+ 12.12.2000> Песня в защиту иллюстраторов / 16.06.2000
 

Или зачем Интернету красивые картинки?

Недавно мне посреди суматошного рабочего дня позвонил из Гамбурга в Берлин менеджер, с которым меня связывает один большой заказ. Но на этот раз он звонил не "по делу". Он извинился за беспокойство, и спросил, нет ли у меня "под рукой" не очень занятого дизайнера, который мог бы... ...нарисовать рыбку. Сначала я подумала, что это какая-то шутка.

Но вскоре поняла, что это серьезно. Среди обычной "текучки" в большом агентстве всплыл заказ: нужно было сделать баннер для довольно именитого и вредного заказчика, и задача была поставлена более чем четко. Требовалось нарисовать в стиле комиксов для детей большую акулу, которая гонится за рыбкой. Использование "клипартов" (картинок из готовых библиотек) запрещено. Время, выделенное на всю работу - 2 часа.

За пол часа заказ обошел всех 15 дизайнеров, работавших в этом агентстве. И выяснилось, что среди них нет никого, кто мог бы легкой рукой нарисовать рыбку... У нас все оказалось проще - не зря трое из наших дизайнеров просто бывшие рисовальщики комиксов. Рыбку нарисовали за 5 минут, положили рисунок на сканнер, и отправили в Гамбург. А после этого началась извечная дискуссия:

Что это за 15 дизайнеров, которые не умеют рисовать рыбку?!

Вроде посмотришь на то что они делают - нормальные такие веб-странички. Не так все плохо. Сидят в большом агентстве, получают немалые деньги. А рыбку нарисовать не могут. А ведь умение нарисовать такую рыбку, это одно из минимальных требований, которое предъявляется к человеку, если он собирается поступить в художественный ВУЗ. Вернее не так: только лишь уметь нарисовать рыбку сегодня будет маловато для того, чтобы поступить в художественный ВУЗ. Этого может даже не хватить на колледж с художественным уклоном...

Дизайнер, нарисовавший рыбку, громко вынес приговор Гамбургу:
- Это те самые "гаврики", которые получили в 14 лет в подарок компьютер с "фотошопом", к 16 годам отлично изучили эту программу, и может быть еще несколько других программ для графики. Потом, чтобы не тратить время на годы учебы, пошли бесплатно работать куда-то веб-дизайнером, и к 20 годам они - дизайнеры с многолетним опытом работы в большом агентстве.
- А что в этом плохого?! - отозвался кто-то из именно таких "дизайнеров".
- А то, что дизайнер - это художественная профессия. А веб-дизайном занимаются в основном либо программисты, либо самоучки.
- А когда-то говорили, что в дизайнеры идут те, кого не хватило на "настоящего художника".
- Или кто со своего настоящего художества не смог прожить.
- Не знаю, как в других областях дизайна, но в веб-дизайне от "рисовальщиков" и иллюстраторов одни убытки! Они вечно пытаются пропихнуть людям через Интернет побольше красоты, и все это слишком большое и тяжелое.
- Но нельзя всю жизнь протянуть на круглых кнопках и хорошо разбросанных по экрану кусочках шрифтов и фотографий. Вот - история с рыбкой - хороший пример... - Иллюстраторы в Интернете - это не серьезно. Им никогда не привыкнуть к специфике Интернета, они только умеют выкладывать на странички плохие сканы со своих работ...
- Умение рисовать, картинки и комиксы давно уже никому не нужны в Интернете! Все равно мы скоро будем делать одни порталы. Сверху табличка, снизу табличка, в середине - баннер.

Услышав такой диалог я сразу решила заступиться за веб-дизайнеров, которые "вышли из художников". Вот несколько аргументов за то, что иллюстраторы тоже умеют приживаться в Интернете, и умение рисовать никогда не бывает лишним, а иногда даже бывает нужным. Даже в работе с Интернетом.

 

 

Одним из первых дизайнеров-полиграфистов, который твердо решил "переезжать в Интернет" был Дональд Аллен Барнетт. Естественно первым делом он построил себе страничку, на которой он показал все свои полиграфические работы, а так же шрифты, которые он разработал сам. К его персональной страничке придраться трудно, она сделана очень профессионально (и довольно быстро грузилась даже 3 года назад, когда большинство людей еще пользовалось довольно медленными модемами). Но конечно нашлись злые языки, которые сразу начали кричать: "кому же в Интернете нужны эти иллюстрации для детских книг? В таком стиле только персональную страничку и сделаешь!"

Как мы видим сегодня, "иллюстрации для детских книг" много кому нужны. Дон Барнетт, освоив веб-дизайн и все его тонкости оформил несколько страниц, которые все славятся своим красивым и оригинальным оформлением. В том числе он оформил известную поисковую машину YellowBrickRoad. И его нарисованные от руки фоны для страничек тоже уже много лет являются самыми популярными у коллекционеров.

Вот персональная страница Барнетта, немного запрятанный в глубине список ссылок на странички, которые он оформил, и бесплатные фоны, нарисованные от руки самим маэстро.
 
После Барнетта в Интернете начал обосновываться другой мастер-полиграфист - Брюс Хевин. Несколько его попыток делать веб-дизайн закончились неудачно. Но его сгубила не "тяжесть" картинок, а их величина. Всю свою жизнь Брюс был одержим идеей, что при желании можно сделать очень "легкой" картинку, очень большую по плоскости. Он так увлекся оптимизацией графики для Интернета, что изобрел всем известную палитру "browser-safe", и на пару со своей женой Линдой Вайнман написал уже почти десяток книг о цветах и веб-дизайне.

На своей страничке он продемонстрировал свое умение - она вся состоит из огромных иллюстраций. Правда коммерческие заказчики не полюбили его, потому что большие картинки занимают слишком много от видимого пространства на маленьких экранах пользователей, и для содержательных страничек, на которых нужно умещать много информации, стиль Брюса не подходит.

Единственные две странички, которые оформил Брюс, это его персональная страница stink и страница его жены Линды, lynda.com
 
Первый "интернетный Оскар" в категории веб-дизайн так же получила художница-иллюстратор - Эми Франчешини. Она создала совершенно неповторимый стиль, смешивая свои рисунки с векторами и трехмерными фигурками собственного изготовления.

По сравнению со многими коллегами она начала заниматься веб-дизайном сравнительно поздно, после того как довольно долго поработала в полиграфическом дизайне, и тем не менее ее имя сейчас находится в списке ведущих веб-дизайнеров мира.

Художественный проект, которым Эми заработала себе "Оскар" - Atlas.
Страничка ее студии: Futurefarmers.
И еще одно знаменитое произведение Эми: Limn

В принципе Эми Франчешини первая доказала, что красота вовсе не требует никаких жертв. Ее красивые картинки не только занимают минимум килобайт, они так же почти не занимают пространства. Соответственно ничего не мешает использовать "настоящие картинки" для коммерческих проектов.
 


Кстати о порталах, которые уже не содержат никакой графики, и состоят из "таблицы сверху, таблицы снизу, и баннера в середине". Как раз в таких случаях особенно ценными оказываются "маленькие да удаленькие" детали. Все чаще я слышу совсем новый аргумент: "Если уже портал содержит только четыре кнопки, пусть эти четыре кнопки радуют глаз особенно!"

Русского "мастера цифровой миниатюры" Рому Воронежского уже ставят в пример дизайнерам во всей Европе, когда дело доходит до оформления порталов и страниц, которые содержат почти только текст.

Несколько ярких примеров для таких особо "удаленьких" деталей:
аукцион Molotok.ru,
Obozrenie.ru,
IMHO.ru,
3com.ru,
Spezial.ru

Персональная страница Ромы

История создания одной картинки (на страницу попадают только те, кто заходят на страницу Ромы по ссылке с сервера design.ru).
 
Про работы Олега Тищенкова я недавно услышала очень интересный рассказ: "Бродишь, бродишь по русскому Интернету, и изредка взгляд останавливается на чем-нибудь новом. Вздохнешь - "ах, как красиво" - а потом выясняется - опять Тищенков!"

Его работы вы наверняка видели на многих страничках. Например веселые баннеры для сервера Narod.ru или заставки в некоторых рубриках на design.ru.

Или посмотрите персональную страницу Олега, тогда точно сразу вспомните, где вы видели его работы.

Про художника и дизайнера Олега Пащенко (cmart) мне недавно кто-то написал: "Живопись на развес, плотно утрамбованная в непонятное кино. На этой страничке черт ногу сломит, ничего не найдешь, и если продвинешься на одну ссылку вперед, это уже праздник. За то это - настоящее искусство! Ну зачем это запихивать в сеть?"
 
И в самом деле - навигация на персональной страничке cmart'a очень "интуитивная", и некоторых очень красивых картинок приходится подождать даже при наличии неплохой связи. Однако на то она и персональная страничка, чтобы работать там по принципу "что хочу, то и делаю". Посмотрите на коммерческие работы Олега, и вы поймете, что он прекрасно умеет делать все "как надо".

Работы:
Альфамобиль,
Narod.ru,
Alfabank,
Flash-баннеры

Ну и последняя ссылка на сегодняшний день - оригинальная и неповторимая галерея чувств Елены Куликовой.
Грация и красота.
Ах...

 

 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousПолиграфический дизайн
 

next

Куда пойти учиться?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000