+ 12.12.2000> Что было на Typo Berlin 2000? / 20.05.2000
 
 В Берлине с 13 по 15 апреля проходила конференция Typo Berlin 2000 - одна из самых больших в мире конференций для дизайнеров. И теперь друзья и читатели спрашивают:

Кто же там был? Что было? А главное - стоило ли оно того?

Ведь входной билет (один на все дни) стоил 700$, и посетить можно было только "или все или ничего". Отдельных билетов на отдельные выступления или лекции не продавали.
 
Честно говоря, посмотрев на расписание, программу и цены на билеты, я сразу решила, что мне там делать нечего. У кого же есть время, чтобы тратить три (рабочих) дня жизни на такую конференцию? Первые лекции начинались в 10 утра, а последние начинались около 22.00 - глядя на такую программу я думала: кто же такое выдержит?

Конечно количество знаменитых "почетных гостей" впечатляло. Столько признанных мастеров дизайна в одном месте встретишь не часто. Однако выступления мастеров были аккуратно раскиданы по всей программе, а между ними рекламировалось множество странных лекций и выступлений не известно кого.

Но часто в жизни все складывается не так, как мы планируем, и на большую часть выступлений я все же попала - совершенно неожиданным образом.

Итак, что же там было?

В этом году учредителем конференции была компания Fontshop. И представители Fontshop с гордостью заявили, что в этом году количество посетителей было рекордным. Правда оно каждый год рекордное, т.к. с каждым годом посетителей становится больше и больше... Тем не менее - в 2000 году на конференцию собралось чуть больше 2000 посетителей. Очень красивая цифра.

В программе было написано, что конференция должна охватить как можно больше сторон дизайна - все области дизайна будут обсуждаться, из всех областей, которые как-то имеют отношение к дизайну, будут приглашены начинающие и продвинутые мастера, будут представлены работы. Однако основная тенденция как и каждый год просматривалась очень четко. Все-таки Typo Berlin - это конференция, в основном посвященная дизайну шрифта и графическому дизайну.

Тема года: "Фирменный стиль".


Как сказал в новостях журналист Ант: "Ну слава богу, тему задали такую, что господа будут вынуждены сказать что-то осмысленное. А то они каждый год все о себе, да о том, что идеальные шрифты спасут мир..."

Бэйзон Брок, который открывал конференцию второй год подряд, сказал зажигательную речь о том, что фирменный стиль - это самая важная часть в корпоративном дизайне, стратегия выживания и средство борьбы. Он собрал поразительное количество цитат, посвященных теме, и веселил публику остроумными шутками. Это был один из немногих докладов, который захватил внимание публики, не смотря на полное отсутствие сопровождения в виде картинок, слайдов или фильмов.

На остальных "докладах без картинок" (которых в этом году было неожиданно много) публика заметно скучала. Видимо не простое это дело, подготовить доклад, который интересен сам по себе.
 
Признанной звездой года в этот раз стал Штефан Загмайстер, австрийский дизайнер, который руководит большим дизайнерским агентством в Нью-Йорке. С помощью картинок и многочисленных примеров он демонстрировал, что не имеет собственного стиля вообще, и сам себе до сих пор не придумал фирменный стиль, потому что никак не может остановиться на чем-то конкретном. - Каждый раз, когда я делаю новую работу, я создаю свой стиль заново - специально для заказчика - говорил он.
 
Но, пожалуй, самым примечательным гостем на конференции был Эд Бенгуиат - живая легенда рекламного и шрифтового дизайна, изобретатель многих известных шрифтов. Семидесятилетний каллиграф веселил публику шутками и рассказывал интересные истории из своей жизни. Его длинный доклад все слушали затаив дыхание. В завершение своего выступления он откуда-то достал самодельную волшебную палочку, покрашенную золотой краской, которой он притрагивался к избранным гостям и говорил "god bless you!". ("да благословит тебя бог!").

Сразу после Эда на сцене появился известный фотограф Карлос Сегура, и вздохнул: "Меня еще кто-нибудь хочет слушать, посте такого выступления? Мне вообще-то уже не хочется ничего говорить. Эд уже все сказал! Может я пойду?" Как и в прошлом году, Сегура сопровождал свою речь фейерверком из 50 слайдов - спроецированные на огромную стену, они смотрелись потрясающе.

Марио Гарсиа - дизайнер, который прославился оформлением газет, в том числе "Wall Street Journal", подошел к теме года очень научно. Он с видом профессора рассказывал о силе фирменного стиля, и не без иронии прошелся по изданиям вроде Wallpaper, которые содержат "100% оформления и 0% содержания".
 
Разочарование года

Я специально вернулась на конференцию еще раз, чтобы посмотреть на живого Нэвилла Броди. В 97 году он потряс мир дизайнеров книгой "G1 - trendbook for Grafikdesign", и с тех пор его имя постоянно мелькает во всех журналах и газетах для дизайнеров. На его счету среди прочих очень смелые по дизайну книги A Tomato Project и Grafic language of Neville Brody

Однако нужно признаться, что на этот раз Броди блистал только своим именем. Он принес несколько фотографий, на скорую руку снятых цифровой камерой в стиле отпускных фотографий Карсона - их показ он сопроводил довольно агрессивной речью, в которой он постоянно цитировал себя, и кричал о какой-то морали в дизайне (которая, так как он ее описал, не очень отражается в его собственных работах).

Каждый раз, когда в толпе звонил мобильный телефон (а происходило это примерно каждые 10 секунд), Броди с заинтересованным видом спрашивал: "Is that for me?".

Обо всем мероприятии в целом довольно пессимистично отозвался Герхард Ланге: - Давайте честно, ведь большинство посетителей, это журналисты, которых заслали сюда, чтобы они потом пересказывали что было всем кто не пришел. Настоящих дизайнеров я почти не вижу, хотя это все сделано специально для них. Это говорит о том, что учредители конференции слишком много подумали о деньгах, и слишком мало подумали о самих дизайнерах. В моем сердце грусть, и душа моя слепнет, когда я вижу, что стало с Fontshop.

Я думаю, что это слишком тоскливое высказывание. Не настолько все было плохо. Но нужно признаться, что от такой конференции все ожидали большего.

Надеюсь, что в следующем году все будет продумано немного лучше, и программа будет более интересной. Тема на следующий год заготовлена очень неплохая: Логотипы и фирменные знаки

Фирменный cтиль, примеры разработки
Бородин портфолио. Дизайн упаковки, логотип, фирменный стиль Разработка фирменного стиля
Знак и логотип
Фирменный стиль от и до
Зачем вам нужен фирменный стиль
 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousКонцептуальное искусство в Интернете. Часть 4
 

next

Где найти гениальную идею?
 
 на ту же темуШрифты: эмоции, передаваемые буквами
Сенсацию года сделал дизайнер-шрифтовик
Он изобрел универсальный шрифт
Первые электронные книги не радуют глаз...
Dot-com вместо dot-per-inch
Полиграфический дизайн
Screen Fonts и другие новости
 
  
 
© Listovka.ru, 2000