+ 10.01.2003> В Москве прошли сразу две бесполезные выставки дизайна, часть 1
 
 С момента, когда обе выставки закончились, прошло две недели. Все, кто хотели, как будто уже высказались (на нашем форуме в том числе). И смысл всех высказываний легко свести примерно к одному: опять сходили и зря потратили время. Как в прошлом году, и в позапрошлом, и еще раньше. Скучный, никому не интересный официоз, от которого, вроде бы и не приходится ожидать ничего хорошего…

Но мы, несмотря на предновогоднее настроение и вполне объяснимое желание забить на все :-), рискнем вернуться к теме и попробуем копнуть глубже эмоционально-поверхностных оценок.

Возвращение блудного сына

Начнем в хронологическом порядке. 6 декабря открылась 10-я юбилейная (и малыя, и белыя, и прочая…) выставка-конкурс Дизайн-2002. После двух лет в Сокольниках она возвратилась в родные пенаты – в Центральный Дом Художника на Крымском Валу.

Переезд обратно трактуется организаторами как позитивное и логичное событие, впрочем, точно так же как раньше объявлялось перемещение на предыдущую площадку. То ли она оказалась действительно провальной (в Сокольниках выставке вечно доставался убогий, тускло освещенный и душный павильон с низкими потоками), то ли в дело вмешалась политика. А именно, Союз дизайнеров России был тихо подвинут со своего места Союзом дизайнеров Москвы (устроителем «Дизайна в промышленности»). Впрочем, оставим в покое чужую подковерную возню и вместе пройдемся (в прямом и переносном смыслах) по экспозиции.

Уже на подходе начинают проявляться особенности ЦДХ. Например, на улице перед входом стоит ярко-оранжевый ВАЗовский макет в натуральную величину. Думаете, перед вами имиджевый ход по привлечению посетителей на выставку? Не исключено. Но, скорее всего, крупногабаритный экспонат просто не влез в лифт на второй этаж.



Вот и не было в этот раз ни самолетов, ни поставленных на дыбы раллийных грузовиков с длинноногими девочками вокруг, ни прочей масштабной бутафории. Крупнейшие спонсоры (они же получатели главных призов) типа КАМАЗа исчезли или скукожились. ВАЗовский Центр стиля выставился в зале со скетчами и макетными болванками в масштабе 1:5, ОКБ Сухого – с небольшим макетом, едва поместившимся на скромном, никак не оформленном стенде… Но тут мы немного забежали вперед.

Из приятных «мелочей», отличающих ЦДХ от Сокольников, – гардероб, т.е. возможность ходить по-человечески, не парясь в верхней одежде. Сдаем куртки, с трудом продираемся сквозь частокол предновогодней торговли и поднимаемся наверх…

Пустота – пусто Тайд

Посетителей встречает входная группа из двенадцати колонн с подсветкой. Она же – самое масштабное сооружение на всей выставке. Примитивно, идеи никакой, но вкупе с грамотным фирменным стилем свидетельствует: об оформлении подумали. Ставим галочку.



Первое, что бросается в глаза: обилие свободного места. Нет привычных по отечественным выставкам узких неосвещенных проходов, тесноты и давки как в метро. Это стало бы достоинством, будь площадь выставки и количество участников побольше раз в пять при такой же плотности застройки. Но в нашем случае весь дизайн уместился в одном, совсем небольшом зале. Как в Ноевом ковчеге: всякой твари по паре (или чуть больше).
 
 
 Немножко промышленного и автодизайна, чуть-чуть экспо и интерьеров, довесок авторской мебели, гомеопатическая доза графики, самая малость образования, скромная добавка из дизайнерской прессы… и, как водится, толика всепролазного декоративно-прикладного искусства, которому, по идее, там совсем не место. И все это «бешеное разнообразие» тщательно перемешано как в сельпо: часы, трусы и колбасы на одном прилавке.

Ничего не забыли отметить в списке, везде проставили галочки? Ах да, присутствовала еще швейно-текстильно-трикотажно-обувная тема. «Парижская коммуна» засветилась в дизайнерском обществе и даже приз получила. Для полного счастья не хватало курсов вязания на спицах, а также кройки и шитья. Не исключено, что выставятся в дальнейшем, если денег заплатят. Тогда вязальщиц с закройщицами тоже запишут в Союз дизайнеров и наградят призами пропорционально финансовому вкладу в выставочные площади.

Ложка меда в бочке дегтя

Ну что это мы все о плохом да о плохом? Хорошее тоже было. Мало, но было.

Номер один, с нашей субъективной точки зрения, – команда Deep Design из Ижевска (www.deep-design.narod.ru). На форуме постоянно всплывают вопросы: «Где он, настоящий отечественный дизайн? Не тот, что виртуально красив, но никак не воплощен в материале. И не тот, что худо-бедно реализован, но убог и вторичен. А тот, что нов, интересен и реален одновременно. Покажите нам его!» Показываем. Вот одно из его весьма многообещающих воплощений.
 
 
 

Студия делает дизайн оружия, инструментов и бытовой техники для Ижевского механического завода, разрабатывает станки, медицинские и измерительные приборы и наверняка способна еще на многое. Руководит ей Владимир Колосов, преподающий также в Удмуртском Государственном Университете (www.udsu.ru), на факультете дизайна. Дизайнеры, работающие в студии – выпускники этой школы.

Приятно отметить редко пока встречающийся баланс качественных работ и достойной подачи. Графика, экспо, макеты перспективных изделий – все на уровне, даже без особых скидок на явно не самый крутой бюджет. Студия получила приз за свою экспозицию (что справедливо), но оказалась никак не отмеченной за промышленный дизайн (что, по меньшей мере, странно).

 
 
 Работы в традиционных для Ижевска темах (оружие, производственное оборудование) не только явно сильнее остальных направлений (бытовой техники, к примеру), но и демонстрируют продвинутый, инновационный подход, принципиально новые в конструктивно-технологическом и эстетическом плане вещи. Например, на стенде можно было взять в руки действующий образец пневматического пистолета-пулемета «Дрозд». Объект, которые неплохо смотрелся бы в самой продвинутой «стрелялке", на самом деле уже продается, и не только в России. Остальные проекты демонстрировалась пока в макетах, но, по словам дизайнеров, это уже не концепты, а изделия, готовящиеся к производству.

Очевидно, Deep Design очень повезло с менеджментом Ижевского механического. Много ли вы знаете отечественных производителей, готовых системно заказывать, принимать и внедрять не просто продвинутый дизайн единичных изделий, а целые перспективные дизайн-программы? Впрочем, подобные подарки судьбы не сыплются на голову кому попало. Поэтому мы обещаем вернуться к этой студии и ее работам в дальнейшем.

Что еще привлекло внимание? Линия График: не только награжденными плакатами к 100-летию Маяковского, но и очень любопытными образцами, демонстрирующими новые технологические возможности типографии. Интересные планшеты с графикой были на безлюдном стенде Табу. Студия Обоз, запомнившаяся по Графиту не только стильными CD-обложками, но и 3D-скетчами мобильных телефонов, в этот раз была представлена очень минимально и без намека на промдизайн. На стенде опять никого.

Биоинъектор показал по-прежнему интересные и высокотехнологичные сейфы, бронированные двери. Но экспозиция… больше походила на маленький рыночный павильон, где все свалено в кучу.

Стенд Школы искусств из Набережных Челнов был «с ног до головы» обвешан детскими работами по рисунку и композиции. Снимать их вблизи никому не разрешали, поэтому придется передать впечатления на словах. Уровень работ этих детей мог бы послужить эталоном для некоторых взрослых и платных учебных заведений. И это не исключение. Весной на выставке Арх-Москва участвуют детские архитектурные школы – там та же история. Если человека учить дизайну не с 18 лет, а, например, с 8, то результат будет сильно отличаться в лучшую сторону. Пусть даже малая часть выпускников оттуда найдет себя в профессии, но они имеют все шансы достичь много большего, чем их старшие коллеги. А остальные смогут стать умными, квалифицированными и понимающими клиентами дизайнеров и архитекторов, что не менее полезно.

Очень порадовал стенд фирмы Exponic. Ни одна другая подача на выставке не была столь эффектной, стильной и интеллегентной. Особенно на фоне бессмысленного нагромождения стальных труб, световых коробов и прочих надоевших штампов у конкурирующих эксподизайнерских фирм.
 

 

 

На этом можно закончить описание увиденного и перейти, наконец, к главному вопросу:

Кому же все это нужно?

Организатором выставки, напомню, выступал Союз Дизайнеров России, но странное дело: не было ни одного стенда его собственных региональных отделений. Что происходит за МКАД, кого представляет Союз – одному Богу известно. Самые заметные дизайнерские школы страны также не засветилась в числе участников… Перечислять, чего и кого там еще не было, можно долго. Отметим главное.

Не было рекламы и грамотного продвижения. Или их никто не заметил, что сути дела не меняет. Результат: посетители выставки – исключительно сами дизайнеры и абсолютно нецелевая публика ЦДХ, гуляющая по этажам между старинным оружием, скульптурой, книгами, картинами, художественной ковкой, ну и дизайном до кучи. Потенциальных клиентов было так же вероятно ожидать, как приземления летающей тарелки на Красной площади.

Не было честной борьбы. Когда количество номинаций едва ли не превышает количества участников, она невозможна по определению. Единственным корректным выходом могло быть неприсуждение призов, снятие большинства номинаций. Но… Вопрос в кулуарах: «Почему … приз получила именно эта фирма?» Ответ: «Кто подиум строит, то Викторию и получает». Без комментариев.

С самого возникновения у выставки не было внятной концепции кроме как «людей посмотреть и себя показать». Для кого вообще это действо? Какие стратегические цели оно преследует, какие задачи решает? Нет ответа.

Если необходимо продвинуть отечественный дизайн в народных массах, оптимально будет собрать все лучшее, добыть деньги у государства и спонсоров - и сделать передвижное шоу с громким PR, наподобие до сих пор памятного «Дизайн в США» в 89-м, чтобы затем прокатить его по крупнейшим городам страны. Еще и окупится при грамотной организации.

Если задача – повысить профессиональные стандарты, найти и зажечь звезд мирового уровня, надо устраивать постоянно действующую конкурсную систему, с этапами, номинациями, некоррумпированным международным жюри и международным же участием. Выставлять только лучших, выдворить к чертовой бабушке все, что не в тему. Нет ничего невозможного. Была ведь в России та же «Золотая пчела».

Если есть намерение поженить дизайн с промышленностью, то целевая аудитория – промышленники и власти на всех уровнях. Сумейте пригласить раз-другой в году совсем небольшое количество людей, принимающих решения. Не в ЦДХ, а в хороший отель с конференц-залом. А там семинар с последующей раздачей хорошо изданных материалов; съемочные группы с национальных телеканалов; личное знакомство топ-менеджеров с практикующими дизайнерами; наглядная демонстрация цифр и фактов, доказывающих экономическую эффективность вложений в дизайн; фуршет… Водка, баня, девочки (шутка). Больше пользы будет.

Список реальных целей, задач и возможных способов их решения можно продолжить. Кажется, элементарные, очевидные соображения, лежащие на поверхности… Но десять лет прошло, а воз и ныне там. Возможно, такое состояние дел вполне устраивает организаторов. Либо они просто не способны ничего лучшего сделать, либо не очень-то заинтересованы напрягать извилины, взваливать на себя груз ответственности. Похоже, никто не преследует никаких целей, кроме удержания чресл на теплом и непыльном месте.

Вместо результата

Российский дизайн в версии СДР по-прежнему выглядит малоинтересным, слабым даже количественно, глубоко провинциальным и оторванным от мирового контекста. Засвечиваться в такой компании – далеко не позитивно для собственного имиджа. Вот почему многие сильные студии и дизайнеры, даже те, что выставлялись раньше, не приняли участия в этой выставке. Большой им плюс: умеют считать эффективность затрат.

Выставка закончилась 15-го декабря. Ничего не значащие призы вновь распределили между собой. Союз Дизайнеров России поставил еще одну, жирную юбилейную галочку в списке мероприятий, а участники, оплатившие дальнейшее существование его функционеров, в десятый раз выбросили деньги на ветер. Занавес.

Казалось бы, куда еще хуже…

…но предела нет не только у совершенства. Если выставка в ЦДХ еще имела хотя бы оттенок респектабельности, то прошедший параллельно в Сокольниках форум «Дизайн в промышленности» продемонстрировал такое убожество, какого и при совке припомнить трудно. Переходим ко второй части марлезонского балета.

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100