+ 12.12.2000> Куда пойти учиться? (продолжение) / 17.08.2000
 

Где учат быть дизайнером?

В Европе существует огромное количество художественных школ, институтов, академий, частных школ и колледжей, где можно выучиться на дизайнера. Некоторые из них пользуются особой известностью, и, увидев диплом той или иной школы, профессионал уже знает, с кем имеет дело. Но нужно ли гоняться за этим имиджем? Не все ли равно, где учиться? И нужны ли все эти дипломы вообще? Как туда попасть? Сколько это стоит? Все эти вопросы мне часто задают в письмах...

Многие дипломы художественных академий и институтов уже "говорят сами за себя". Есть известные школы, которые славятся какой-то собственной политикой, общим направлением, в котором воспитываются студенты, акцентами, которые расставляются в учебе.

В Европе многие говорят: Выпускники берлинской HDK (Hochschule der Kunst) - оболтусы, выпускники Академии Weissensee в Берлине - "индустриальные" романтики, выпускники академии в Дрездене - педанты-полиграфисты, воспитанники художественной академии в Цюрихе (в том числе и я) - вечно оптимистичные рекламщики, воспитанные на трудах дедушки Огилви.

Те, кто учился в академии художеств в Вене - имеют отличную академическую школу, и хорошие отношения со всем трехмерным, 3D графикой и скульптурой. А выпускники академии в Париже - романтики со странным стилем. Я как-то услышала интересное замечание, когда представлялась потенциальному работодателю по телефону. Услышав, где я училась, он понимающим тоном сказал: - А! "Рекламные фрицы" в оптимистичных черных одеждах!

Про своего друга из Парижа я тоже услышала подобное замечание. Узнав, где он учился, мой знакомый ехидным голосом сказал: - И что? У него тоже все дизайны - темно синие и бордовые? - А что, у всех выпускников художественной академии в Париже - темно-синие и бордовые дизайны? - Ага. И еще с большим количеством треугольников...

Это было, конечно, невозможным обобщением. Но в каждой шутке есть доля правды.

Просто в каждой академии есть свой десяток профессоров, которые проводят определенную "политическую линию". Они имеют свой набор книг и избранных работ, на примере которых объясняют своим студентам, что есть "хорошо" и "плохо" в дизайне. Одни считают, что академический рисунок не так важен, другие постоянно говорят про психологию цвета, третьи гоняют все свои группы на семинары по шрифту, не зависимо от того, интересует это кого-то, или нет.

Обычно профессорами в этих академиях становятся те, кто когда-то там же учился. И конечно эти места занимают бывшие студенты, которые особенно "прониклись" политикой родной академии. Таким образом "лицо школы" сохраняется на протяжении многих "поколений" (О, мама, это - политика...)

 

Насколько же это в самом деле важно, из какой школы вышел дизайнер?

Конечно, в какой-то степени это важно. И даже не столько из-за "славы", которую имеет школа, сколько из-за того, чему в ней научат. Не зря ведь говорят, что сначала надо получить школу, а потом можно ее ломать, и проявлять свою индивидуальность.

С другой стороны, конечно, нужно помнить, что если у вас в самом деле есть "художественная индивидуальность", то ни от какой школы и учебы ее не убудет...

Но все равно. Стоит по меньшей мере узнать, не пользуется ли школа, которую вы выбрали, какой-нибудь особой славой. Приведу в пример школу, с которой я начала свое перечисление: Высшая школа Искусств в Берлине, по-немецки HdK. Всем известно, что в этой школе никого не интересует хорошая оценка по академическому рисунку. Художник (а так же дизайнер) должен быть творческой личностью, смелым, оригинальным, необычным. Всяческие работы вроде вылитого на стену ведра краски или инсталляции из трех стульев активно приветствуются. Любая, даже самая странная выдумка студента имеет право на существование, лишь бы студент мог обосновать, почему он это сделал.

При этом курс академического рисунка проводится только несколько месяцев на первом курсе, академической живописи как таковой не преподается вообще.

Всем известно, что студент HdK может начиная со второго курса практически не появляться в академии. Заключительные выставки в конце семестра часто напоминают "блошиный рынок" или нагромождение мусора. Один насыпает на полу квадрат из риса и гороха, другой подвешивает к потолку табуретку... Самовыражение - прежде всего!

Естественно все понимают, что в таких условиях мало кто заставит себя самостоятельно заниматься академическим рисунком и живописью. Да и не продуктивно это - заниматься такими вещами "сам на сам". Для этого ведь и существуют профессора, которые работают с группой, помогают разобраться, дают советы...

Печальный вывод: подавляющее большинство выпускников HdK попросту не умеют рисовать, плохо владеют такими науками, как шрифт и композиция, и вообще имеют "плохую академическую базу". За то они умеют не бояться смелых решений, могут выдумать много оригинальных вещей...

Можно конечно доказывать, что ты все умеешь и всему научился сам, когда кто-то морщится, глядя на твой HdK-шный диплом. Но все равно это работает немного как "клеймо". И я в самом деле знаю нескольких выпускников HdK, которые уже лет 20 страдают от того, что их в свое время не научили нормально рисовать.
 
"Естественный отбор" происходит уже в самом начале.

В HdK попросту не примут студента, который принесет вместе со своим заявлением аккуратно сложенную стопочку академических рисунков. Я видела эти папки (отличные, грамотные рисунки и пейзажи), и я видела, с какими словами их отвергает HdK: "Вам не хватает художественного таланта".

Точно так же не примут документы у человека, который принесет в Академию в Дрездене папку с кучей абстрактных работ, без единого академического рисунка.

Поступая в художественную академию стоит выяснить хоть примерно ее "направление" и стиль. Во-первых - потому что нужно решить, хотите ли вы вообще иметь диплом такой школы, с тем имиджем, который к нему прилагается. Во-вторых, потому что к поступлению в конкретную школу нужно готовиться.

Каждая академия предлагает платные курсы, на которых готовят к поступлению именно в эту академию. Но тратиться на такие курсы не обязательно. Достаточно найти кого-нибудь, кто уже учится в этой академии, или учился там раньше, и спросить, на что надо обратить внимание при подаче документов и составлении папки.
 
И как же узнать, какой стиль у какой школы?

Существует несколько художественных вузов в Европе, которые имеют некоторую "однозначную славу". Но есть, конечно, огромное количество "простых и обыкновенных" художественных академий, которые не пользуются какой-то особо выраженной славой у знатоков. В общей сложности принято считать действительными следующие правила:

В Швейцарии воспитываются "рекламщики". Тут ни одна школа не обходится без обширного курса "науки о рекламе", много внимания уделяется всяким "психологиям цвета" и воздействию дизайна на людей. На курсах индустриального дизайна, рекламной графики и графического дизайна одинаково много внимания уделяется корпоративному дизайну, фирменному стилю, логотипам, шрифтам...

В Австрии самые "классические" художественные школы. Здесь особо хорошо преподаются академический рисунок и живопись, архитектура, история искусств и почти уже забытое всеми "материаловедение".

Английские художественные вузы славятся неплохой академической школой, и одновременно довольно смелым и современным отношением к дизайну. В большинстве английских академий не пользуются особой популярностью абстрактное искусство, сильно выраженные "концептуалисты" и очень современные направления в дизайне. За то в самых известных английских школах в последние годы проглядывается любовь к рекламной и плакатной графике начала века, югендстилю, дизайну 60-х и 70-х годов...

Любителям совсем абстрактных работ, сетевого искусства в самых странных его проявлениях и смелых макетов, которые выпадают из всех академических рамок скорее место в Дании, Голландии и Швеции.

В Берлине есть две большие художественные академии совершенно противоположной направленности. С одной стороны - вышеупомянутая HdK, с акцентом на искусство и настоящие творческие полеты, с другой - Художественная Академия Weissensee, где учат дизайну "по всем правилам". Поступить туда очень непросто, требования к академическому рисунку и живописи - очень высокие. В Этой академии уделяется очень много внимания работе с компьютером, компьютерной графике, шрифту, дизайну композиции.

В остальном считается, что в бывшей "восточной Германии" во всех художественных вузах делается особый акцент на полиграфию, шрифты, макет, печать, искусство плаката, и другие "старомодные" стороны дизайна.

В "западной Германии" художественные академии скорее сосредоточены на индустриальном дизайне, работе с новыми технологиями (видео, интерактивные программы и цифровое искусство), на компьютерной графике и корпоративном дизайне.

Художественные институты и академии России и стран СНГ все как одна славятся очень сильной академической школой. В европейских странах принято считать, что русские дизайнеры лучше всех умеют рисовать, нигде не заставляют столько часов писать маслом и акварелью... Еще считается, что в русских институтах неплохо преподают историю искусств, композицию, и шрифты.

Примерно то же самое говорят об образовании чешских, словацких и польских школах. Прибалтийские художественные академии издавна славятся тем, что там особенно хорошо учат дизайну, приучают смело обращаться с макетом и шрифтами, и очень серьезно учат студентов работать с цветами.

Но... все эти описания на самом деле очень обобщенные, и не стоит привязываться к ним слишком сильно. Если вам удобнее учиться в той или иной стране или академии, видимо не стоит ставить с ног на голову все планы только из-за имиджа школы.

Что нужно, для того, чтобы выучиться на дизайнера в чужой стране, сколько это стоит, и с чего начинать, вы прочтете завтра в продолжении этой статьи.

ELIA
Database Список всех высших художественных учебных заведений в Европе

Как стать дизайнером?
Список высших учебных заведений в России, где преподают дизайн и компьютерную графику.

Информации о других учебных заведениях в России и странах СНГ, где преподают дизайн вы найдете в разделе Дизайн/Учебные заведения.

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousКуда пойти учиться?
 

next

Screen Fonts и другие новости
 
 на ту же темуКонкурсы дизайнеров. От них одни убытки?
Дизайнерам надоел Интернет
В неволе не размножаются
Куда пойти учиться?
Гудбай Америка, о-о!
Кому нужен 16-летний дизайнер?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000