+ 01.08.2001 > 1-е сентября. Собирайте Portfolio! Пишите CV
 
 
 

Часть 1 / Portfolio
Часть 2 / CV
Bonus-track > Интервью

 
Часть 1 > Portfolio
 
 

Итак, Портфолио. Что это и с чем его едят?
В самом общем смысле это – папка с лучшими работами дизайнера. А вот про тонкости неплохо бы знать заранее. На эту тему мы беседовали однажды вечером с Владимиром Пирожковым. Внизу местами сохранена оригинальная лексика. Разговор шел именно про портфолио промышленного (в том числе и автомобильного) дизайнера – поскольку есть еще портфолио иллюстраторов, веб-дизайнеров, фотомоделей и прочих творческих работников.

> Кому это нужно?

Нужно в основном для тех, кто едет на запад. В России такие требования к форме портфолио пока еще не в ходу. И даже если вы все сделаете как нужно, здесь это вряд ли кто-нибудь оценит по достоинству. А вот в Америку (и Англию) лучше просто взять с собой компакт-диск с записанными картинками – и пусть иммиграционный офицер спит спокойно. Ваша папка с работами может стать серьезным препятствием для въезда в страну. Просто завернут обратно на границе по прилету и все. Объясняй потом, зачем ты ее с собой взял!

Только не забудьте, что без вашего живого представления этот диск просто кусок пластмассы, и никто не будет тратить время на его просмотр и сопоставлять картинки на экране с комментариями на листочке. Если ты крут, то лучше сделать мультимедийную презентацию с автоматическим запуском. Но иногда без бумажной версии портфолио просто не обойтись.

> Каким оно должно быть?

Портфолио промышленного дизайнера должно быть небольших размеров – лучше до формата А3. Большое портфолио навязчиво, признак тупости и раздутого самомнения. Только сразу после окончания института допустимы легкие вольности, типа нестандартного формата или ярко-красных листов. Через пару лет реальной работы это будет играть только в минус. Помните, оно должно быть органично вам. Нелогично будет простое строгое портфолио, если вы пришли на интервью с пирсингом и дрэдами.

У меня после АртЦентра было такое портфолио: черный итальянский чемодан MHWay (Это одна их немногих европейских компаний, делающих специальные чемоданы для портфолио. К сожалению, купить можно только в Милане, Париже или Мюнхене – прим. dn). Такой из мягкого пластика с молнией по всему периметру на торце. Внутри – где-то 15 листов А3 формата плотного черного 2-х мм. картона, окрашенного в массе (очень редкий, в России точно не найти, пробовали). А2-й и формат все же лучше подходит для дизайнеров-графиков или иллюстраторов, потому что у них работы требуют такого размера. У моделей, например, это – обычная папка А4 с файлами, в которых постоянно меняются фотографии.

Для дизайнера это не солидно. Тем более, что файлы со временем затираются и выглядят неряшливо. Все должно быть открыто.

> Как сделать?

Запомните главный совет, напишите его 3 раза и повесьте перед собой: аккуратность – профессиональное качество дизайнера! Теперь приступайте к делу.

Берутся листы толстого черного или серого картона (1-2 мм) – матовая благородная основа. Как вариант, подойдет просто любая плотная основа, не сгибающаяся при держании в руках. Например, я как-то видел хитрый вариант с листами, вырезанными из плотного 2-мм гофрокартона, оклеенными с одной стороны черной матовой самоклеющейся пленкой. Листы были вырезаны из упаковочных коробок большого формата офсетных пластин AGFA. Можно найти в типографии. Легко и прочно. Особенно полезно, если вы собираетесь его куда-то посылать почтой.

Ничего не должно блестеть и отсвечивать. На лист – 1-2, максимум 3 картинки. Компоновка – желательно не в обрез. Помните о композиции и воздухе. На лицевой стороне снизу должны быть краткие комментарии, типа «Боец на привале, 1992 год, тушь, гуашь». Обычно на фирме тебя смотрят 2-3 человека, поэтому чтобы не объяснять каждому, поясняющая подпись должна быть четкая и написана красивым фонтом.

Лучше это делать на английском языке, или на языке места, куда вы едете его показывать, например, на тайском. Листов не должно быть много – сами знаете, что бывает при просмотре каталогов с картинками – через 25-30 листов уже зарубает. Лист должен быть максимально информативным. Лучше всего, если на нем представлен полностью один проект.

Никаких ч/б ксерокопий! Это сильно дешевит. Даже ч/б эскизы для портфолио должны ксериться на цветном копире. Только белоснежная бумага. Если сомневаешься в работе – лучше выбросить. Обязательно хороший чемодан. То, что первым выносится из дому при пожаре. (Мое портфолио мне обошлось в 3.500 долларов – (хе-хе, дело-то было в зажравшейся Швейцарии, так что ничего удивительного! – прим. dn) Никаких отпечатков пальцев на фотографиях! Листы рассматриваются только взятые за торцы. Фотографии – матовые, хорошего качества. Идеальная приклейка – все оччень аккуратно надолго и крепко. Помните – по качеству изготовления портфолио можно судить о вашем отношении к работе.

> Пару слов о технологических хитростях

Как точно приклеить несколько картинок на лист?
Берете, например в Corel-e, выставляете размер листа портфолио. После чего, компонуете каждый лист, помещая туда сканированный картинки. Потом распечатываете листы на ч/б 1:1 и, положив распечатку на подготовленные матовые черные листы, делаете в уголке каждой картинки укол булавкой. Немного работы – и у вас намечены реальные координаты для наклейки.

Как приклеить фотографии и эскизы на планшет?
Идете в нормальный магазин (первый приходящий на ум магазин в Москве – хорошо известный «Чертежник» на большой Дмитровке.) и там покупаете специальный клей-спрэй производства 3M (что-то вроде смеси резинового клея и «Момента»). Тип 77 или Display Mount 400-500 ml стоят так нормально – где-то рублей 600. Но вам хватит этого на 3 портфолио и еще останется. Требуйте инструкцию на русском (она есть, но каждому не дают). Внимательно прочитав, обязательно потренируйтесь. Сто пудов, с первого раза не получиться.

В двух словах технология такая: кладете фото лицом вниз на большой лист бумаги-черновика. С опытно подобранного расстояния распыляете оптимальным слоем этот клей-спрэй. Через минуту вы получаете фотографию-наклейку. Аккуратно отделив ее от бумаги (внимание на края!), позиционируете ее на намеченные координаты (см. выше) и, приложив, сверху через чистую тряпочку приглаживаете к картону. Все. Отходим и любуемся. Много нюансов, все требует опыта, так что один лист и несколько картинок вы точно завалите, поэтому обязательно имейте запасные.

Очень желательно, чтобы портфолио не было скрепленным, а состояло (или разбиралось) из отдельных листов. Чтобы его могли смотреть одновременно несколько человек. Могут присутствовать «живые» рисунки, но не обязательно – сейчас их вполне может заменить качественная цветная копия. Но если будут копии – всегда могут попросить оригинал, и на этот случай у вас в запасе должен быть он или красивая легенда о его отсутствии.

Кейс/папка с портфолио не должна быть слишком тяжелой – иначе вы запаритесь её таскать, особенно в костюме. Обычно интервью (см. ниже) посвящен целый день. Так что магний, титан и алюминий приветствуются.

Им надо гордиться! Запомните – при приеме на работу у вас есть 15 минут, чтобы создать впечатление. Из них 12 приходится на ваше портфолио.

> А зачем? (глупый вопрос)

Портфолио дает общее впечатление о качестве ваших работ. Хотя, даже честно сделанное, оно все равно устаревает обычно за 1,5-2 года. То есть по мере появления новых работ. Так что желательно не помещать туда старые. Через несколько лет уже никого не интересует то, что вы делали в институте. Только очень хорошая работа может быть не новой. Работы обязательно должны быть разносторонние – ведь смысл всех этих танцев – продать себя подороже! Можно поместить туда сделанные вами интересные фотографии вообще не по теме, если вы уверены, что это будет в плюс.

> И еще

Обязательно должен быть какой-то изюм, чтобы тебя запомнили, свой взгляд на вещи – я вот рисую теток рядом с машинами. (неоднозначную реакцию на эту фразу из штатов читайте здесь) Вот представьте, вы – директор Форда. Все есть. 150 тыщ крутых дизайнеров. Вы видите их рисунки каждый день и уже ничему не удивляетесь. Вот и подумайте, на что вас можно купить? То и всовывайте в портфолио!

> Дополнительно

Перед походом на интервью лучше заранее собрать информацию и быть готовым к разным неожиданностям. Лучше никогда не обманывать! Запад не готов к обману. Если это выяснится, то к вам резко измениться отношение. Они сильно обижаются на обман. Дизайн-бизнес маленький, слухи разносятся быстро. Это к вопросу о включении чужих работ в свое портфолио.

> Случай из жизни

Было это в 1995 году в Швейцари, в Арт-Центре, куда я приехал по Пирожковскому приглашению. Как-то он повел меня знакомиться с Клэр Халмос – управляющим директором колледжа. По причине плохого знания английского и непреодоленного на тот момент языкового барьера, Володя переводил наш разговор. Портфолио выглядело как большая папка с черно-белыми распечатками. (Вспомните в 1995 году, много ли было цветных принтеров и сколько они тогда стоили?)

Все внимательно посмотрев и выслушав, мне потом было передано краткое резюме встречи – И чего он тут вообще делает? Язык не знает, портфолио никакое… Ему надо не сидеть в библиотеке целыми днями, а гоняться за дизайнерами и требовать показать, как выглядит настоящее портфолио! И попытаться сделать такое же! И никакие аргументы типа Россия, совок, цветных принтеров нет, это дорого, информации нет, как должно выглядеть не знаю, их вообще не волнуют. Не знаешь – нечего соваться! Сиди тогда дома! Короче, вывод на всю жизнь – если ты куда-то едешь, ты должен соответствовать их требованиям.

Вот такой краткий курс молодого бойца-дизайнера, составителя своего первого портфолио.

 
Часть 2 > CV
 
  Читается как си-ви. Общепризнанное сокращение Curriculum Vitae (латынь) переводится как «Жизнеописание». Ближайший русский аналог – попахивающее канцеляритом слово «резюме». CV отличается от него внешним видом и немного другой структурой.

Итак, первой страницей вашего супер-портфолио должна быть именно CV. Плюс пачка CV-копий (give away) рядом, потому как обычно приходится оставлять 2-3 штуки.

> Структура

Личные данные / Образование / Профессиональный опыт / Самостоятельная работа / Другая информация
Как пример, могу предложить для ознакомления русскую версию моего CV.

Хронология может быть любая: Американская – обратная, Европейская – прямая. Человеко-часы, в которых обычно на западе меряют трудоемкость работ, можно не указывать – вы идете к профессионалам, которые сами видят, что стоит за каждой работой.

Вполне возможно для разных мест переписать CV, чтобы выделить качества, необходимые в каждом конкретном случае. Я даже видел в магазине «Английская книга» на Кузнецком мосту книгу «50 резюме». Там приводилось резюме одного человека для трудоустройства в 50 разных мест. Изобретательности авторов по корректировке этого резюме можно только позавидовать!

> Внешний вид

Формат – железно один лист А4 (с одной стороны!). Или уплотняйте текст (но не меньше 8 кегля) или выкидывайте информацию, чтобы влезло все! Качественная бумага по умолчанию (даже для копий лучше не использовать стандартную офисную бумагу). Удивительно, но даже в CV Володи Пирожкова, у которого есть что написать, оно до сих пор умещается на лист А4.

Если у вас есть классная фотография или ваш рисунок-портрет – можете поместить его в CV. Это сразу придает определенный шарм простому листку с текстом.

В CV должна быть четко прослежена линия профессиональной активности. Любая дырка, например отсутствие внятной информации с 1994 по 96 год настораживает. Возникают мысли о неактивности. Лучше что-нибудь осторожно, но убедительно придумать. Неплохо написать про публикации ваших работ в журналах (если таковые имели место).

Обратите внимание на несимметричный перевод с русского на английский. Много тонкостей. Если есть знакомый европеец – настоятельно рекомендую показать ему, наверняка он найдет много ляпсусов. Как приемлемый вариант для подражания снова предлагаю свой CV. Английский или русский вариант.
 
Bonus-track > Интервью
 
  Попасть в хорошее (или нужное тебе) место на интервью непросто. Желающих – тыщи, и все послали портфолио. Если тебя пригласили – значит у тебя уже есть шанс, тебя выделили. Но помни, что кроме тебя еще будут 6 человек. Чтобы не про… – надо хорошо подготовиться. Когда ты приходишь – очень важно первое впечатление. Ты должен быть прилично и аккуратно одет. (То есть, то в чем чувствуешь себя комфортно, а вовсе не костюм с галстуком). На интервью обычно уходит один день. Не забудь пожевать Dirol, чтобы изо рта хорошо пахло. Не удивляйся, если тебя посадят напротив светлого окна, и лицо разговаривающего с вами человека будет почти не видно в контрсвете – это старая практика.

Чтобы знать, как разговаривать, нужно собрать максимум информации о том, куда ты идешь! Пользуйтесь интернетом, ребята! (личными связями, и советами Пирожкова! – прим. dn) При разговорах не произносите слова «проблемы» (особенно, что касается российских) – вас не поймут, или поймут неправильно.

Важно не говорить глупостей. Лучше промолчать. Все вопросы спросят сами. Можно специально создавать вид легкой задумчивости перед каждым ответом, но не переборщите, а то сочтут «тормозом». В ходе интервью можно с умным видом почеркивать в маленькой записной книжке какие-то заметки. Неплохо уже иметь хорошие часы (эх, кинем грустный взгляд на свой демократичный Swatch!), кожаные туфли. А не кроссовки. Директора обычно готовы к странностям дизайнеров – не беспокойтесь за свою серьгу в ухе – может ему такой панк и нужен. На интервью обычно одновременно присутствуют 2-3 человека – директор дизайна и директор подразделения + шеф по персоналу. Главное – произвести впечатление на директора дизайна. Полезно быть оригинальным.

Ты не должен затягивать интервью – обычно они сами дадут понять что оно завершено. Обычное окончание – предложение созвониться. Если вы им подошли – звонят, если нет – тоже, Извините, в настоящее время вакансий нет. Если появятся – известим (дудки!) Или пришлют письмо с отказом.

Важно, чтобы ты сошелся с коллективом (обычно небольшим). Команда – это номер 1. Хорошо если знаешь языки. Лучше если ты знаешь 3 языка, которые есть в команде.

Если ты идешь на интервью, они понимают, что не только к ним. Можно слегка поиграть – плизз, дайте быстрее ответ. Могут спросить, а ходили ли вы к другим? Да. А к кому? (Надо отвечать!)

Надо задумывать сразу несколько интервью. Возможен даже небольшой блеф, что у тебя уже есть реальное предложение с зарплатой в ХХ долларов. Как бы ни сложилось, необходимо всегда поддерживать хорошие отношения с теми, у кого был на интервью. Неизвестно, как сложится твоя работа.

Как резюме (вот тут это слово к месту!) пара советов:
1. Не надо выеживаться с работами – всегда надо думать, что есть кто-то круче тебя и они с ним уже говорили.
2. Не надо комплексовать – на самом деле у тебя тоже крутые работы.


> Текст: Владимир Самойлов
vladimir.samoylov@designet.ru

dn благодарит Владимира Пирожкова за содержательную беседу.
Ницца, 2001, апрель
 
  comment
> Заполняя информационную «черную дыру» мы постарались дать здесь основную информацию по составлению Портфолио. Думаем, этот материал окажется полезным для вас. Читайте, присылайте вопросы.
> Здесь, как и в других материалах, мы употребляем профессиональный слэнг. Надеемся, мы разговариваем на одном языке :-)
 
up
 
 
 

© designet.ru, 2001