых, продолжил свой
монолог до четырех часов. Снова рассказывал, про Японию, японцев и их менталитет,
но уже новые истории. Опять все смеялись. На вопрос "когда опять к нам?"
ответил, что пока не собирается. Очень занят. Потом, те, у кого были фотоаппараты
фоткались с недоуменным по этому поводу Пирожковым и брали у него автографы. Он
писал: "Удачи во всем!", роспись, значок Toyot'ы, "Vladimir Pirojkov"
и дата.
В
конце беседы стало понятно, что приезжал Пирожков для знакомства с работами по
автомобильному дизайну. Познакомился. Итог этого знакомства мне, к сожалению,
пока не известен.
Итого. Главные мысли 1. Всего можно добиться.
Нужно делать (ставить цели и достигать их). Сложно усомниться, когда это говорит
35-летний дизайнер Toyot'ы, родом из Кишинева. 2. Критерий оценки профессионализма
по Пирожкову: побеждает тот, кто может БЫСТРЕЕ всех сделать определенную работу
на должном качественном уровне 3. Проблема мировой автоиндустрии - поиск альтернативных
источников энергии, которых, в общем-то, нет. 4. Образовываться надо ТАМ (технологии,
мощности, информация), а жить и работать ЗДЕСЬ (!). Русские голодные и "зубастые",
а ТАМ все "белые и пушистые". "Зубастые" рвут "пушистых".
Пирожков верит в потенциал России и ее мозгов. ТАМ можно прожить "ну год,
ну два", а потом начинает "ломать", узкий круг общения русскоговорящих
и пр. По его словам всех дизайнеров, с кем он общается, не по-детски "рвет
на родину" и они бы все с удовольствием приехали, но, почему-то (!), не едут. 5.
Фраза дня: "Найдите то, что вы делаете лучше всех и делайте это лучше всех".
Вот,
наверно, и всё. Хочется еще сказать: ай да Пирожков, ай да… сами знаете кто.
В интервью его показывают не таким, какой он есть, хотя я его и видел-то несколько
часов. Там как нагонят пафоса… А на самом деле ему веришь. Он вселяет надежду.
Он - воплощенный пример русской мечты. Мне понравилось. Надеюсь, и вам тоже.
Текст:
Артем Ляпунов, аспирант кафедры ТИАД, УГАХА negator@mail.ru специально
для Designet Екатеринбург, июнь 2003
Фото: спасибо братьям Басмановым |