Итак, Портфолио. Что это и с чем его едят?
В самом общем смысле это – папка с лучшими работами дизайнера. А
вот про тонкости неплохо бы знать заранее. На эту тему мы беседовали
однажды вечером с Владимиром Пирожковым. Внизу местами сохранена
оригинальная лексика. Разговор шел именно про портфолио промышленного
(в том числе и автомобильного) дизайнера – поскольку есть еще портфолио
иллюстраторов, веб-дизайнеров, фотомоделей и прочих творческих работников.
> Кому это нужно?
Нужно в основном для тех, кто едет на запад. В России такие требования
к форме портфолио пока еще не в ходу. И даже если вы все сделаете
как нужно, здесь это вряд ли кто-нибудь оценит по достоинству. А
вот в Америку (и Англию) лучше просто взять с собой компакт-диск
с записанными картинками – и пусть иммиграционный офицер спит спокойно.
Ваша папка с работами может стать серьезным препятствием для въезда
в страну. Просто завернут обратно на границе по прилету и все. Объясняй
потом, зачем ты ее с собой взял!
Только не забудьте, что без вашего живого представления этот диск
просто кусок пластмассы, и никто не будет тратить время на его просмотр
и сопоставлять картинки на экране с комментариями на листочке. Если
ты крут, то лучше сделать мультимедийную презентацию с автоматическим
запуском. Но иногда без бумажной версии портфолио просто не обойтись.
> Каким оно должно быть?
Портфолио промышленного дизайнера должно быть небольших размеров
– лучше до формата А3. Большое портфолио навязчиво, признак тупости
и раздутого самомнения. Только сразу после окончания института допустимы
легкие вольности, типа нестандартного формата или ярко-красных листов.
Через пару лет реальной работы это будет играть только в минус.
Помните, оно должно быть органично вам. Нелогично будет простое
строгое портфолио, если вы пришли на интервью с пирсингом и дрэдами.
У меня после АртЦентра было такое портфолио: черный итальянский
чемодан MHWay
(Это одна их немногих европейских компаний, делающих специальные
чемоданы для портфолио. К сожалению, купить можно только в Милане,
Париже или Мюнхене – прим. dn). Такой из мягкого пластика с молнией
по всему периметру на торце. Внутри – где-то 15 листов А3 формата
плотного черного 2-х мм. картона, окрашенного в массе (очень редкий,
в России точно не найти, пробовали). А2-й и формат все же лучше
подходит для дизайнеров-графиков или иллюстраторов, потому что у
них работы требуют такого размера. У моделей, например, это – обычная
папка А4 с файлами, в которых постоянно меняются фотографии.
Для дизайнера это не солидно. Тем более, что файлы со временем затираются
и выглядят неряшливо. Все должно быть открыто.
> Как сделать?
Запомните главный совет, напишите его 3 раза и повесьте перед собой:
аккуратность – профессиональное качество дизайнера! Теперь приступайте
к делу.
Берутся листы толстого черного или серого картона (1-2 мм) – матовая
благородная основа. Как вариант, подойдет просто любая плотная основа,
не сгибающаяся при держании в руках. Например, я как-то видел хитрый
вариант с листами, вырезанными из плотного 2-мм гофрокартона, оклеенными
с одной стороны черной матовой самоклеющейся пленкой. Листы были
вырезаны из упаковочных коробок большого формата офсетных пластин
AGFA. Можно найти в типографии. Легко и прочно. Особенно полезно,
если вы собираетесь его куда-то посылать почтой.
Ничего не должно блестеть и отсвечивать. На лист – 1-2, максимум
3 картинки. Компоновка – желательно не в обрез. Помните о композиции
и воздухе. На лицевой стороне снизу должны быть краткие комментарии,
типа «Боец на привале, 1992 год, тушь, гуашь». Обычно на фирме тебя
смотрят 2-3 человека, поэтому чтобы не объяснять каждому, поясняющая
подпись должна быть четкая и написана красивым фонтом.
Лучше это делать на английском языке, или на языке места, куда вы
едете его показывать, например, на тайском. Листов не должно быть
много – сами знаете, что бывает при просмотре каталогов с картинками
– через 25-30 листов уже зарубает. Лист должен быть максимально
информативным. Лучше всего, если на нем представлен полностью один
проект.
Никаких ч/б ксерокопий! Это сильно дешевит. Даже ч/б эскизы для
портфолио должны ксериться на цветном копире. Только белоснежная
бумага. Если сомневаешься в работе – лучше выбросить. Обязательно
хороший чемодан. То, что первым выносится из дому при пожаре. (Мое
портфолио мне обошлось в 3.500 долларов – (хе-хе, дело-то было в
зажравшейся Швейцарии, так что ничего удивительного! – прим. dn)
Никаких отпечатков пальцев на фотографиях! Листы рассматриваются
только взятые за торцы. Фотографии – матовые, хорошего качества.
Идеальная приклейка – все оччень аккуратно надолго и крепко. Помните
– по качеству изготовления портфолио можно судить о вашем отношении
к работе.
> Пару слов о технологических хитростях
Как точно приклеить несколько картинок на лист?
Берете, например в Corel-e, выставляете размер листа портфолио.
После чего, компонуете каждый лист, помещая туда сканированный картинки.
Потом распечатываете листы на ч/б 1:1 и, положив распечатку на подготовленные
матовые черные листы, делаете в уголке каждой картинки укол булавкой.
Немного работы – и у вас намечены реальные координаты для наклейки.
Как приклеить фотографии и эскизы на планшет?
Идете в нормальный магазин (первый приходящий на ум магазин в Москве
– хорошо известный «Чертежник» на большой Дмитровке.) и там покупаете
специальный клей-спрэй производства 3M (что-то вроде смеси резинового
клея и «Момента»). Тип 77 или Display Mount 400-500 ml стоят так
нормально – где-то рублей 600. Но вам хватит этого на 3 портфолио
и еще останется. Требуйте инструкцию на русском (она есть, но каждому
не дают). Внимательно прочитав, обязательно потренируйтесь. Сто
пудов, с первого раза не получиться.
В двух словах технология такая: кладете фото лицом вниз на большой
лист бумаги-черновика. С опытно подобранного расстояния распыляете
оптимальным слоем этот клей-спрэй. Через минуту вы получаете фотографию-наклейку.
Аккуратно отделив ее от бумаги (внимание на края!), позиционируете
ее на намеченные координаты (см. выше) и, приложив, сверху через
чистую тряпочку приглаживаете к картону. Все. Отходим и любуемся.
Много нюансов, все требует опыта, так что один лист и несколько
картинок вы точно завалите, поэтому обязательно имейте запасные.
Очень желательно, чтобы портфолио не было скрепленным, а состояло
(или разбиралось) из отдельных листов. Чтобы его могли смотреть
одновременно несколько человек. Могут присутствовать «живые» рисунки,
но не обязательно – сейчас их вполне может заменить качественная
цветная копия. Но если будут копии – всегда могут попросить оригинал,
и на этот случай у вас в запасе должен быть он или красивая легенда
о его отсутствии.
Кейс/папка с портфолио не должна быть слишком тяжелой – иначе вы
запаритесь её таскать, особенно в костюме. Обычно интервью (см.
ниже) посвящен целый день. Так что магний, титан и алюминий приветствуются.
Им надо гордиться! Запомните – при приеме на работу у вас есть 15
минут, чтобы создать впечатление. Из них 12 приходится на ваше портфолио.
> А зачем? (глупый вопрос)
Портфолио дает общее впечатление о качестве ваших работ. Хотя, даже
честно сделанное, оно все равно устаревает обычно за 1,5-2 года.
То есть по мере появления новых работ. Так что желательно не помещать
туда старые. Через несколько лет уже никого не интересует то, что
вы делали в институте. Только очень хорошая работа может быть не
новой. Работы обязательно должны быть разносторонние – ведь смысл
всех этих танцев – продать себя подороже! Можно поместить туда сделанные
вами интересные фотографии вообще не по теме, если вы уверены, что
это будет в плюс.
> И еще
Обязательно должен быть какой-то изюм, чтобы тебя запомнили, свой
взгляд на вещи – я вот рисую теток рядом с машинами. (неоднозначную
реакцию на эту фразу из штатов читайте здесь)
Вот представьте, вы – директор Форда. Все есть. 150 тыщ крутых дизайнеров.
Вы видите их рисунки каждый день и уже ничему не удивляетесь. Вот
и подумайте, на что вас можно купить? То и всовывайте в портфолио!
> Дополнительно
Перед походом на интервью лучше заранее собрать информацию и быть
готовым к разным неожиданностям. Лучше никогда не обманывать! Запад
не готов к обману. Если это выяснится, то к вам резко измениться
отношение. Они сильно обижаются на обман. Дизайн-бизнес маленький,
слухи разносятся быстро. Это к вопросу о включении чужих работ в
свое портфолио.
> Случай из жизни
Было это в 1995 году в Швейцари, в Арт-Центре, куда я приехал по
Пирожковскому приглашению. Как-то он повел меня знакомиться с Клэр
Халмос – управляющим директором колледжа. По причине плохого знания
английского и непреодоленного на тот момент языкового барьера, Володя
переводил наш разговор. Портфолио выглядело как большая папка с
черно-белыми распечатками. (Вспомните в 1995 году, много ли было
цветных принтеров и сколько они тогда стоили?)
Все внимательно посмотрев и выслушав, мне потом было передано краткое
резюме встречи – И чего он тут вообще делает? Язык не знает, портфолио
никакое… Ему надо не сидеть в библиотеке целыми днями, а гоняться
за дизайнерами и требовать показать, как выглядит настоящее портфолио!
И попытаться сделать такое же! И никакие аргументы типа Россия,
совок, цветных принтеров нет, это дорого, информации нет, как должно
выглядеть не знаю, их вообще не волнуют. Не знаешь – нечего соваться!
Сиди тогда дома! Короче, вывод на всю жизнь – если ты куда-то едешь,
ты должен соответствовать их требованиям.
Вот такой краткий курс молодого бойца-дизайнера, составителя своего
первого портфолио.
Читается как си-ви.
Общепризнанное сокращение Curriculum Vitae (латынь) переводится как
«Жизнеописание». Ближайший русский аналог – попахивающее канцеляритом
слово «резюме». CV отличается от него внешним видом и немного другой
структурой.
Итак, первой страницей вашего супер-портфолио должна быть именно CV.
Плюс пачка CV-копий (give away) рядом, потому как обычно приходится
оставлять 2-3 штуки.
> Структура
Личные данные / Образование / Профессиональный опыт / Самостоятельная
работа / Другая информация
Как пример, могу предложить для ознакомления русскую
версию моего CV.
Хронология может быть любая: Американская – обратная, Европейская
– прямая. Человеко-часы, в которых обычно на западе меряют трудоемкость
работ, можно не указывать – вы идете к профессионалам, которые сами
видят, что стоит за каждой работой.
Вполне возможно для разных мест переписать CV, чтобы выделить качества,
необходимые в каждом конкретном случае. Я даже видел в магазине «Английская
книга» на Кузнецком мосту книгу «50 резюме». Там приводилось резюме
одного человека для трудоустройства в 50 разных мест. Изобретательности
авторов по корректировке этого резюме можно только позавидовать!
> Внешний вид
Формат – железно один лист А4 (с одной стороны!). Или уплотняйте текст
(но не меньше 8 кегля) или выкидывайте информацию, чтобы влезло все!
Качественная бумага по умолчанию (даже для копий лучше не использовать
стандартную офисную бумагу). Удивительно, но даже в CV
Володи Пирожкова, у которого есть что написать, оно до сих пор
умещается на лист А4.
Если у вас есть классная фотография или ваш рисунок-портрет – можете
поместить его в CV. Это сразу придает определенный шарм простому листку
с текстом.
В CV должна быть четко прослежена линия профессиональной активности.
Любая дырка, например отсутствие внятной информации с 1994 по 96 год
настораживает. Возникают мысли о неактивности. Лучше что-нибудь осторожно,
но убедительно придумать. Неплохо написать про публикации ваших работ
в журналах (если таковые имели место).
Обратите внимание на несимметричный перевод с русского на английский.
Много тонкостей. Если есть знакомый европеец – настоятельно рекомендую
показать ему, наверняка он найдет много ляпсусов. Как приемлемый вариант
для подражания снова предлагаю свой CV. Английский
или русский вариант.
Попасть в хорошее
(или нужное тебе) место на интервью непросто. Желающих – тыщи, и все
послали портфолио. Если тебя пригласили – значит у тебя уже есть шанс,
тебя выделили. Но помни, что кроме тебя еще будут 6 человек. Чтобы
не про… – надо хорошо подготовиться. Когда ты приходишь – очень важно
первое впечатление. Ты должен быть прилично и аккуратно одет. (То
есть, то в чем чувствуешь себя комфортно, а вовсе не костюм с галстуком).
На интервью обычно уходит один день. Не забудь пожевать Dirol, чтобы
изо рта хорошо пахло. Не удивляйся, если тебя посадят напротив светлого
окна, и лицо разговаривающего с вами человека будет почти не видно
в контрсвете – это старая практика.
Чтобы знать, как разговаривать, нужно собрать максимум информации
о том, куда ты идешь! Пользуйтесь интернетом, ребята! (личными связями,
и советами Пирожкова! – прим. dn) При разговорах не произносите слова
«проблемы» (особенно, что касается российских) – вас не поймут, или
поймут неправильно.
Важно не говорить глупостей. Лучше промолчать. Все вопросы спросят
сами. Можно специально создавать вид легкой задумчивости перед каждым
ответом, но не переборщите, а то сочтут «тормозом». В ходе интервью
можно с умным видом почеркивать в маленькой записной книжке какие-то
заметки. Неплохо уже иметь хорошие часы (эх, кинем грустный взгляд
на свой демократичный Swatch!), кожаные туфли. А не кроссовки. Директора
обычно готовы к странностям дизайнеров – не беспокойтесь за свою серьгу
в ухе – может ему такой панк и нужен. На интервью обычно одновременно
присутствуют 2-3 человека – директор дизайна и директор подразделения
+ шеф по персоналу. Главное – произвести впечатление на директора
дизайна. Полезно быть оригинальным.
Ты не должен затягивать интервью – обычно они сами дадут понять что
оно завершено. Обычное окончание – предложение созвониться. Если вы
им подошли – звонят, если нет – тоже, Извините, в настоящее время
вакансий нет. Если появятся – известим (дудки!) Или пришлют письмо
с отказом.
Важно, чтобы ты сошелся с коллективом (обычно небольшим). Команда
– это номер 1. Хорошо если знаешь языки. Лучше если ты знаешь 3 языка,
которые есть в команде.
Если ты идешь на интервью, они понимают, что не только к ним. Можно
слегка поиграть – плизз, дайте быстрее ответ. Могут спросить, а ходили
ли вы к другим? Да. А к кому? (Надо отвечать!)
Надо задумывать сразу несколько интервью. Возможен даже небольшой
блеф, что у тебя уже есть реальное предложение с зарплатой в ХХ долларов.
Как бы ни сложилось, необходимо всегда поддерживать хорошие отношения
с теми, у кого был на интервью. Неизвестно, как сложится твоя работа.
Как резюме (вот тут это слово к месту!) пара советов:
1. Не надо выеживаться с работами – всегда надо думать, что есть кто-то
круче тебя и они с ним уже говорили.
2. Не надо комплексовать – на самом деле у тебя тоже крутые работы.
dn благодарит Владимира Пирожкова за содержательную беседу.
Ницца, 2001, апрель
comment
> Заполняя информационную «черную дыру» мы постарались дать здесь
основную информацию по составлению Портфолио. Думаем, этот материал
окажется полезным для вас. Читайте, присылайте вопросы.
> Здесь, как и в других материалах, мы употребляем профессиональный
слэнг. Надеемся, мы разговариваем на одном языке :-)