Про выставку-конкурс «Дизайн-2002» мы написали в первой
части. Вторая будет посвящена мероприятию с малопонятным названием «Первый
московский форум «Дизайн в промышленности».
Предчувствие
не обмануло С самого начала закрадывалось подозрение, что нечего
там делать. Проблемы начались с попытки узнать программу мероприятий. В сети было
найдено только объявление о выставке и телефон оргкомитета. Ни подробной информации,
ни даже контактного e-mail. Звоним в оргкомитет (который, судя по всему, базировался
во ВНИИТЭ). Там заявляют, что электронной почты у них нет (!), а информацию через
пару часов (!) распечатают и вышлют на факс. Ни через пару часов, ни через пару
дней ничего не появилось. После пяти или шести настойчивых звонков и отфутболивания
по замкнутому кругу информация все-таки пришла. Через неделю. По электронной почте,
как ни странно.
Что
ждало пришедших в Сокольники, в павильон №2? Крохотные, хаотично расставленные
выставочные боксы под тусклым мертвенным светом ртутных ламп. Фирменный стиль?
Оформление выставочного пространства? Какое там! Поставили стенку, повесили или
приткнули под нее несколько планшетов с макетами – вот вам и экспо.
Мало
того, что и здесь все было собрано в кучу, так еще и большая часть экспонатов
была 20-30 летней давности. Пронафталиненные макеты с АЗЛК, черно-белые фотографии
древних достижений ВНИИТЭ (повешенные на высоте метров так 5-6, кое-где вверх
ногами)…
Возможно,
выставочная часть задумывалась организаторами как некий довесок к заседаниям на
разные темы. Но по словам тех, кто успел поприсутствовать на семинарах и круглых
столах, ничего нового и примечательного и здесь не происходило. Да, было
несколько интересных планшетов с работами автодизайнеров из МАМИ и Строгановки,
со скетчами Долматовского и Розанова. Был стенд Лаборатории Виктора Фрейденберга
с его электрорастениями, приехавшими с недавней выставки в Лондоне. Увы, не они
определяли общий характер увиденного, а ископаемые останки советского дизайна
в антураже постсоветской разрухи. Желающие могут взглянуть на фотографии. Уже
после пяти минут хотелось поскорее покинуть это прибежище маразма. Но тут как
раз началось награждение, и любопытство одержало временную победу.
Золотой робокоп с крыльями как символ отечественного дизайна Группа людей,
в основном предпенсионного возраста, скучковалась около сцены. Время от времени
кого-то приглашали к микрофону и вручали нечто блестящее. Награждающая сторона
через слово со значением употребляла прилагательное «московский», очевидно, для
того, чтобы присутствующие осознали всю глубину отличия Союза дизайнеров Москвы
от прочих: «Вот я Вам вручаю эту замечательную вазу (пауза) московскую…». Награжденные
в ответ толкали длинные пафосные речи. «А где же молодежь?» – вопрошал один из
них. М-да… Молчать, поручик! Не сказать что молодежи не было совсем. Была, но
не среди участников, а среди немногочисленных зрителей, недоуменно взиравших на
это странное действо.
Наверное, многие из вас помнят, как выглядит приз
«Виктория», вручаемый Союзом дизайнеров России. Он похож на диагноз отечественному
дизайну: окрыленное существо с сомнительными пропорциями, к тому же без головы.
Но там есть хотя бы честный кусок металла, которым можно в случае чего придавить
стопку бумаг или крепко двинуть по чайнику.
Так «Виктория» – настоящий
шедевр по сравнению с тем, что довелось лицезреть в Сокольниках. Союз дизайнеров
Москвы «переплюнул» всех и придумал дарить «позолоченное» пластмассовое чудище
с головой робокопа и крыльями, по пояс засунутое в покрышку от грузовика (см.
на фото).
Более
издевательской и антидизайнерской «награды» придумать уже вряд ли возможно. Дополнительные
описания и комментарии излишни.
Паразиты
среди нас
Все это было бы смешно, развлекайся
устроители на свои деньги. Но нет. Видя, что к теме промышленного дизайна возникает
интерес, они выбили на мероприятие бюджетные средства у Правительства Москвы (т.е.
деньги налогоплательщиков). Ни копейки не вложили в должную организацию и рекламу.
Плюс с остальных участников собрали энную сумму неизвестно за что, ведь на выставке
почти не было зрителей, совсем не было прессы – ни о какой, даже минимальной отдаче
от участия в таком мероприятии и речи быть не может.
Налицо пока мелкий,
но весьма доходный вид паразитизма. И не стоит надеяться, что дело касается только
тех, кто сегодня клюнул на удочку устроителей и расстался с деньгами. Да, свадебные
генералы от дизайна никому не нужны, они давно остались на обочине реального дизайн-процесса.
Но сегодня они отчаянно пытаются присосаться обратно. Чтобы доить финансовые потоки,
набирать утраченную силу, и, в конце концов, перекроить только формирующийся рынок
промдизайна в свою пользу, создав бюрократические препятствия его независимым
участникам.
В наших интересах не дать им этого сделать.
No
pasaran?
Как этого добиться? Очень просто.
Никогда не участвовать в их затеях. Не вскармливать заработанными деньгами и вниманием.
Не делегировать им полномочия представлять свои интересы. Не принимать из их рук
награды, не отдавать им право оценивать свою работу и устанавливать правила игры.
Не молчать, а информировать всех, кого нужно, о том, что реальный дизайн и подобного
рода союзы не имеют между собой ничего общего.
Этого достаточно. Соблюдайте
простейшие правила гигиены – и паразиты будут не страшны. Александр
Матвеев
Всех, кому интересна эта тема, приглашаем на форум,
чтобы обсудить ее в разделе «Кухня».
Вместо эпилога – две статьи Дмитрия
Азрикана о состоянии дел в отечественном дизайне. Одна – «Уйти,
чтобы вернуться» – датирована 1991 годом. Другая – «Вычесть
временное из постоянного» была напечатана в 2000-м. Полезно почитать, чтобы
расставить точки над «i». |