+ 15.08.2005 > Дизайн за уралом есть! Представляем школу - НГАХА
 

> НГАХА - Новосибирская Государственная Архитектурно-Художественная Академия. Первый выпуск по специальности 052400 "Дизайн" состоялся там в прошлом году, а работы дипломников-2005 уже вызывают интерес.

> Большой репортаж с места и информацию по самым интересным дипломам этого года нам прислал Шумайлов Денис. Вот его рассказ про академию и дизайн в Новосибирске.



... Свершилось, защита прошла успешно и период, когда я был студентом Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии остался позади. И вот теперь я хочу поделиться опытом человека, окунувшегося в новосибирский мир дизайна и живущего в нём уже без малого восемь лет. Разумеется всё что я расскажу - моё субъективное мнение, за исключением разве что некоторых исторических фактов.

Я поступил в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию, получив перед этим диплом на отделении дизайна в художественном училище. По этой самой причине вместо 6-ти положенных лет, закончил академию за 3,5 года. Правда такая форма обучения (сокращённая программа) существует только на платной основе.

Из нас (сокращёников) сформировали отдельную группу и разработали специальную программу. В этом плане нашей группе несколько не повезло, так как мы были первыми, и программа шлифовалась уже в процессе обучения. В результате кое-что мы упустили (пришлось постигать собственными силами), и кое-что было откровенно лишним. Но в целом процесс обучения получился вполне интересным, в основном благодаря замечательным педагогам по профилирующим предметам. Немного хромают такие предметы как рисунок и живопись, да и компьютерная графика даётся в несколько скомканном виде. Тут пришлось подналечь на самообразование.

Преподаватели очень сильные, всё практикующие дизайнеры с весьма высокой репутацией в регионе. Если не лениться и не ждать, пока они сами всё расскажут, а немного постараться, то можно вытянуть из них огромное количество чрезвычайно интересной и полезной информации.

Сама кафедра дизайна довольно молодая. Собственно, наш выпуск второй на её счету, так что пока наблюдаются небольшие «детские болезни», но ситуация заметно прогрессирует в лучшую сторону.

Техническое оснащение академии весьма неплохое. Есть отличная макетная мастерская. Кафедра дизайна укомплектована достаточно сильными компьютерами, в наличии также вся необходимая периферия, включая такую замечательную вещь как проектор (мне лично он очень пригодился на защите).



НГАХА расположилась в самом центре Новосибирска (на главной площади). С транспортом никаких проблем: остановка автобусов прямо перед крыльцом академии, а до метро надо пройти меньше ста метров. Само здание является памятником архитектуры и раньше принадлежало высшей партийной школе. Так что ютиться в каморках не придётся. Пятиметровая высота потолков и огромные светлые аудитории мне лично пришлись очень по душе, а сейчас ещё и заканчивается капитальный ремонт.

Узкой специализации на кафедре дизайна нет (правда поговаривают, что в скором времени появится), так что для тех, кто хочет изучать именно промышленный дизайн, НГАХА пока не лучший выбор. Хотя с другой стороны, всё зависит от самого человека. Все необходимые для дизайнера знания и навыки здесь даются, а уж как их использовать каждый решает сам. Я скажу одно – поступать стоит!

Теперь о перспективах для дизайнеров в Новосибирске (опять таки с моей персональной точки зрения). Со времени художественного училища я попробовал свои силы почти во всех областях дизайна и составил для себя картину этого мира в Н-ске. И так, что же ждёт дизайнера?

Город стремительно развивается и старается не отставать от остального мира. Наиболее развиты (и соответственно востребованы) здесь графический дизайн, наружная реклама и мебель. Мне кажется что и в других городах та же картина. С этими отраслями всё отлично, есть где развернуться и можно заниматься настоящим творчеством. Не менее востребован и дизайн интерьеров, однако здесь монополию держат архитекторы и чтобы прорваться в эту сферу нужно приложить очень и очень много усилий. Дольно обширное поле деятельности существует и для веб-дизайнеров, да и конкуренция ещё не столь плотная. Ничего не могу сказать о сфере видеоэффектов и т.п., но знаю, что и она существует.

А вот с чем совсем туго, так это с промышленным дизайном. Фактически в Новосибирске он отсутствует (есть лишь редкие исключения), ну нет его и всё тут.

Вот в общем и всё. Таким мне видится Н-ск, да и многим моим коллегам тоже. Здесь можно учится дизайну и можно им заниматься, и при чём делать всё это можно на весьма высоком уровне, тут опять же, всё зависит от вас.


Теперь поподробнее про наши защиты - 2005, которые проходили в марте.

Из 12 человеr в группе, пятеро выбрали темой транспортное средство (у нас нет жёсткой специализации), остальные предпочли интерьеры и фирменный стиль. Требования: 8-10 листов подачи. Видеоролик, демонстрирующий максимальное количество трансформаций, или макет.


Сначала расскажу про свой проект - “Albo”







Тема диплома: "Дизайн-проект колёсного транспортного средства повышенной проходимости с высокими скоростными характеристиками".

Салон в проект не входит. Дабы не позориться, выставив 3d модель c непрозрачными стёклами, внутрьо был помещён получасовой экспромт :-)

Цитата из дипломного описания (можно почитать если сильно интересно :-):

"В последние годы границы между различными классами автомобилей становятся все более призрачными. А наиболее востребованными на рынке стали машины, сочетающие в себе различные качества, ранее никогда не пересекавшиеся в одном транспортном средстве.

Одним из таких гибридов является кроссовер, или как его ещё называю спортивно-утилитарный автомобиль. Эти машины по изначальной задумке должны сочетать в себе высокую скорость и хорошую проходимость. Однако хорошо известно, что самые лучшие вездеходы практически беспомощны на дорогах с твёрдым покрытием, а скоростные шоссейные болиды не способны преодолеть даже простую грунтовую дорогу. Именно это противоречие стало основной проблемой, которую я решал в своём проекте.

Однако до сих пор, по-настоящему универсальной машины так и не создано. Все представители новомодного класса кроссовер обладают сомнительной проходимостью, а скорость достигается за счёт мощного двигателя и огромного расхода высококачественного горючего.

Из тех методов, что применяются на современных автомобилях, я взял ишь два самых эффективных – это изменение клиренса в зависимости от дорожных условий и улучшении аэродинамики автомобиля..

Альбо снабжён гибридной силовой установкой. Для повышения проходимости Альбо, к нему пристыковывается дополнительный модуль. Это именно дополнительная часть автомобиля, а не прицеп, как может показаться сначала. В этом модуле размещён ещё один двигатель внутреннего сгорания несколько меньшей мощности и ведущая ось. Сцепное устройство имеет лишь две степени свободы: вращение вдоль продольной и поперечной оси, возможность вращения же вдоль вертикальной оси отсутствует. Это сделано с целью исключить возможность залома модуля при движении по пересечённой местности. Для того чтобы не потерять манёвренность, колёса модуля сделаны управляемыми. В результате стыковки с ним, Альбо превращается в сочленённый вездеход, обладающий весьма существенным запасом мощности.

Кроме того, на этом автомобиле установлены очень необычные колёса. Они обладают переменным протектором, что позволяет им трансформироваться из асфальтовых сликов во внедорожные катки с развитыми грунтозацепами. По команде водителя, грунтозацепы изменяют свою форму, принимая положение необходимое в тот или иной момент.

Автомобиль рассчитан на двух человек и ориентирован на молодых людей, предпочитающих активный отдых и путешествия, а также на тех, кто принимает участие в любительских внедорожных ралли-рейдах. В таких мероприятиях экипаж автомобиля составляет лишь водитель и штурман. Именно на такую команду и рассчитан Альбо.


Теперь представлю дипломный проект Михаила Лупарева - “Afalina”





Тема: Дизайн-проект транспортного средства для экстремальных путешествий
двух человек. Руководитель: Доцент кафедры дизайна Прошин Г.О.

“Afalina”- транспортное средство для экстремальных путешествий двух человек. Форма и очертания транспортного средства, а так же его название, были навеяны стремительным и элегантным обликом морского млекопитающего семейства “дельфиновых”.

По концепции, “Afalina” - гибрид спортивного купе и “вседорожника” с хорошей проходимостью, которую подчеркивают: достаточно высокий (300мм) дорожный просвет, большие колеса и изменяемая ширина колеи. Кузов рассчитан на перевозку двух рослых, спортивного телосложения, человек.

Автомобиль способен менять, в зависимости от ситуации, свои габариты по ширине
за счет выдвигающихся колес. В концепцию автомобиля заложена также способность его трансформации в кабриолет, за счет съемных элементов. Это верхние панели крыши, створки задней распашной двери и боковые стекла.

Двери пилота и штурмана расположены асимметрично, по разным сторонам кузова
и состоят из двух частей, причем верхняя открывается как у большинства автомобилей, а нижняя распахивается вокруг нижних петель, уходящих под днище, и превращается в удобную ступеньку - подножку.

Все узлы и агрегаты расположены внутри плоской платформы высотой всего 28 см.
Силовой агрегат на топливных элементах вырабатывает энергию для электромоторов, размещенных внутри всех четырех колес.Композитные водородные баллоны расположены в полу багажного отделения. Водородный привод должен избавить транспорт от нефтяной зависимости, а окружающую среду от загрязнения выхлопными газами.

В системе управления “Aфалины” нет ни одной механической связи, поэтому в этом
автомобиле отсутствуют традиционные руль, педали и рычаги, а все управление осуществляется с помощью двух рукояток, расположенных по обе стороны неподвижной ступицы, в которую вмонтирован монитор.

Спортивный дух автомобиля подчеркивает удлиненный передний свес и укороченный задний, а также интегрированный дефлектор, перетекающий в кузов, и узкий, каплевидной формы, салон с “панорамным” ветровым стеклом.

Экстрeмальный характер автомобилю придают выступающие крылья, выставляющие
напоказ подчеркнуто большие колеса. Автомобиль создает впечатление мощи и силы, но без громоздкости современных «внедорожников». В его формах читается динамичность и энергия присущая спортивным моделям. "Afalina" отличается обилием округлых очертаний и плавных, переходящих одна в другую поверхностей которые образуют некое подобие мускулов.Слова - императивы, обозначенные в начале проектирования: мощь, сила, динамика, экспрессия, агрессивность, футуристичность, готовность к прыжку, грация дикого зверя.


И напоследок - дипломный проект Татьяны Доценко



Тема: "ZHADI" - Дизайн-проект женского городского универсального автомобиля для перевозки 1-3 человек и груза . Руководитель: Доцент кафедры дизайна Прошин Г.О.

При выборе темы диплома стало ясным, что автору интересно работать с той областью проектирования, которая почти не затронута. Именно поэтому возникла идея создания автомобиля для женщин. Не просто малогабаритного автомобиля или машины, обладающей канареечным цветом (что принято считать именно женским автомобилем) – ведь как известно, эти автомобили являются европейскими, а не женскими. Создать автомобиль, отвечающий требованиям дамы не только с точки зрения габаритов, но и стилистики, функций и особенностей трансформаций – вот что являлось целью данного проекта.




Кроме того, было важно, чтобы данное транспортное средство было способно выполнять максимальный набор функций. Современная динамичная жизнь диктует свои правила и становится очевидным, что сейчас очень актуальна мобильность. Всё больше предметов аккумулирует в себе мультифункциональность. Данный автомобиль не исключение.

Возможность варьировать посадочные места с одного до трёх, тем самым значительно изменяя объём багажного отделения с 0.5 до 3.4 м3 – это важно для тех, чья жизнь не ограничивается каждодневными поездками на работу. Нетипичная каплевидная форма кузова (явная принадлежность к Био-стилистике) делает автомобиль неагрессивным. А нестандартная форма посадки водителя и пассажиров – интересным. Посадка на водительское место осуществляется посредством выдвижной фронтальной части автомобиля. На пассажирские места можно попасть, отодвинув двери – слайды, которые поднимутся по касательной кузова - наверх.

Одной из наиболее интересных функций автомобиля является возможность осуществления коммуникации водителя ZHADI с другими водителями посредством световых пиктограмм на специальной панели автомобиля, расположенной на его крыше. Они имеют набор различных символов, которые передают какую-либо информацию вовне.

Автомобиль, вне всяких сомнений, является городским. Но он обладает важной способностью быть уместным и при поездке в город по бытовым делам, и на работу и в театр. Везде он будет смотреться убедительно.

Технические характеристики: Полноприводный гибрид с двигателем, расположенным в задней части автомобиля.

В целом, ZHADI конечно же является концептом. Но все дизайнерские решения в ней продуманы и оправданы и уже сейчас могут быть реализованы и в плане материалов и в плане конструкций.

С уважением, Шумайлов Денис
shumailoff@mail.ru

 
   
 
  comment

> Общий обзор защит в четырех дизайнерских школах - Degree-Show-2005 - IED (Турин), МАМИ, УГАХА, НГАХА - вы можете почитать у нас здесь.
> Посмотреть фотографии многих транспортных дипломных проектов МАМИ и Строгановки можно на Cardesign.ru
> Designet благодарит Шумайлова Дениса за текст и фотографии работ, а также за грамотную и корректную подготовку материала.
 
   
  © designet.ru, 2000-2005


Rambler's Top100
Rambler's Top100