+ 18.05.2005 > Промдизайн в России: три точки зрения о перспективах его развития
 
> По заказу Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) компания «Маркетинг, Аналитика, Социальные Технологии» провела исследование о состоянии промышленного дизайна в нашей стране.

Промышленный дизайн: что это такое?

Designet.ru предоставил слово генеральному директору Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) Максиму МЕЖАНСКОМУ:
— Мы, к сожалению, поздно встали на рыночный путь развития экономики, и, что называется, на ходу постигаем принципы его функционирования. Проблем немало. Порой они весьма остры. Так, в некоторых случаях, российскому промышленнику приходится выпускать продукцию на оборудовании изношенном на 80 - 90 процентов!.. Это не единственный фактор, влияющий на конкурентоспособность наших товаров, которая может быть обеспечена улучшением характеристик за счет возможностей промдизайна.

Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики, промышленный дизайн начинает играть одну из ведущих ролей и становится неотъемлемой частью не только производства, но и продвижения продукции. Это касается всех товаров, — предметов и продуктов массового потребления, производственного оборудования, транспорта, и даже объектов производственного и социального назначения. К тому же наша страна вот-вот вступит в ВТО. Что произойдет, когда продукция российских предприятий и компаний окажется лицом к лицу с массой конкурирующих товаров?..

Без развитого промышленного дизайна, участвующего в создании адекватного требованиям рынка и востребованного потребителем продукта, нашему товаропроизводителю придется чрезвычайно сложно. Положение усугубляется еще и тем, что в России нет пока целенаправленной государственной политики в сфере промдизайна, как нет еще и единства в понимании этого термина.

Исследование

Международный центр финансово-экономического развития сделал немало интересных открытий и полезных выводов, организовав проведение исследования о состоянии российского промышленного дизайна.

Методом экспертного интервью были опрошены 65 человек, отвечающих за дизайн и работающих в области серийно производимых товаров.

Участниками исследования стали представители ведущих дизайнерских фирм и агентств, а также государственных и частных предприятий из Москвы, Московской, Курганской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областей…

Выявлено три характерные точки зрения о состоянии и перспективах промдизайна.

Точка зрения № 1: ДИЗАЙНЕРЫ

Дизайнеры — группа опроса из 33 человек.
Все участники группы работают в области промышленного дизайна более четырех лет; большинство из них имеют законченное высшее образование и специализацию в сфере своей деятельности.
Возраст — от 21 года до 50 лет.


По мнению большинства опрошенных, текущее состояние промдизайна в нашей стране характеризуют:
- начальный этап развития;
- низкий уровень промышленности;
- слабая заинтересованность руководителей предприятий в развитии промдизайна;
- нехватка в этой сфере высококвалифицированных специалистов;
- несформированный спрос.

Перспективы развития промдизайна участники опроса видят в следующем:
- в отнесении промышленного дизайна к приоритетам государственной промышленной политики;
- в повышении уровня образования в специальных учебных заведениях, ориентированных на выпуск промдизайнеров;
- в целенаправленной просветительской работе с руководителями промышленных предприятий.

Основными источниками информации дизайнеров являются нечастые публикации по их тематике в прессе и дизайн-сайты в Интернете. Информационную наполненность своей сферы опрошенные оценивает как недостаточную.

Ресурсы повышения своей квалификации видятся ими в приобщении к опыту более развитого западного промдизайна, для чего необходимо чаще проводить конференции и семинары с участием зарубежных специалистов, расширять выпуск специализированной переводной литературы и увеличивать число выставок и премий.

Типичным заказчиком российских дизайн-студий и агентств являются частные предприятия с непрогнозируемой частотой обращений к дизайнерским услугам. Государственные бюджетные организации (за исключением Автопрома) слабо представляют возможности этого рынка услуг.

Точка зрения № 2: РУКОВОДИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Руководители государственных предприятий — группа опроса из 16 человек.
Все участники группы имеют законченное высшее образование и значительный, — больше 20 лет, — стаж работы по специальности.
Возраст — от 45 до 60 лет.


По мнению большинства участников опроса, промдизайн в нашей стране находится в начальной стадии развития, и спрос в этом секторе услуг еще не сформирован.
Перспективу развития промдизайна участниками опроса видят в следующем:
- в единой государственной промышленной политике;
- в определении общих тенденций и направлений развития промдизайна;
- в государственной финансовой поддержке отечественного товарного производства.
Опрошенные знакомы с понятием «промышленный дизайн» и оперирует им в процессе длительного времени, но вкладывают в него весьма упрощенный смысл, сводя представление о промдизайне к одной из его характеристик — эстетичности товара. Понимание промдизайна как оптимального конструкторско-технологического решения при серийном выпуске товаров повышенного спроса, свойственно для незначительной части опрошенных.

Руководители предприятий, как и дизайнеры, считают степень своей информированности о промдизайне невысокой, и считают необходимым расширение выпуска специализированных изданий по этой тематике. Степень осведомленности о названиях дизайнерских студий и агенств невысокая.

По мнению опрошенных, росту конкурентоспособности товаров поможет государственная поддержка развития промышленного дизайна; это обуславливает развитие промышленности в целом и конкретных предприятий в частности.

Точка зрения № 3: РУКОВОДИТЕЛИ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Руководители частных предприятий — группа опроса из 16 человек.
Эта группа опрошенных представляла частный бизнес, работающий в сфере производства товаров народного потребления, переработки и производства продуктов питания и рынка транспортных и строительных услуг.
У всех — законченное высшее образование.
Стаж работы по специальности — от 3 до 10 лет.
Возраст — до 45 лет.

Представители этой группы знакомятся с понятием «промышленный дизайн» в процессе разработки новых видов товаров и упаковки.

Как и руководители государственных предприятий, они сводят представление о промдизайне к внешнему виду продукции, и чаще всего не знают конкретных российских дизайнерских студий или агентств. Большинство опрошенных удовлетворено собственными разработками, но не исключает необходимости и единой программы развития промышленного дизайна.

И для этой группы характерна неудовлетворенность в информации о промдизайне.
По мнению опрошенных, на предприятиях следует проводить специальные семинары повышения квалификации, что будет способствовать генерации новых идей.

Итого

Итак, проведенное по заказу МЦФЭР исследование стало первой и пока единственной попыткой оценить состояние российского промышленного дизайна. Это исследование предшествовало проведенной 21.04.2005 международной конференции «Промышленный дизайн, направления развития», организованной тем же МЦФЭР при поддержке Правительства Москвы. При обсуждении перспектив промдизайна участвовали и директора государственных предприятий, и предприниматели, и представители высшей школы, и дизайнеры, в том числе зарубежные.



Участникам конференции была представлена «Концепция развития промышленного дизайна в городе Москве на период 2006 – 2010 гг.». «Повышение конкурентоспособности» – так определена в проектном документе одна из главных задач развития промышленного комплекса Москвы на ближайшие годы. И решать ее предлагается за счет эффективной структурной политики, ориентирующей промышленность города на производство товаров с высоким конкурентным потенциалом.

 
   
 
  comment

Да, не прошло и 20 лет с того момента, как рынок промышленного дизайна накрылся медным тазом, и вот эта область стала предметом оживленного интереса московских чиновников и аффилированных с ними бизнес-структур. С одной стороны, это еще один верный признак того, что наш рынок не просто подает признаки жизни, но и вселяет большие надежды на будущее. А с другой стороны, столь пристальное внимание госструктур вызывает вполне естественные опасения.

Да, в «Концепции» есть множество правильных слов. МЦФЭР приводит в пример позитивный опыт Великобритании, Японии, США, Италии и Финляндии. Но мы-то знаем, что Россия – не Финляндия. Не станет ли промышленный дизайн лишь временным поводом для очередного «распределения» бюджетных средств? Что если вторжение чиновников вместо содействия развитию этой сферы приведет к созданию бюрократических препон, как это происходит, например, в архитектуре?

Увы, повод для такого рода опасений имеется. Желание порулить путем «разработки законодательной базы регулирования деятельности в сфере промышленного дизайна, создания системы государственной аккредитации компаний, работающих в этой сфере и системы стандартизации дизайнерских разработок» высказано прямым текстом. И, судя по всему, у руля вполне может оказаться старая гвардия из «союзов дизайнеров», чьими стараниями когда-то все и было развалено. Оно нам надо?

Заметим, что, судя по результатам исследований, сами дизайнеры вовсе не просят господдержки. Достаточно, чтобы нам просто не мешали. При развитии конкурентной среды и грамотной общеэкономической политике государства клиент сам придет к дизайнеру – ему просто некуда будет деваться. А уж выстроить работу с производителем, вложить в его голову понимание промышленного дизайна – это целиком наше дело. Не стоит его передоверять чужим дядям.
 
   
  © designet.ru, 2000-2005


Rambler's Top100
Rambler's Top100