Владимир Пирожков
 
 

Публикации, которые есть на нашем сайте:
1. «Жизнь внутри», © ELLE №41, март 2000, русская редакция
2. «Знай Наших», © VOGUE №3, март 1999, русская редакция
3. «Приколы Володи Пирожкова», © Авторевю №24, 1999
4. «Салонный художник», © Коммерсант Деньги, №11 (315) 21 марта 2001

Публикации, которых нет на нашем сайте (ищите журналы :-((
«Свой среди чужих», © Автофокус №1 (7), февраль 2002
«Бремя беглого человека» © GQ №--, т 2002, русская редакция

 
  Жизнь внутри
 
  Владимир Пирожков. Тридцать один год. Дизайнер компании «Ситроен». Да это же сенсация! Прочитав статью о нем в одном из отечественных изданий около года назад, я испытала чувство самой что ни на есть профессиональной зависти. И вдруг эта сенсация, словно повинуясь закону передачи мыслей на расстоянии, сама «упала» мне в руки. Живя и работая в Париже уже более четырех лет, Владимир Пирожков сам захотел рассказать русскому ELLE о себе и своем новом проекте, связанным с «Ситроеном» и Россией. Для подготовки этого проекта он и приехал в Москву.
 
 
 
 

> Расскажи сначала, как ты попал на «Ситроен»?
> Это долгая история. Наверное, стоит начать с того, что я учился в Свердловском архитектурном институте на кафедре дизайна. И однажды мы с моим другом Сергеем Стрельцовым, просматривая «Комсомольскую правду», нашли в ней заметку про одного интересного дизайнера. Его звали Луиджи Колани, он был швейцарцем итальянского происхождения и работал в стиле биодизайна. Мы, мальчишки, решили написать ему письмо. Оно получилось следующего содержания: «Мы – два студента из Сибири. Хотели бы обменяться с вами нашими идеями». То есть, что-то вроде: мы вам, вы – нам. Отправили, даже не вложив в конверт своих работ. И сразу же забыли обо всем, потому что это была чистейшей воды авантюра. Самое начало девяностых годов, перестройка, у нас на Урале вообще ничего не происходит... Какая там Швейцария!

> И он откликнулся?
> Да!!! Вскоре пришла телеграмма: «Сергей и Владимир, приглашаю вас на два месяца на стажировку. Все расходы беру на себя. Луиджи Колани». И все. Точка. Попробуй получи визу по телеграмме, тем более живя в городе с 800 оборонными заводами. Отправились мы в Москву. Ходили по министерствам, и конечно, отовсюду нас прогоняли. Наконец, наткнулись на чиновника, который подсказал, к кому обратиться. И уже через день (!) мы получили дипломатические паспорта. Это после шестимесячных-то мытарств. Купили на всю нашу стипендию (53 рубля) по пять долларов каждый и поехали. К счастью, институт взял на себя расходы по авиабилетам. Опущу подробности того, как с пятью долларами в кармане мы перебрались из Цюриха в Берн, где располагалась компания Луиджи Колани...

> И как же молодых людей из Сибири встретил дизайнер с мировым именем?
> Прежде всего нас поразило то, что его фирма находилась на мусороперерабатывающем комбинате. Мы вошли, смотрим. Он стоит посреди комнаты, сурово глядит на нас и спрашивает: «А вы кто такие?» – «А мы те самые русские, которых вы пригласили». - «Ничего не знаю. Идите отсюда». – «Мы отсюда н-е у-й-д-е-м». – «Хорошо. Вот вам тряпки. Ступайте мыть машины».

> ???
> Да-да, именно так все и было. Три дня мы мыли машины, потом он стал давать нам другие поручения - и мы начали серьезно работать. ELLE

> И задержались дольше, чем на два месяца?

> Мы провели у Колани два года. Для нас он был, как Леонардо да Винчи для своих учеников, – настоящим мастером. Мы ели его хлеб и проникались его духом. Он – очень интересный человек, немного сумасшедший. Делает все: от сантехники до ракет. По его студии бегают в-о-о-о-т такие огромные пауки, которых он купил давным-давно и по образу и подобию которых соорудил пылесос. В куче хлама валяются заряженные пистолеты «Магнум», которые он когда-то проектировал. Где-то в углу стоят два велосипеда стоимостью тридцать тысяч долларов каждый, предназначенные для японских гонщиков. А в центре комнаты – разрезанный пополам «Феррари». С этим «Феррари» произошла очень интересная история. Однажды к нам привезли роскошный новый автомобиль Ferrari Testarossa. В пленке, в пластике, все как полагается. Колани осторожно снял пленку, и на глазах у журналистов и у нас бензопилой спилил у машины крышу. После чего, довольный, попыхивая трубкой (она неизменно при нем), изрек: «Через месяц мы сделаем новую машину». И действительно сделал - получилась специальная модель под названием Testa D'Oro. Дизайн этой машины потом продали немецкой фирме Lotec. Стоит она очень дорого: два миллиона марок. Насколько я знаю, в мире всего четыре такие машины, две из них – у султана Брунея.

> А чем занимались вы?
> Абсолютно всем. В частности, придумывали дизайн специальной модели «Феррари», о которой я рассказал. А еще работали с фирмой Adidas – делали кроссовки. С Домом Yves Saint Laurent - создавали флакончики для духов. С разными другими компаниями – мастерили баскетбольные и футбольные мячи, клюшки и одежду для гольфа.

> И все же вернемся к «Ситроену».

> Да, я уже почти подвел к этому. Проработав у Колани два года, мы переделали все, что только возможно. Два года - большой срок! Он увидел, что мы начали немного задыхаться, и порекомендовал съездить на Женевское озеро посетить одну интересную школу. Это был европейский филиал престижной американской школы Art Center College of Design, готовящей исключительно автомобильных дизайнеров. Двухгодичный курс обучения там стоит 120 тысяч долларов. Конечно, у нас таких денег не было, и нам предложили поучаствовать в конкурсе стипендий. Я был вторым из пятисот соискателей. Сережа Стрельцов, мой товарищ, занял восьмое место и не прошел по конкурсу, так как стипендия предназначалась только троим (сейчас он работает в Лондоне, на очень серьезной дизайнерской фирме). Итак, у меня была оплаченная учеба, но жить в Швейцарии дорого, и школа посоветовала мне поискать спонсоров. Для этого я разослал письма в автомобильные компании. Откликнулись две: «Порше» и «Ситроен». Они были согласны мне помочь, но с условием, что по окончании школы я у них какое-то время поработаю.

 
 
 

> И ты выбрал «Ситроен»?
> Да. Нормальные люди спросят: «Почему ты не пошел на «Порше», балбес»? А для меня важнее, где жить, а не на кого работать. «Порше» находится в маленькой деревне возле Штутгарта. Там есть все: свой «Порше», сателлитовая антенна. Но там Германия. А «Ситроен» расположен в Париже, который я считаю культурным центром мира.

> И на «Ситроене» ты занялся не просто дизайном, а созданием интерьеров салона автомобиля? Почему?
> Кому-то нравятся большие объекты, а я предпочитаю маленькие. Интерьер салона – маленький объект. Но и это еще не все. Когда человек покупает автомобиль, он пытается представить себе, как он будет в нем смотреться снаружи... а потом всю жизнь ездит внутри этой машины. Кто-то же должен делать так, чтобы он чувствовал себя комфортно на протяжении всей жизни, а не только в течение первых десяти секунд. Чтобы руль был не слишком далеко, чтобы сиденье было удобным и спина водителя не уставала, даже если он проехал без отдыха две тысячи километров, чтобы расстояние до педалей было правильным, чтобы вида в стекло было достаточно. В общем, чтобы в машине было хорошо, уютно и красиво.

> То, чему ты научился у Колани, тебе помогает?
>. Да, задачи, которые он ставил, всегда были очень разнообразными. То же самое происходит и сейчас, в автомобиле. Сегодня нужно придумать зеркальце. Завтра - решить, какой голос будет у компьютера и как он будет

> И все же почему после учебы у Луиджи Колани, у которого ты занимался универсальным дизайном, ты решил посвятить себя именно автомобилям?
> Автомобильный дизайн – это самое сложное и потому самое интересное. Автомобильные дизайнеры находятся на верху своеобразной дизайнерской пирамиды. Это люди, которые умеют делать все: от машин до ножей и вилок. Они могут время от времени спускаться «вниз» и создавать ткани, обувь, стаканы. Но я забыл рассказать главное. Почти всю свою жизнь я прожил в Тольятти. А там пацаны с детства больны автомобилями: рисуют их, лепят из пластилина. Друг нашей семьи, Марк Васильевич Демидовцев, более двадцати пяти лет был начальником дизайн-центра «Лады». С детства он направлял меня, смотрел, как я рисую машины, советовал, какой выбрать цвет, как лучше нарисовать колеса. Однажды, когда я еще был совсем маленьким и учился в музыкальной школе (играл на мандолине), он предложил мне устроить концерт у них в дизайн-центре. Я уговорил учительницу, мы пришли туда, и тут я увидел волшебство: машину, целиком сделанную из пластилина. Помню, я застыл перед ней со словами: «Сколько пластилина!» А он, шутя, говорит: «Немножко больше, чем в детском саду, ну и что». Это Марк Васильевич предложил мне пойти в Свердловский архитектурный, сказав, что там ребята хорошо умеют делать вещи. Так что автомобили - это моя страсть с детства. отвечать на вопрос: «Как проехать на улицу такую-то?» Послезавтра - выдумать все эти циферки для разнообразных табло, чтобы они были не большими и не маленькими и не тревожили, когда смотришь в темноту.

> Есть что-то общее между созданием флакончика для духов, чем ты, в частности, занимался у Колани, и дизайном интерьера автомобиля?
>. Еще бы! Это те же самые объемы! Ты садишься за руль хорошей машины, и твои руки будто врастают в него. Ты даже не хочешь их отнимать: такой он большой, удобный.

> Какие автомобили тебе уже удалось сделать?
>. Первым автомобилем был Citroen Xantia-2, он уже ездит по дорогам. Это было в самом-самом начале, когда «Ситроен» только пригласил меня на смотрины. Получилось так, что первый придуманный мною интерьер сразу же внедрили в производство. Далее следовал маленький автомобиль СЗ Lumiere, потом роскошный С6 Lignage, большой «Ситроен», сделанный в старых традициях и предназначенный для президента Франции. Еще был Citroen Plu-riel, показанный в конце 1999 года на франкфуртском автосалоне. А в сентябре 2000 года на парижском автосалоне мы представим новую Xantia, там тоже будет мой интерьер. К сожалению, я пока не могу больше ни о чем рассказать, это секрет.

> А что же внутри этих автомобилей было такого, чего до тебя никто не делал?
>. Если взять СЗ Lumiere, то я сделал так, что переднее кресло, находящееся по правую руку от водителя, может переворачиваться, и пассажир оказывается лицом к тем, кто сидит на заднем сиденье. В С6 Lignage я высадил бонсай – до этого деревьев в машинах не было.

> Скажи, ты - единственный иностранец в дизайн-центре "Ситроена"?

> Нет. Дело в том, что в моей профессии вообще не существует национальностей. На каждой автомобильной фирме есть представители почти всех стран и народов. Вместе со мной, например, работают два голландца, три англичанина, итальянец, немец, индиец, несколько американцев и всего три француза. Ты, кстати, знаешь, кто придумал дизайн предпоследней модели Рогshe 911, а также Porshe Boxter, BMW 300, BMW 850 и волшебной машины BMW Z I? Один человек, китаец, который когда-то торговал хот-догами в Гонгконге! Мы вот привыкли считать, что все китайское – это плохо. Ан, нет. И что он сделал, чтобы его заметили? Просто развесил свои рисунки на железной подставочке, на которой готовятся хот-доги. А мимо случайно проходил директор «Форда». Он посмотрел и спросил: «Это ты, что ли, делаешь?» Китаец ответил: «Я, вечером, после работы». Американец сказал: «Хорошо!» – и пригласил его на «Форд", а затем отправил на два года в Royal College, и парень стал делать такие машины! Это к слову об интернациональном характере моей профессии.

> Вопрос, который ты, наверное, сочтешь провокационным. А нельзя бы ло научиться всему, что ты сейчас умеешь, в России?
> К сожалению, нет. Потому что наша дизайнерская школа, будь то в Москве или в Свердловске, очень академична. Мы можем прекрасно делать классические вещи, но не можем придумать, например, красивый флакончик для духов. Но у нашей школы есть и преимущества. Когда после нее попадаешь, например, к Луиджи Колани, получаешь очень интересный сплав знаний и умений. Я бы даже сказал необходимый для настоящего дизайнера.

> Не мог бы ты поподробнее рассказать о проекте, который "Ситроен" собирается реализовать с твоей помощью в России?
> Дело в том, что «Ситроен»спонсирует художественные школы в разных странах мира: в Ирландии, Исландии. Выбор этих стран показался мне странным, ведь там живет так мало людей. И я предложил: «Давайте делать это в России!» Мне сказали: «Попробуй, организуй». Итак, это будет проект, объединяющий Строгановское училище и Московский государственный технический университет. Каждые две недели я буду приезжать сюда вести занятия, а вслед за мной потянутся дизайнеры-французы, англичане, американцы. Мы также решили провести конкурс стипендий. Первая премия - шесть месяцев стажировки в дизайн-центре «Ситроена», вторая – две тысячи долларов, третья – тысяча. Вдобавок к этому за участие в проекте школы получат большой гонорар и смогут потратить эти деньги на улучшение своей материальной базы. Но главная моя идея – вытащить наших ребят «туда». Открыть для них окно в мир. Они стоят того. Я знаю, какие они талантливые.

Фото: Дмитрий Новокрещенов

 
    up CV portfolio
 
 
  © designet.ru, 2000