+ 12.12.2000> Он изобрел универсальный шрифт / 29.04.2000
 
 Адриан Фрутигер - живая легенда мирового дизайна.

Настоящая правдивая история: Два русских дизайнера стоят у входа в зал, где они собираются слушать очень интересную лекцию о шрифтовом дизайне. Вход перекрыт кучей журналистов, которые столпились вокруг седого старичка. Всем интересно, что же там такое. Наконец кто-то из стоящих впереди шипит: "Там Адриан Фрутигер!". Наступает минута молчания. Потом между дизайнерами происходит следующий диалог: - Ах вооот оно что! А я всю жизнь думаю, почему шрифт так странно назвали! Так оказывается это имя! - Ну я знал, что это имя. Только кто же мог подумать, что он до сих пор живой...
 
Если вы работаете с "Макинтошем", вы наверняка видели этот самый шрифт. Но даже если такой шрифт вам не знаком - будьте уверенны, что вы прекрасно знаете, кто такой Адриан Фрутигер.

Это тот самый человек который нарисовал шрифты President, Garamond, Baskerville, Bodoni, Phoebus, Ondine, Meridien, Univers, Opera, Egyptienne, Apollo, Bauer Serifa, OCR-B, Iridium, Glypha, Frutiger, Linotype Icone, Linotype Versailles, Didot (Roman, Italic, Bold, Small Caps), OsF (Italic, Bold, Headline, Initials), Ornaments One, Ornaments Two...
Ну что, вы нашли среди перечисленных шрифтов что-то знакомое?

Он родился 24 Марта 1928 года в городе Unterseen в Швейцарии. Чтобы подготовиться к поступлению в художественный институт, он попросился работать в типографию Otto Schaeffli в городе Interlaken, а через неделю после начала работы записался на подготовительные курсы в Академию Искусств в Цюрихе. Ребята, которые посещали курс вместе с ним, смеялись: "Кто тебе сказал, что в дизайнеры готовят в типографии? Ты хочешь учиться писать, или ты хочешь учиться рисовать?" Но работа в типографии оказалась очень интересной, и Адриан решил не бросать ее. Более того, он не понимал насмешек друзей, и считал, что графика и шрифты - это неразделимые понятия.

В 1951 году Фрутигер поразил своих преподавателей студенческим проектом, посвященный истории шрифтов на западе. С этой работой он выиграл приз от Министерства Интерьера.

В 1952 году Фрутигера заметил Чарльз Пегно, президент французского "Объединения Шрифтовиков". Он получил контракт, который обеспечил ему работу шрифтовым дизайнером в большой фирме в Париже. Там он проработал 9 лет. За время работы в Париже Фрутигер переделал, обновил и дополнил множество шрифтов-классиков, и придумал несколько своих.

В начале 50-х Фрутигер придал новое лицо нескольким шрифтам-классикам. В том числе Garamond, Baskerville и Bodoni. Он же провел адаптацию этих шрифтов к тогда новой "компьютеризированной системе фото-композиции" (Photon).

В 1955 году он создал свой первый шрифт собственного изобретения для этой системы - Meridien. Вскоре к ней добавилась касса Meridien Roman.

В 1957 Фрутигер создал одно из самых феноменальных "семейств шрифтов" - Univers. В основе этого шрифта лежала новая, придуманная Фрутигером система, которая определяла, как следует рассчитывать "пустые места" и расстояния между знаками и частями знаков, а так же ширину знаков, чтобы шрифт выглядел гармонично. На основе этой системы были созданы все шрифты этого семейства: жирные, тонкие, наклонные. Изобретение Univers считается монументальным событием в истории шрифтового дизайна. Оно же и сделало Фрутигера "Мастером мастеров" в шрифтовом деле.

В 1960 году он решил открыть свое собственное ателье в пригороде Парижа вместе с напарником Бруно Пфефли. Это ателье, кстати, до сих пор существует, и им до сих пор руководит Бруно. На двери ателье все еще написано два имени - Бруно и Адриана, не смотря на то, что Адриан давно вернулся из Парижа в Швейцарию.

Адриан вернулся в свой родной город Берн в 1994 году. Он открыл там свое собственное ателье, где работает совершенно один. Его последней работой был новый корпоративный дизайн (полностью от логотипа до последней точки) для швейцарской почты. Вообще за последние 40 лет Фрутигер выполнил несколько грандиозных заказов, таких, какие вообще практически никогда не исполняет один отдельный человек. В том числе оформление корпоративного дизайна для Gaz de France и Electricity de France, а так же дизайна для аэропорта Charles de Gaulle. Уже давно нельзя сказать, что Фрутигер "просто шрифтовой дизайнер". Он шрифтовик, типограф, иллюстратор, график. И еще Фрутигер очень любит изобретать шрифтовые кассы, которые содержат пиктограммы и картинки вместо букв.

Шестого Мая 1997 Фрутигер представил на выставке Typomedia97 свой новый вариант семейства Univers. Новый шрифт был представлен в 59 вариантах! Новая коллекция Univers оказалась величайшим успехом века, практически все шрифты до сих пор стабильно держатся в "сотне лучших".

Там же - на Typomedia97, Фрутигер был почетным гостем. Билеты для этой выставки были распроданы уже за пол года до начала - тысячи людей спешили посмотреть на того самого человека, который создал новый стандарт для создания безупречно гармоничных шрифтов.

Возвращаясь к нашим дизайнерам, с которых начался рассказ. Им в вышеописанный день повезло вдвойне. Они не только познакомились с живой легендой. Они даже получили автограф от самого Маэстро. На программке конференции Фрутигер написал: "Главное в дизайне - хорошо распределить пустые места. Адриан Фрутигер." Ужасно красивым почерком!
 
 

Де(-)фис
Электронный журнал по шрифту, типографике и графическому дизайну.

Город затерявшихся шрифтов

Fingertips
О шрифтах и буквах.

 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousКонцептуальное искусство в Интернете. Часть 3
 

next

В неволе не размножаются
 
 на ту же темуШрифты: эмоции, передаваемые буквами
Что было на Typo Berlin 2000?
Первые электронные книги не радуют глаз...
Dot-com вместо dot-per-inch
Полиграфический дизайн
Screen Fonts и другие новости
Сенсацию года сделал дизайнер-шрифтовик
 
  
 
© Listovka.ru, 2000