+ 11.07.2002 > Репортаж о встрече с Владимиром Капитоновым (автодизайнером GM)
 
  Владимир Капитонов – первый русский дизайнер джипов General Motors

В понедельник, 1 июля произошло явление автодизайнера народу. На этот раз фамилия у Владимира была не привычно-съедобная – Пирожков, а обычная – Капитонов. Он оказался совершенно классным парнем из Челябинска, своею волею занесенным в Америку. В Москве был, как водится проездом домой, на месячный отдых. Благодаря Жене Маслову, Тимуру Бурбаеву и Славе Саакяну удалось устроить дружескую встречу для всех желающих. Она проходила в одной из аудиторий кафедры дизайна МАМИ.



Народу было немного – собрались самые заинтересованные, в основном – студенты-дизайнеры МАМИ. Но даже их было столько, что Володя оказался в тройном людском кольце. Кое-кто стоял на стульях, и смотрел, вытягивая шею сверху. Царила неформальная обстановка. Ребята показывали портфолио, спрашивали мнение о своих работах и просто советы, что и как делать.

Количество самых простых вопросов говорило о том, что информации по-прежнему не хватает. Вспоминались подобные встречи-вопросы-ответы с Пирожковым – Капитонов говорил то же самое. Как рисовать, как думать, как себя продвигать, как все делать как ТАМ.

После небольшой порции вступительной информации читайте, что услышал наш диктофон, уютно разлегшийся на столе, между дизайнерскими рисунками, папками с портфолио, маркерами и CD.

Краткая story

Владимир Капитонов
Родился 18 августа 1979 года в Челябинске.
В 86-96 годах учился в 1, 31 и 67 школах любимого города.
После непродолжительного сетевого и прямого маркетинга, было выяснено, что для учебы наиболее подходит одна из известных (но недорогих по американским меркам) автодизайнерских школ – Detroit's College for Creative Studies (сокращенно CCS), конечно Transportation Design Department.

Послав требуемые для поступления работы (странно, но нужны были эскизы на разные темы, но кроме машинок!) и получив добро, Володя собрался в путь и поехал. Папа считал расходы... А они оказались достаточно весомы. Оплата учебы за год – около 10000$. Почти столько же на жизнь и материалы. Там выяснилось, что свои деньги за учебу платят только иностранцы, а американы учатся на кредитные деньги, а потом всю жизнь отдают. Володя однажды стал свидетелем необычного праздника – что-то отмечал 45-летний преподаватель, с большим стажем реальной работы. Оказалось – последний взнос за обучение (в этом же колледже) 20-летней давности!



Проучившись 4 года и приобретя американский речевой акцент, Володя сделал лихой диплом, где воплотил свои многочисленные идеи о крутом автомобиле. И – чуть было не промахнулся. Хедхантеры из автокомпаний, слетевшиеся на защиту, проходили мимо. Проект оказался слишком отвязным! А вдруг он всегда так думает? Нее, такое нам не подходит…

– И работу на GM я получил только благодаря тому, что пришедший на «interview week» Jerry Palmer (сейчас в отставке), один из началников GM Design, был
наверное единственным, кто понял, что я своим дипломным проектом
хотел сказать. 2-я причина – GM похоже, одна из немногих компания, которая
может заниматся у себя внутри, никому не показывая, такими «отвязными
проектами».Что я там и делал первые полгода.

Так что, если бы не Jerry Palmer, неизвестно, нашел бы Володя работу именно автодизайнером…

Была и производственная практика – (скучные данные из CV, наверное автомобилистам что-то говорит :-)
07.98-08.98 – William M. Schmidt & Associates Industral design
08.98-09.99 – Delphi Automotive Systems. Automotive interior & exterior design.

Теперь он живет в Америке, с сентября 2000 года работает в GM Corp. (Warren, MI) над различными проектами и пока возвращаться не собирается, а вот так, как в этот раз, только ездит в отпуск…

Вот что он говорит сам про работу после диплома:


В GM с начала работы по май 2001 года работал в студии APEx – Advanced Portfolio Exploration. Занимался потенциальными направлениями развития как продукции самого GM так и всей индустрии и мира в целом, рассматривая социальные направления («тренды»), учитывая опросы потенциальных покупателей и т.д.

С мая 2001 года до настоящего времени работаю в студии внедорожников, в отделе GMC. Принимал участие в разработке GMC Terra 4 – концепттрак для Автошоу в Чикаго 2002 г. В данный момент работаю в команде дизайнеров над линейкой новых больших внедорожников GMC, Chevrolet, Cadillac.
 

 

 

Теперь небольшая справка про малоизвестный у нас колледж CSS (College for Creative Studies), где учился Володя.

College for Creative Studies (Detroit, Michigan) – одна из мировых топ школ, где готовят автодизайнеров. Под различными названиями известна с 1906 года и сейчас предлагает 8 главных degree-программ. Тесная связь колледжа с производителями и поставщиками обеспечивает хороший баланс академической и практической подготовки.



Большинство учителей – это практикующие дизайнеры с автомобильных компаний, расположенных в Детройте. Колледж предлагает 4-х летнее обучение и выпускает Bachelor of Fine Arts по специальностям: animation and digital media, crafts, fine arts, communication design, industrial design, interior design and photography. (Короче, как Университет в Ковентри (Англия) или школа IED в Турине (Италия))

Веб-сайт www.ccscad.edu


И наконец – что же услышал диктофон :-)

Даем почти неправленую расшифровку – она как нельзя лучше передает динамику беседы.

….По поводу хороших перспектив – главное, чтобы ты не был в нижней половине своего класса
Там сами задания в школе натаскают. Когда тебе задают по 12 страниц в неделю – вот такая стопа. Это 12 хороших страниц, лучших. Рисовать то надо больше. То есть у тебя за 1 семестр появляется здоровая стопа идей.

Еще говорят – ты не можешь считать себя дизайнером автомобилей, пока не нарисуешь их 10 тысяч. После этого рисовать будет легко. Не надо никаких вспомогательных линий делать. Перспектива сама будет вылезать.

– Как с работой после окончания школы?
– Все зависит от общего состояния экономики. Бывают плохие и хорошие годы. В плохие работу предлагают только трем студентам из класса, все остальные сами долго ищут. Обычно часть класса, человек 6-8 идут работать к fвтопроизводителям – Крайслер, Дженерал Моторс, остальные – к поставщикам. Это тоже здоровая индустрия, ты там тоже занимаешься автодизайном, просто ты там не так виден. Никто не будет в GM афишировать, что сидение делалось в другой маленькой компании-поставщике, хотя иногда так бывает. Так у новой Катеры руль дизайн делался в такой маленькой компании, в которой я работал. На соседнем столе его делали.

Вот наш класс был лучше, чем такой же арт-центровский. Такая негласная конкуренция между школами, конечно же, существует.

– Нужна ли степень магистра?
– За 4 года получаешь степень бакалавра. Насчет магистра – это дорого. Там спонсируется народ. Я могу, проработав пару лет, придти к руководству, и попросить об этом. Но мне не надо - меня уже наняли, я уже работаю.

– Так зарплата же у него выше?
– Зарплата да. По идее, если ты магистр, то ты должен сразу получать большую зарплату. Правда, в школах, которые готовят на магистра, в итоге разница не столь большая. А компания, которая будет решать, сколько платить, даже скорее может взять все-таки бакалавра. Иногда степень помогает продвижению по службе.

Основное развитие в классе исходило из конкуренции. Жестокой совершенно. Например, я прихожу, вешаю вот этот рисунок на стену на 2-м курсе. Все сразу подходят к стенке и думают – да-а.. На следующей неделе у всех висят такие же или лучше. Они не спят ночами.. То есть за год, за второй год, люди, которые только за первый год получили азы, в такой конкуренции сильно вырастают.

Тут много и долго Володя рассказывал и показывал, как и чем нужно делать автомобильный рисунок. Бумагу, маркеры, тонкости технологии.



Вот эллипсы, потом уже могу без линейки рисовать.. нет линейка все рано есть для трудоемких рисунков..

У нас преподаватели были – двое, реальных дизайнера с GM. После работы приходили и учили нас. Один был как бы хороший, а второй – плохой. Один мог сказать про твой рисунок – Вау, круто, а второй – Что за фигня! Чем еще было хорошо – что они приводили каждую неделю с работы по одному новому дизайнеру, и он показывал нам свой стиль. А у каждого он очень свой.

Иногда вывешиваешь свой рисунок, они приходят и – раз, два штрих. Получается такое, что ты и в мечтах нарисовать не сможешь. Тут же загружаешься и думаешь, чем бы пойти и другим заняться…

Это было 4 года просто каторжной работы. По крайней мере, раз или 2 неделю я не спал ночью. Я делал все. Чтобы делать автомобильный дизайн в нем надо быть абсолютно ударенным.



Когда мне пацаны показывают машину на дороге – я говорю – во, классный порш, а они – дурак, мы тебе про девочку, что в нем ехала…

Есть предметы, где учат конкретно рисовать. Упражнение – нарисовать в линиях одну и ту же машину, и 3 варианта – солнце садится вот здесь, солнце восходит вот здесь, а вот здесь стоит. Вы должны тень и все отражения распределить правильно.

Еще на 3-м году обучения было у нас одно задание – называлось так – автомобиль как скульптура. Органические скульптурные формы. Я причем на нем так пятерки и не получил. На следующую неделю – автомобиль, как агрегат. То есть все формы должны быть сделаны так, как будто на нее забыли кузов поставить. И это все должно быть эстетически выверено.

Вот чем кстати, Ауди ТТ отличается от Феррари 360? Ценой? Понятно! Кстати, Ауди ТТ у нас самая популярная машина на стоянке. Эта самый попс. А на Феррари у нас начальники ездят. Только конечно, не на 360-й. Так вот, эти машины – как раз иллюстрация – автомобиль, как агрегат и автомобиль, как скульптура.

Говорят, чтобы получались хорошие рисунки – рисуйте стоя! Купите себе дешевые большие листы бумаги, возьмите карандаш, желательно острый. И в вашей работе должна участвовать не только кисть, а вся рука, все плечо. Зато какой живой получается… Рисуйте разные перспективы, не зацикливайтесь на боковых видах. Вы должны все развернуть, и это относится не только к машинам.

Оценки обычно не говорят широкой публике. Только ты их знаешь. Как у нас: Капитонов! Что, Марь Иванна? Ты знаешь, какие у тебя оценки по математике? Нет.. 2-2-2-2-3-3-2 – это в конце одиннадцатого класса, последняя неделя. И так перед всем классом! Все конечно и так знали.. Там такого не будет – это будет нарушение моих прав.



– Как строго подходят к студентам, если они ни хрена не делают?
– Как? Выводят перед школой и линчуют! : Не, на самом деле учитель тебе пару раз скажет, что ты типа делаешь-то – и все. На самом деле за тобой никто бегать не будет. Потому что это только тебе надо – ты платишь деньги, здоровые за эту школу. Если ты ничего не хочешь учить – ради бога, это ваше будущее, ваша работа. Это надо понять. В этом деле не стоит надеяться на блат.

– Насколько требуется дизайнеру умение работать в 3д графике?
– Сейчас очень стоит. У нас в программу обучения входил Элиас. Я в нем конечно не очень крут, я могу только простые вещи делать. Была правда опасность, что если ты насобачишься в нем, тебя могут на работу взять как моделиста. Сейчас все модели полноразмерные делаются так – я дизайнер даю моделисту объемный рисунок, и он строит это в 3д и они потом из огромной глыбы пластилина вытачивают ее в полном размере или в масштабе. Но дизайнер это должен уметь и знать – это то, чем мы отличаемся от графиков и иллюстраторов – мы работаем в трехмерном пространстве. Поэтому вращайте все, что вы рисуете в пространстве.


Нет, ни одной ночи за книжками над формулами я не провел. Я же засну просто.

Забудьте про ГОСТы! Это самое трудное, когда дается столько формул! Это так на самом деле компостирует мозги! То есть, ты начинаешь рисовать машину, рисуешь-рисуешь – так – ох! А стекло то не сможет опуститься! Все, линию по-другому бросил – Жигули опять получились…

У тебя в портфолио должен быть баланс – ты можешь уметь сделать следующего поколения Форд Таурус, а можешь забраться в далекое будущее, и придумать что-то такое…! Что у тебя не сидения, а гамаки…


Речь толкал: Владимир Капитонов
Вопросами сыпали: студенты МАМИ (в основном)
Услышал и записал: диктофон Sony WM-GX512
Фотографии: Александр Матвеев и Nicon CoolPix 995
Текст дописал, и в веб перенес: Владимир Самойлов
специально для Designet.ru

Специальное «Спасибо» за помощь в организации встречи:
Жене Маслову, Тимуру Бурбаеву и Славе Саакяну

 
  comment

> Володя еще много чего говорил: про портфолио, про текущую работу, про отношения в компании… Много полезной и интересной информации. Всего и не перескажешь. Лучше все видеть и слышать самим!

> Надеемся, подобные встречи еще будут, а мы их будем анонсировать. Смотрите информацию на сайте и приходите!
 
up
 
 
  © designet.ru, 2000-2002
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100