+ 12.12.2000 > интерьвью с бруно сакко / мы хотели задать тон! /
 

 

Бруно Сакко - бывший главный дизайнер Мерседес-Бенц (прим. dn)
Интервью редактору журнала "Form" Герриту Терстиигу на Женевском автошоу, 1998 г.

> Г-н Сакко, насколько итальянскими стали автомобили Мерседес-Бенц с тех пор, как Вы заняли пост главного дизайнера фирмы?
> Итальянскими? Ничуть!

> Тогда насколько немецкими или же интернациональными Вы считаете автомобили Мерседес-Бенс? Или шире: отражают ли формы автомобиля культуру страны, в которой он разработан?
> Мы говорим о глобализации дизайна, которая имеет место последнюю пару лет. Она затушевывает слишком явные черты. Однако я убежден, что Мерседес должен выглядеть именно как Мерседес, а Мерседес - это немецкая машина, но никак не итальянская. Легко говорить, но не легко найти ответ на вопрос, что именно делает автомобиль немецким. Я был бы очень разочарован, услышав мнение, что наша новая модель CL выглядит как американская!

> То есть, Вам хочется верить, что типичные черты будут сохранены?
> Полагаю, мы сумеем обеспечить это, если будем вкладывать максимум средств в разработку нового и не отрываться от традиции. И мы докажем, что культурное наследие отражается в каждой детали. Кто захочет, тот его разглядит. Конечно, есть и такие, которым все равно - американская эта машина, японская или немецкая.

> И что же есть немецкого в немецком дизайне?
> Раньше немецким изделиям была присуща весьма утрированная рациональность, которую сразу видно. Именно она характеризовала немецкий дизайн многие годы. Действительно ли ее корни в Баухаузе и расцвет в Ульмском высшем училище дизайна, иные могут и оспорить. Но, думаю, сегодня немецкий дизайн уже не имеет оттенка такой крайней рациональности.

> Что побудило молодого Бруно Сакко приехать в Германию?
> Мерседес привлекал меня как марка, как автозавод. В немалой степени потому, что Мерседес одержал выдающиеся победы в Формуле-I 1954 и 1955 годов, а также имел огромный успех со своими спортивными моделями. Вспомните хотя бы 500 SL 1954 года выпуска с дверцами, похожими на крылья чайки. Какая замечательная машина! В сравнении с ней лимузины Мерседес тогда выглядели маленькими неуклюжими…

> Тевтонцами?
> Да, вот именно тевтонцами - в духе Вагнера, Валькирии (смеется). А если серьезно: пока ты молод, то претендовать на работу в такой компании - это круто!

> Но все-таки не Мерседес вызвал Ваш живой интерес к автомобильному дизайну, а Студебекер с его знаменитым передком в виде пули, спроектированный в 1950 году дизайнером Рэймондом Лоуи.
> Да, ему я обязан началом своей деятельности. Но не столько из-за "обтекателя", сколько из-за формы крыши сзади, вроде задника фонаря кабины самолета. Это был автомобиль очень символичный для той эпохи.

> Однажды Вы сказали, что он сразил Вас "как хороший апперкот".
> Да, это он привел меня в сферу автомобильного дизайна. Я жил на окраине города, мимо пролегало много международных трасс. Неподалеку базировались американские солдаты, их автомобили производили сильное впечатление.

> А я в детстве просто обожал легендарный C 111, любил часами играть с его игрушечной копией. Он был разработан под Вашим руководством?
> Да, я был чем-то вроде руководителя проекта. Даже сегодня его форма удивляет. Одного ему недостает - образа фирмы. А именно - вида Мерседеса.

> Поэтому его никогда не запускали в серийное производство? Поэтому он подвергался критике?
> Нет, критики как таковой не было. Но с позиции сегодняшнего дня я должен признать: мы сделали ошибку! Но какую красивую! Согласен. Этой машине давался карт-бланш. Будучи командой молодых дизайнеров, мы жаждали продемонстрировать начальству, на что мы способны. Мы хотели задать тон! Но нельзя недооценивать важность фирменного стиля. Конечно, он ограничивает свободу дизайнера, и это обстоятельство надо учитывать.

 
up

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> Студебекер с "пулеобразным передком", спроектированный в 1850 году Рэймондом Лоуи, потряс молодого Бруно Сакко "как хороший апперкот"
> Легендарный С111, разработанный под управлением Бруно Сакко.
> Недавно выпущенный Мерседес CL-серии.

> Нет ли у Вас искушения разработать совершенно независимую машину, в которой бы Ваша фантазия ничем не сдерживалась?
> Подобные вопросы всегда очень опасны. Если я отвечу "нет", читатели подумают: "Из этого Сакко уже песок сыпется!". Если отвечу "да", значит я совершенно безрассуден, потому что разрабатывать автомобиль без каких бы то ни было оснований не имеет большого смысла.

> А что Вы думаете о Луиджи Колани? (это тот дизайнер, к которому уехали на практику Пирог и Стрела, - прим. dn)
> Он известен сугубо авторским дизайном, разработанные им автомобили всегда зрелищны, а собственный стиль ему важнее, чем фирменный стиль заказчика. Мне кажется, я один из тех немногих, кто никогда не говорил плохо о Колани. Он всегда хорошо понимал, что не стоит прикрывать спину, и именно такими он мог позволить себе свои презентации. Можно не соглашаться с тем, что он сказал или написал. Но, без сомнений, он является одним из величайших дизайнеров столетия.

> Вы научились чему-нибудь у него?
> Я убежден, что каждый, кто смотрит вокруг широко раскрытыми глазами, может чему-то научиться у других. Взял ли я что-нибудь у Колани - мне это неизвестно. Если и взял, то неосознанно. Приглядитесь - может, и обнаружите что-нибудь. Может, возникнут ассоциации, но не думаю, что я нанес ущерб господину Колани, копируя его вещи (смеется).

> Не хотели бы Вы спроектировать что-нибудь без мотора и четырех колес? Наручные часы, например?
> Не я лично разработал мои наручные часы, а моя команда. Но я очень плотно занимаюсь дизайном предметов, которые не рассекают просторы (смеется).

> Недавно канцлер Шредер выступал в шоу на немецком телевидении. Он въехал в студию на своем лимузине, к моему удивлению, это был Ауди! А ведь со времен Аденауэра все канцлеры выбирали исключительно Мерседес. Вас это не шокировало?
> Нет, насколько я знаю, в его гараже есть одна из наших моделей. Канцлер Германии, безусловно, может ездить на чем пожелает. Но если он не ездит на Мерседесе, он кое-что теряет...

> На нынешнем Женевском автошоу есть новинки, созданные в последний период Вашего руководства. Какое чувство у Вас сейчас, после более сорока лет служения автомобильному дизайну? Это ли не момент, чтобы оглянуться назад и, быть может, даже стать сентиментальным?
> Редкостный случай произошел сегодня утром, когда я поймал такси. У меня было несколько минут, чтобы задуматься о прошлом: это был Мерседес класса S, разработка 1971 года, он и привез меня сюда. Это было переживание! Великолепно сохранившийся, автомобиль катил фантастично, и, более того, таксист сэкономил мне полчаса, руля против движения по улицам с односторонним движением (смеется).

> Ваша дочь Марина, у которой второе имя - Мерседес, также работает на Мерседес Бенс. Продолжит ли она Вашу работу?
> Нет, у моей дочери совершенно другой путь в жизни: она художница. И хотя она тоже трудится в отделе дизайна, ее призвание не автомобильный, а графический дизайн. Продолжение обеспечивает мой преемник Петер Пфайфер и его команда.

> И что бы Вы хотели пожелать Петеру Пфайферу?
> Удачи!

> Мистер Сакко, большое спасибо за интервью.

© form magazine, may, 1998
перевод: Алексей Наместников, ноябрь, 2000 г.

 
 

comment : FORM - немецкий журнал по дизайну вообще и промышленному - в частности. Позиционирование на рынке: международные темы и тренды в промышленном, графическом и фото дизайне, архитектуре и рекламе. Основные темы публикуются на немецком и английском языках. Выходит 6 раз в год. В Москве в продаже нигде не встречается. Стоимость в Германии - 28DM/номер. Один из трех журналов, рекомендованных к чтению для поступающих в супер-дизайнерскую школу - ArtCenter (USA). Информация по подписке на журналы будет позднее. Оценка dn: - realIy cool!

up
  > next
 

> предыдущие выпуски:
- Как быть талантливым? © Create on line, 2000

 
   
  © designet.ru, 2000