+ 12.12.2000> В неволе не размножаются / 05.05.2000
 
Дизайнеры не могут работать в условиях Teamwork.

Требуется дизайнер!

Чтобы было ему не больше 22 лет, но он имел бы опыт работы в большом агентстве не менее 10 лет. Быстро ориентировался в новой обстановке, скоро перестал задавать дурацкие вопросы...
Чтобы умел работать самостоятельно, и не лез за каждой мелочью к шефу. Вносил в работу собственные творческие идеи, но и не позволял себе слишком самовольничать, и не делал ничего, о чем его не просили.

Чтобы имел свой собственный выраженный стиль, но не пропихивал его заказчикам. И умел работать в большом коллективе. Чтобы не прятался за спинами других, а шел в ногу со всеми. И помогал. И боролся за общую идею. Не теряя собственной индивидуальности... Все эти пожелания с недавнего времени вмещаются в одну фразу: "Teamworker wanted!"

И когда дизайнер видит такое объявление, он тяжело вздыхает. Америка помешалась на слове Teamwork (работа в команде) уже давно. А вот в Европе это безумие преследует нас только где-то последние 4 года. В первое время было очень видно, что никто из начальников толком не представляет, что это такое. Покатавшись по Америке, они возвращались в свои немецкие и английские фирмы, и начинали мучить своих сотрудников ужасными словами вроде "brainstorming" и "jourfix".

В Лондоне три года назад даже образовалось общество противников этой модели работы. На их листовке было написано: "С Teamwork все точно, как с Кораном. Многие проповедуют кучу всякого бреда, который к идее Teamwork не имеет никакого отношения, с обоснованием, что так написано в книге. Однако очень малое количество людей в самом деле знает, что именно написано в книге про Teamwork".
 
Лучший способ справиться с работой...

В модели Teamwork важную роль играет супервизор, которого в народе называют "семейный психиатр". Недавно я решила спросить такого супервизора, что же в самом деле такое Teamwork

Оказалось, что ничего особо ужасного в этой модели нет.

Ее придумали для того, чтобы как можно эффективнее использовать рабочую силу каждого отдельного человека. Для всех, кто хочет работать, работать, как можно больше и эффективнее работать, модель Teamwork создает идеальные условия. Правда сотрудникам не всегда удается реализовать себя, но за то общее дело продвигается быстро и ровно, и у начальства хорошее настроение.

Основные правила, которые описывают Teamwork:
- Незаменимых сотрудников должно быть как можно меньше. Если кто-то заболел (ушел в отпуск, уволился), всегда должен быть "под рукой" кто-то другой, кто легко его заменит.
- Никому не нужны "борцы-одиночки", которые долго что-то делают в тихом уголке, и тратят много времени на решение какой-то проблемы. Сотрудник должен быстро справляться с текущими задачами, и регулярно о них отчитываться. Если он уперся в неразрешимую проблему, и несколько часов не может найти выход, он должен "выставить свою проблему на всеобщее усмотрение", чтобы ее все вместе быстро решили, или нашли способ ее отменить (придумать альтернативное решение). В противном случае есть опасность, что кто-то "прокопается" слишком долго, и потратит много рабочего времени на ерунду.
- Все части работы любого сотрудника должны быть общедоступны. В любую секунду каждый должен иметь возможность покопаться в чужой рабочей директории, посмотреть все документы. Все документы и файлы, которые имеют отношение к работе, хранятся строго по общепринятой системе, чтобы любой сотрудник мог свободно ориентироваться даже в чужих отделах.
- Большие проекты всегда делают несколько человек вместе. Они должны создавать общий стиль, в котором работают, и пытаться подстраиваться под него. Чтобы было как можно меньше заметно, где кончается работа одного сотрудника, и начинается работа другого.
- Каждый, кто делает какую-то часть большого проекта, должен регулярно растолковывать всем другим участникам проекта, что он делает. При этом он должен постоянно выяснять, будет ли результат его труда на 100% компатибелен с тем, что делают другие. Особенно это касается тех, кто вносит в работу свои идеи.
- Работать меньше назначенного времени, конечно, не разрешается, но задерживаться в фирме больше чем 9 часов в день тоже нельзя. "Мы хотим платить зарплаты, а не больничные" - так обосновывают это решение шефы.
- Инициатива и изобретательность со стороны сотрудников приветствуются. Однако любая хорошая идея, которую высказывает сотрудник, сразу бросается "на растерзание" всему коллективом. Имеется ввиду, что творческая работа одних сотрудников должна вдохновить и других. А если временно не приходит в голову своих идей, иногда можно подхватить чужую идею, и работать над ней.
 
...Только не для дизайнеров

Со временем выяснилось, что все сотрудники во всех фирмах очень эффективно работают по модели Teamwork. Только дизайнеры оказались исключением. Именно они, попадая в условия Teamwork начали заметно чахнуть, уходить с работ, впадать в депрессии, работать хуже, и говорить, что их "душат", "наступают на горло песне" и "не дают расправить крылья". Чего стоит один факт, что два человека (или больше) рисуют одну и ту же картинку. Все, что явно отличает стиль одного дизайнера от другого - не приветствуется. Когда дизайнеры начинают рисовать "похоже", их начинают хвалить и называть хорошими сотрудниками. Но их самих обычно охватывает тоска. Им кажется, что они теряют свою индивидуальность.

Проявлять себя тоже иногда не хочется. Часто у дизайнера появляется отличная идея, но ему хочется работать над этой идеей самостоятельно. Однако, если он докладывает об идее начальству, ее сразу "разбазаривают". Если дизайнер пытается реализовать идею самостоятельно, чтобы потом показать ее в готовом виде, его начинают дергать: "Что это вы там так долго делаете в одиночку?". А приносить свои файлы из дома в фирму запрещено...
 
В неволе не размножаются...

Одно из крупнейших дизайн-агентств Европы, I-DMedia, недавно добровольно отказалось от работы в режиме Teamwork. "Дизайнеры в неволе не размножаются, а когда на них давят, они от огорчения перестают приносить пользу" - так они описали дизайнеров...

...И оставили их в покое. Двенадцать "Арт-директоров" сели разрабатывать новую систему организации труда. Даже самый большой проект теперь разбивается на отдельные части, из которых каждая отдается "на растерзание" отдельному дизайнеру.

- Да, дизайнеры особенно плохо приживаются в условиях Teamwork. Конечно все сразу говорят: "Творческих людей сложнее всего организовать и заставить просто хорошо работать". Но на это дизайнеры по праву спрашивают: "А когда мы хорошо работаем? Когда производим ровно две красивые картинки в день?" И в самом деле - вдохновение нельзя подогнать под какое-то четкое расписание. Может быть у дизайнера творческий кризис, и он не может придумать ничего красивого, "копается" 8 часов, а потом вдруг в 5 утра понимает, как надо. Конечно нужно как-то синхронизировать свою работу с другими. Но не на уровне двух часов. У дизайнеров должен быть "воздух" - лишние пол дня на "внезапные провалы", катастрофы или просто на поиск идей.

Можно сказать, что дизайнеры всегда больше всех рискуют не уложиться в какие-то планы, потому что они зависимы от таких явлений, как вдохновение. В их работе рутинные задачи имеют самое маленькое значение. Все держится на идее, а идею дизайна каждый раз нужно изобретать заново. И никто никогда не знают точно, как все получится в этот раз.

Так же важно, отграничивать дизайнеров друг от друга хоть немного. У каждого должен быть свой "кусок пирога", за который он отвечает сам. И ощущение, что дизайнер хоть в чем-то маленьком совершенно незаменим, тоже мотивирует к работе. Человек должен быть кому-то нужен, и его идеи должны быть нужны другим. А если кто-то выделился, придумал что-то свое, получил за это персональную похвалу, это тоже отличная мотивация для других - заработать себе то же самое.

Это слова супервизора в I-D Media, Натальи Родченко. Отмена американской модели работы вовсе не сделала ее безработной.

- Наоборот, теперь я могу в самом деле чем-то помочь ребятам, если назревает конфликт. Раньше, если сотрудники не могли что-то поделить, я могла только развести руками: "Извините, ребята, но вам так положено. Вы должны работать вместе, и никто не поможет вам разойтись в разные стороны, пока вы заняты одним проектом". Это было так ужасно. Как психолог я часто видела только один выход - поделить сферы деятельности, и развести людей подальше в разные стороны. А система требовала, чтобы я их помирила... И, кстати, что интересно - именно в новых условиях дизайнеры начали вести себя так, как будто они вместе делают одно дело. Когда ты нужен делу, ты начинаешь за него болеть.

Один из самых больших немецких проектов, дизайн которого "убился" об Teamwork: http://www.telekom.de/
После того, как группа тоскующих дизайнеров создала тот кошмар, который вы видите на заглавной страничке и основных страничках второго уровня, проект перешел в руки фирмы I-D Media. Там последующие части проекта поделили между дизайнерами, и дали каждому работать над своей частью. Конечно, трудно работать на уже созданной основе, которая так плохо удалась. Но новые странички смотрятся уже куда веселее.

T-D1
и Team Telekom - новые части проекта. Здесь каждый отдельный раздел делал отдельный дизайнер. По крайней мере нельзя сказать, что "каждый тянет лямку в свою сторону", и дизайнеры не в состоянии придерживаться одной линии, если не заставлять их насильно.
 
 Miu Mau, Германия, b.a.(hons) multimedia arts - специалист по компьютерной графике в области скрин-дизайна и мультимедиа, эксперт и консультант проекта Лист.Ру miu@mail.ru
http://www.miu-mau.org
 
 > next
 
 previousОн изобрел универсальный шрифт
 

next

Концептуальное искусство в Интернете. Часть 4
 
 на ту же темуКонкурсы дизайнеров. От них одни убытки?
Дизайнерам надоел Интернет
Куда пойти учиться?
Куда пойти учиться? (продолжение)
Гудбай Америка, о-о!
Кому нужен 16-летний дизайнер?
 
  
 
© Listovka.ru, 2000