+ 05.01.2001 > Как учат за рубежом? записки дизайнера. часть 3
 


Деньги

> «Время – деньги» тут не пустая фраза! Стоимость обучения (держитесь крепче) –- 7.700 SFr/семестр (Около 6,500 долл). Плюс столько же на аренду жилья плюс материалы для учебы. А ведь еще есть и пить нужно! Пара скучных, но очень показательных цифр: с момента появления идеи о создании европейского филиала, американский АртЦентер потратил около 3 миллионов долларов на прямую поддержку. Но наиболее значительную часть средств внесли европейские компании – они перечислили колледжу около 6 миллионов долларов в виде пожертвований, стипендий, спонсорства дизайн-проектов, и оборудования.

> Ежегодно колледж проводит среди абитуриентов до 25 лет конкурс грантов на оплату обучения – первое место – 8 семестров (полный курс), второе – 4 семестра, и третье – 2. Каждый год конкурс проводится только по одной из специальностей – transportation, product или communication design. Володя занял второе место на transportation, и поступил сразу на 2-й курс – в зачет первого пошла вся учеба в Свердловском Архитектурном Институте. Но каждый учащийся по гранту обязан отработать на благо родного заведения определенное количество часов – не правда ли, чем-то родным и знакомым повеяло? Володя, например, учил рисовать ребят, занимающихся на подготовительных курсах. Они потом подарили ему от группы толстовку с напечатанным полноцветным рисунком его какого-то колеса и списком всех preppi (подготовишки – снисходительно-ироничное прозвище всех учащихся на таких курсах) на рукаве.

> После 4 семестров обучения колледж, пользуясь своими связями, помогает студентам найти практику. Если подсуетиться, то можно получить контракт на работу по окончании обучения и стипендию от фирмы – главное, правильно выбрать место практики. Пирогу повезло – он попал на Citroen, и не прогадал. В добавок к стипендии и 3-х годичному контракту, компания заплатила АртЦентру за 2 последних семестра его обучения.
 
 














Ферма

> Место для настоящей учебы. Круто перестроенный огромный старый швейцарский амбар. 2 этажа над землей и один под. Везде – нормальный для запада литой необработанный светло-серый бетон. Дешево и сердито. Грамотно – лучше потратить деньги на хорошее оборудование. На первом этаже расположены мастерские – все, что нужно для изготовления макетов. Станки – бэушные, по виду 70 годов – но очень серьёзные, и в отличном состоянии. Сверлильные, фрезерные и прочие. Есть даже подвод сжатого воздуха с 2 уровнями давления. Все просторно и хорошо освещено. На стенах – нормальные инструменты. Обычная западная система – подробный инструктаж по технике безопасности, сдача и подпись студента. После чего уже никто не смотрит, что и как ты делаешь, но всегда есть мастер, готовый помочь советом.
 
 
> На втором этаже находятся учебные классы, где вдоль стен тоже стоят компьютеры –- послабее. Это уже не считается компьютерной лабораторией, а так, чем-то вроде вспомогательной офисной техники. Я как-то наблюдал картину, когда все они были выключены, а на столах лежали ворохи резаной бумаги с ч/б рисунками, рапики, линейки, ножницы и клей. Оказывается, целый семестр графикам не разрешали включать компьютеры – только ручная работа! Чтобы прочувствовали все сами. Вот это да –- как это вынести, когда вокруг столько компов! Разрешен только копир с масштабированием. Мне это напомнило начало своей работы в 1993 году в Челябинске – тогда мне тоже был доступен только ксерокс – и ничего, справился!

> На минус первом этаже – аудитории для студентов старших курсов плюс мастерские дипломников, доступ в которые открыт практически круглосуточно – там, как и у нас, люди тоже часто не успевают и работают по ночам.

Макеты и инструменты


> Первое впечатление от макетов – круууто! Второе –- а как это сделано? Еще дальше – и сколько же это стоит? Сколько-сколько? Impossible! Оказывается, все макеты делаются студентами на свои деньги. Например, макет автомобиля в масштабе 1:5 может в итоге потянуть на 1,5-2 тысячи долларов! И так почти каждый семестр. За что такие деньги? А вы представляете себе, как он делается? То есть, как это должно делаться? Я постарался поподробнее в этом разобраться и даже немного помогал Володе делать его дипломный макет Citroen. Профессиональным макетчикам можно дальше не читать.

> Начнем с материалов – это так называемая «пена» (материал, типа жесткого пенопласта) различных плотностей и цветов – от зеленой, совсем рыхлой и дешевой, до бежевой, сверхплотной и очень микропористой – имеющей название «сибатул» – её даже можно на токарном станке обрабатывать. В настоящее время практически всю ее или аналогичную можно найти в российских рекламных фирмах. Так вот – сначала покупается самая рыхлая и дешевая, для набирания объема, а сверху неё приклеивается поплотнее и подороже. Приклеивается тоже не просто так. Кто хоть раз пробовал соединить 2 куска пенопласта, помнит, что под действием любых синтетических клеев он тут же «проедается». Тут всё специальное – один кусок чем-то мажется, а на второй прыскается спреем из маленького, ходящего по рукам баллончика (кажется, из-за его малорасходуемости он был артцентровский) – потом все сжимается, и – ок! Потом все обтачивается грубыми рашпилями до придания основной формы.

> На мое удивление, никто никаких продольных сечений для точности не строит, по крайней мере, я их не видел. Про это Вовка рассказал следующую историю. Они как-то спросили преподавателя по макетированию:
– Как лучше точно симметрично сделать макет автомобиля?
– На глаз –- у вас же прекрасный глазомер!
– ???
– Запомните, ребята, одно важное правило: автомобиль никто никогда с двух сторон одновременно не видит!
– Ясно…
Теперь так все и делают.

> Какие-то общеупотребительные инструменты есть в мастерских, а если нужно что-то специальное – покупай сам. Володька брал какие-то палки, приклеивал на них на 2-х сторонний скотч шкурку и получал хитроумные напильники различной формы и размеров – все удивлялись, и с удовольствием их у него таскали –- а он постоянно бегал по аудитории и их разыскивал. Хотя попросить инструмент на минутку – в порядке вещей, тем более что встречаются такие… Рядом работал японец Масаййя – классный парень – у него были для обработки пластика какие-то черненые маленькие инструментики, сильно смахивающие на зубоврачебные, только вместо гладких лопаточек были лопаточки с мелкими хищными насечками – очень удобные и очень японские.

> Для контроля линий и граней, как и для эскизирования, широко применяется разной ширины черный бумажный скотч 3M. Он приклеивается на светлые грани макета и делает их видимыми. После нескольких контрольных обточек, и доведения корпуса макета до состояния визуальной симметричности, он грунтуется в окрасочных камерах . Их 3, кстати, как раз приспособленных под расхожий автомобильный масштаб 1:5. Там висят на неделю вперед ежедневные почасовые листы-расписания занятости боксов. Находишь свободное место, записываешься, приходишь и красишь. Только грунтовку проводят организованно для всех в одно время 2 раза в неделю. После грунтовки – несколько циклов шлифовки-шпаклевки (тоже какой-то специальной) и промежуточной покраски. После чего макет – легкий, от грунтовки светло серого цвета, мелко шкурится и готовится к окончательной покраске. Почему-то обычно выбирают светло-зеленый металлик – то ли лучше видно форму, то ли за счет колледжа.. Ну все, вроде макет покрашен – дальше все разъемы дверей моделируются также приклеиванием по месту известного 3M-овского скотча, шириной 1 мм, засунутого, кстати, в специальный держатель – иначе рулончик просто развалится у вас в руках.

> Если пора уходить – необходимо как-то избавиться от намертво прилипших к одежде крошек пены. При шкурении они электризуются и простым отряхиванием от них не отделаться. Все просто – идем к линии со сжатым воздухом и обдуваем друг друга из пневмопистолетов! Только так..
 
 
  > А-а-а-а! Колеса забыыли!!! Тут тоже целая история. В макете автомобиля обычно 3-4 колеса. Где их взять, или как точно их сделать? От игрушек в детском мире не катят. Первая мысль – идем в коридор и заглядываем на шкафчики – там на некоторых ненужных макетах (см. пояснение ниже) еще сохранились старые колеса. Они безжалостно отрываются, подновляются, меняются устаревшие за год диски – и все без проблем ставится на свой макет –- благо масштаб у всех стандартный. Когда я там был, все колеса с машин на шкафчиках уже растащили, и Пирог стал действовать по запасному варианту – самостоятельное литьё из гипса. Замечу, что круто – это когда колеса как настоящие, то есть протектор, надписи Michelin на резине, все дела. Вручную так не сделать… Что же придумали студенты? Помог случай. Однажды, на очередном автосалоне, кто-то получил в подарок сувенирную пепельницу Michelin. При ближайшем рассмотрении оказалось, что она представляет собой точную копию разрезанной вдоль покрышки одноименной фирмы и, о чудо! - в любимом всеми масштабе 1:5! Подарок тут же приобрел неземную ценность... С тех пор этот раритет бережно передается по наследству, и весь АртЦентер льет с него колеса для своих макетов с невероятной правдивостью…
 
 
> Для изготовления макета АС выделяет дипломнику место в аудитории – кусок стены с крепкой деревянной ширмой для развески эскизов, и 2 стола, один из которых по традиции расчерчивают масштабной сеткой, а потом на нем все и делают. Периодически кто-то покупает 100 одноразовых перчаток и вешает их на гвоздик – там их все отдирают для грязных работ по мере надобности. ОК, макет сделали, проект сдали. Потом-то куда его? А никуда! Можешь себе домой забрать, или друзьям подарить. А если их уже 4 штуки? Тогда все закидывается на шкафчики в коридоре. Там макеты и стоят сиротливо, до тех пор, пока на шкафчиках хватает места (см. фото). А потом их просто выбрасывают. Вот так – 2 штуки баксов – на помойку!

> Макет считается тем круче, чем больше в нем деталей. Обычное количество – в пределах 100-150. Цифра за 200 вызывает уважение окружающих, и головную боль у автора. Поэтому все стараются уменьшить их количество с минимальными потерями для внешнего вида. Перед окончательной сборкой на столе, как солдатики перед битвой, в порядке, ведомом только автору, разложены многочисленные сборочные единицы будущей машины. И везде лежат бумажечки – Please, don't touch!!! (Пожалуйста, не трогать!!!) И, заметьте, никто не трогает! Кстати, очень распространенная в АС надпись.

Традиции

> То, что в наших дизайнерских вузах сейчас практически полностью утрачено. Старые забыты, новые не сложились. А какие они вообще должны быть? В АртЦентре мне удалось узнать про несколько таких традиций. Одни из самых веселых – это гонки мышеловок и ящичная регата. В домике, где я жил, на стене кухни мое внимание привлек странный предмет –- какая-то сложная конструкция типа драгстера с тремя колесами, прикрепленными к деревянной платформе. В платформе с трудом угадывалась мышеловка.
– What is this?
– Это один из участников весенней «Гонки мышеловок»! – с гордостью ответили мне.
Каждую весну в колледже устраиваются большие гонки – в них принимают участие любые транспортные средства, приводимые в действие силой пружины одной стандартной мышеловки за 3 франка. Задача –- проехать по ровной дорожке как можно дальше. Чего только не придумывают студенты для достижения цели – хитроумные энергосберегающие редукторы, бережно переводящие каждый ньютон силы в сантиметр пути, подшипники и облегченные диски… Конструкции каров дорабатываются и совершенствуются каждый год. Просто какая-то мышеловочная Формула-1! При огромном стечении народа происходит старт… Крики, энергия, эмоции… Вот тут то и появляется пресловутый «дух» заведения!.. Кажется, победителя даже чем-то награждают, а уж разговоры про него в течение года гарантированы.. А та вовкина мышеловка на колесах не попала даже в топ 10…

> Теперь про регату. Каждое лето АС устраивает веселое развлечение – ящичную регату. Смысл в том, что из пары больших упаковочных коробок для телевизора, например, делается некое плавсредство, сев в которое участник должен отплыть от берега и продержатся на воде как можно дольше. Сначала все как обычно, участники садятся в лодки и отплывают. Потом начинается самое интересное и веселое – картон размокает, и все потихоньку начинают тонуть… Попытки спастись, смех, крики, плывущие к берегу люди и толпа болельщиков на берегу с видеокамерами…
 
 
  > Еще одна традиция – на каждый выпуск АС обязательно делает специальный дизайн открытки и буклета и заказывает limited edition какого-нибудь пива или вина со своими этикетками. На это у выпускников собирается энная сумма, и гарантируется получение определенного количества бутылок на человека. Остальные поступают в свободную продажу на территории колледжа.

> Чуть не забыл – находясь в Европе и пользуясь своими связями, АртЦентер сумел договорится практически со всеми автопроизводителями о том, что после выпуска каждой новой модели автомобиля его в течение недели пригоняют на денек на кампус, для изучения студентами. Во время моего приезда это была очередная модель Alfa Romeo. Однажды, шкуря макет, я вдруг заметил, что мастерская как-то внезапно опустела. Заглянувший Володя крикнул мне – Нам новую машинку пригнали, идем смотреть – все уже там! Я не стал спрашивать, где это «там» и побежал наверх – рядом с Фермой стоял ярко-красный car, окруженный толпой студентов. Кто-то смотрел на линии крыла, кто-то уже забрался внутрь и осваивал управление. Ребята хлопали дверьми, открывали и закрывали багажник, а дипломники вспоминали разными словами автора, типа – Да это же Стефан, это его первая работа на Альфе… Со всех сторон звучали разные мнения – от «круто» до «отстой»… И только через неделю эта машина поступила в продажу по всей Европе…

продолжение следует..

Учебные планы и условия поступления в АртЦентр (на русском языке!) вы можете посмотреть здесь.

текст и фото: Владимир Самойлов

Ранее и далее :-)
часть 1 - как попадают в швейцарию, страна, что такое арт-центр, место, чистота, как живут студенты
часть 2 - Еда, «Мусорные» дни, колледж, шато, библиотека, компьютеры, учеба.
часть 4 - Отношения, выпуск, преподаватели, дизайн-шоп, швейцарская типографика
часть 5 - Бонус трэк: общественный транспорт, девушки, полиция

> Официальный сайт ArtCenter College of Design: http://www.artcenter.edu
 
   
  © designet.ru, 2001


Rambler's Top100
Rambler's Top100