>
Стажеры. (Авторевю №1, 2001) Проект Citroen - Москва
> Год назад мы рассказывали о конкурсе дизайнерских проектов, который был
устроен фирмой Citroen среди студентов московских ВУЗов. Как и обещали организаторы
конкурса, двое победителей — ими оказались Тимур Бурбаев из МАМИ и Лев Кузьмичев
из Строгановки — уехали во Францию и полгода проработали в главном дизайн-центре
фирмы Citroen в местечке Велизи под Парижем. А теперь ребята сидят перед нами
в редакции Авторевю и делятся своими впечатлениями.
> Рассказывает
в основном Лев. Он побойчее Тимура, неплохо говорит по-английски и немного по-французски.
А Тимур скромно сидит рядом. — Когда нас первый раз привезли в главный ситроеновский
дизайн-центр, целый день ушел только на осмотр. Это огромное здание. Но в штате
центра работают от силы 20 дизайнеров! И теперь в их числе оказались и мы...
Освоились Лев и Тимур быстро. Получали две стипендии — одну от фирмы Citroen,
вторую — от посольства Франции в России. Не густо, но на жизнь хватало. Выбирать
жилье ребятам надо было самим, и они сняли на двоих квартиру в Париже.
> Почему не в Велизи, где располагается дизайн-центр? — Велизи — это деревня,
скука там страшная. Поэтому никто из дизайнеров рядом с Центром не живет — все
предпочитают тратить время на дорогу, но жить в Париже, где жизнь кипит. Многие
из молодых дизайнеров за бесценок покупают старенькие машины вроде «гадких утят»
Citroen 2CV и ездят. Но мы от покупки автомобиля отказались — литр бензина здесь
стоит больше доллара. Так что ездили на автобусах с несколькими пересадками. А
когда засиживались на работе допоздна — несмотря на то, что официально рабочий
день заканчивается в четыре часа пополудни, сотрудники часто покидают Центр и
в шесть, и в восемь вечера, — нас подбрасывал кто-нибудь из дизайнеров. Иногда
это был даже сам Жан-Пьер Плуэ, который сменил Арта Блэксли на посту главного
дизайнера фирмы Citroen.
Рассказывая об этих проектах, Лев приводит в пример многофункциональные
раскладные ножи Leatherman: «Мне хотелось, чтобы автомобиль создавал такое
же ощущение профессионального инструмента»
> Работы было много. Сначала к ребятам приглядывались — например, просили
разработать дизайн гипотетического минивэна марки Citroen так, чтобы передать
фирменные особенности стиля. Но Лев и Тимур работали так профессионально, что
вскоре обитатели дизайн-центра приняли их за своих — включили ребят в работу и
даже внесли в рабочие списки дизайнеров, чего со стажерами обычно не случается!
> Над чем же работали Лев и Тимур? Конкретных результатов мы увидеть не
сможем. По крайней мере, сейчас: ребята подписали документы о «неразглашении».
Рисунки, которые мы публикуем, — это всего лишь эскизы, разработки разных стилей.
Биодизайн, техно, new edge — поиски идут по всем направлениям. К тому же «для
себя» Citroen работает и над внедорожниками, и над спортивными автомобилями, и,
что сейчас особенно модно, над мультифункциональными машинами — такими, как внедорожно-спортивные
минивэны на рисунках Льва и Тимура. За год в Центре скапливаются многие тысячи
эскизов, макетов, компьютерных моделей. Подавляющее большинство этих работ никогда
не увидит света и останется в запасниках Центра. И лишь те единичные проекты,
что будут одобрены шеф-дизайнером и руководством, попадут на подиумы в качестве
концепт-каров.
> Бывает, идет презентация дизайнерских работ, — рассказывает
Лев. — Все развешивают большие эскизы, любуются тщательно прорисованными деталями.
А шеф, лишь скользнув по ним взглядом, вдруг подойдет к какому-нибудь маленькому
рисуночку, одному из сотен, ворохом лежащих на столах, внимательно его осмотрит,
подзовет всех — вот, мол, полюбуйтесь, интересная идея... А потом бросит нам:
«Продолжайте!» — и уходит. И ты сидишь и думаешь — что же ему там понравилось?
> А понравиться может самое неожиданное. Например, Лев часто помещал на
эскизах посторонние, казалось бы, детали — мимо автомобиля проходит девушка, по
передней панели ползет червяк... Французы каждый раз очень удивлялись — населять
эскизы живыми существами никто из них не догадался!
> Кстати, несмотря на то, что компьютеры здесь в ходу, приоритет в ситроеновском
дизайн-центре все равно остается за «живыми» рисунками и макетами. Здесь много
работают с пластилином, со специальными клейкими лентами, которыми рисуют по пластиковым
панелям.
> Если бы вы только видели, какие потрясающие автомобили
может делать Citroen! — на лицах ребят появляется восторг. — Покажи хоть один
из макетов, которые стоят в дизайн-центре, на любом ближайшем автосалоне — и феноменальный
успех обеспечен! Но, оказывается, не все так просто. У фирмы есть политика стиля
на многие годы вперед. Например, Citroen Xsara Picasso и новый Citroen C5 разрабатывались
давно.
> Сейчас уже готовы серийные модели ближайшего будущего. Как
они выглядят, мы даже рассказывать не вправе. Но, поверьте, они будут здорово
отличаться от нынешних Ситроенов...
Лев: «Главная идея этого эскиза — вписать интерьер двухместного купе в овал»
Лев: «Над этим интерьером я много думал. Поэтому и нарисовал рядом шахматы...»
> Кстати, что касается воплощения
дизайнерских идей в производство, то, по словам ребят, и на Ситроене с этим непросто.
Например, в составе Центра есть специальный отдел «согласования» дизайна с технологией
массового производства. И между «соглашателями» и дизайнерами отношения складываются
весьма натянутые — иногда дизайн при подготовке к производству видоизменяется
настолько, что ничего общего с первоначальной идеей он уже не имеет.
> К сожалению, пересказать содержание всей нашей беседы невозможно — ребята
делились впечатлениями на протяжении пяти часов! И любопытных подробностей о зарубежной
дизайнерской жизни Лев и Тимур поведали немало. Например, каждый день дизайн-центр
берет напрокат несколько разных автомобилей последних моделей — это может быть
и Smart, и новейший Lexus LS430, и Ford Mondeo.
> Их может взять
на несколько часов каждый из штатных дизайнеров любого ранга — достаточно мелом
вписать свое имя в прокатное расписание, которое ежедневно составляется на доске
в фойе. И пожалуйста — катайся, впитывай ощущения от дизайна интересующего тебя
автомобиля...
> Но самое главное — полугодовая стажировка Льва и Тимура
еще раз показала, насколько высок уровень наших дизайнеров. Студент МАМИ и аспирант
Строгановки смогли работать наравне со штатными ситроеновскими специалистами!
Судя по этим трем эскизам Тимура, появление однообъемника Renault Avantime
будоражит вооброжение ситроеновских дизайнеров
> И тем не менее Лев и Тимур вернулись. Не по своей воле. И, кстати, не
по воле ситроеновцев — там их отпускали с большой неохотой и удивлением. —
Представляете, до окончания срока стажировки остается пара дней, а нам говорят:
«Так, ребята, через неделю вам надо сдать такой-то и такой-то проекты... Как это
вы уезжаете? Куда? А работать?»
> Увы, для того, чтобы работать за
рубежом, нужен не только талант. В этой жизни есть еще масса неприятных мелочей
— паспорта, гражданство, визы... Но талант все же важнее. Не так ли?
> Кстати,
на Ситроене настолько довольны результатами работы российских ребят, что включили
Строгановку в постоянно действующую программу стажировки. Правда, студенты будут
ездить во Францию на более короткий срок и не в главный дизайн-центр, а во второстепенные.
Но все же для наших будущих стилистов это хоть какой-то шанс сравнить свой уровень
с мировым. И выяснить, что подчас он выше. От этого и радостно, и горько...