> Вышла книга Виктора Папанека
«Дизайн для реального мира»
> Только что вышла на русском языке
книга известного американского дизайнера и педагога Виктора Папанека «Дизайн
для реального мира» (М.: Издатель Д.Аронов, 2004, 416 стр., 90 илл.). Она
давно стала классической, переведена на множество языков и перевернула привычные
представления о дизайне, принеся автору мировую известность и статус самого
радикального и самого мыслящего дизайнера. Поступила в продажу в центральные
книжные магазины Москвы («Москва», «Книжный мир», «Молодая гвардия», «Библио-Глобус»)
пока что по заниженной дебютной цене.
На обложке книги Папанека приведена одна из его самых броских цитат: “Конечно,
существуют и более вредные профессии, чем промышленный дизайн, но их совсем
немного. И, возможно, лишь одна профессия превосходит его по степени надувательства
— рекламный дизайн. Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги,
которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет
никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным. Промышленный
дизайн, смешивая в безумных пропорциях все безвкусные глупости, которыми
вразнос торгуют рекламщики, прочно удерживает второе место. Еще никогда
в истории человечества взрослые люди не занимались всерьез проектированием
электрических расчесок, коробок для файлов, украшенных стразами, и туалетных
ковриков из меха норки, а затем не составляли подробные планы производства
и сбыта этих безделок миллионам потребителей».
О вреде и пользе чтения
(Рецензия на книгу доктора искусствоведения, профессора В.Р.Аронова)
Как поглядишь, сколько выходит в мире книг и журналов по дизайну, портится
настроение. Говорят, чтобы прочесть их или даже пролистать, нужно десять
лет по десять часов в день. Только справишься, а там новые появились. Думаю,
на каждой такой книге по дизайну следовало бы ставить надпись: «Минздрав
предупреждает, генетически измененный продукт!» Все вторично. Альбомы по
дизайну – для копирования картинок, карманные энциклопедии по истории дизайна
– для засорения памяти.
В течение многих лет у меня была одна и та же навязчивая встреча. Приехал
я в начале 70-х годов в Дессау, в музей Баухауза, лежит там в киоске книжка
на немецком языке – «Концепция Папанека». Через несколько лет в книжном
магазине Академия» в Хельсинки вижу на лучшем месте – опять Папанек, но
уже на финском. Когда потом оказался в главной дизайнерской школе Швеции
в Гетеборге, то Папанек был, конечно, и там, уже по-шведски. В самом престижном
книжном магазине в Лондоне, где специализируются на лучших книгах по всем
разновидностям дизайна, смотрю, лежит «Дизайн для реального мира» Папанека,
напечатанный по-английски. Через несколько лет вновь пошел в тот же магазин
близ Ковент Гарден. Книга Папанека была там же. «Не покупают?» – спросил
я. «Это пятое переиздание», – ответили мне.
Вспомнил, что видел Папанека живьем, в Москве, в конце 80-х годов. Он читал
лекцию о ВНИИТЭ, институте технической эстетики. Помню, сильно ругал обожаемый
тогда нами прилизанный «гуд дизайн» и дизайнерскую эклектику супердорогих
вещей, которых мы и в глаза тогда не видели.
И вот теперь его «Дизайн для реального мира» вышел на русском языке. Да
еще мне пришлось готовить к ней предисловие. Так что навязчивый кошмар кончился.
А книга, правда, написана здорово.
Стиль ее неровен и нескладен. Она связана, как лохматый коврик крючком,
из обрывков его занятий и творческих семинаров с самой оторви и брось авангардной
молодежью. В 60-е годы это были принципиальные хиппи и западные «маоисты»,
в 70-е – ярко зеленые, в 80-е – изобретатели -нонконформисты. Поэтому на
отдельной чистой странице, перед основным текстом , Папанек написал посвящение
этим своим студентам как вдохновителям и первой аудиторией его книги.
Говорят, что преподавал Папанек блестяще – в США и Канаде, во всех скандинавских
странах , в Хорватии и Англии. Сегодня его студенты, как это и бывает, стали
ведущим истеблишментом мирового дизайна, а опубликованные записи из его
лекций и семинарских занятий – классикой дизайнерской теории, методики и
публицистики .
Несколько лет назад наша дизайнерская молодежь давилась, как на рок-концертах,
на выступлениях Филиппа Старка в Москве и Петербурге. Показывая свои «невозможные
объекты», Старк говорил в общем тоже самое, что впервые провозгласил Папанек:
как из простого создать уникальную форму и как уникальное решение сделать
природно простым и нужным людям, как в любой ситуации оставаться ярко творческим
человеком.
Не буду пересказывать Папанека, во-первых, это невозможно, во-вторых, неприлично
раскрывать сюжет крутого фильма, который предлагаешь посмотреть. Единственное,
о чем скажу, в ней две части. Одна критическая -“Как обстоят дела?”, другая
позитивная – “Как могло бы быть”. Хочу также предупредить, папанековский
текст легко растаскивается на цитаты. Они отлично звучат. Не покупайтесь
на это. Они – связующие скрепы сложной конструкции, составляющей остов,
может быть, самой загадочной профессии в мире. Его текст надо читать целиком.
И еще одно. Долгое время, когда завороженные звездной славой и гонорарами
американских дизайнеров, мы мечтали , подобно Колумбу, пошедшему в Новый
Свет на своем корабле «Мейфлауэр», хоть сейчас отправиться за американской
дизайнерской мечтой, оттуда уже навстречу нам выходил другой корабль в обратном
направлении – в поисках естественной жизни, реального мира и преодоления
миража всесильности сложившейся, замкнутой в себе дизайнерской профессии.
И это не отвлеченно красивое сравнение.
Познакомившись с Папанеком поближе, я узнал, что в поисках нового дизайна
он, получивший самое элитное архитектурное и гуманитарное образование в
США, многократно побывал на всех континентах, подолгу жил среди аборигенов
в наиболее закрытых, реликтовых районах, где изучал их уникальные способности
выживания и приспособления к проникающей к ним новейшей цивилизации. То
же самое он упорно искал и в повседневном, обыденном окружении людей, говоря
о врожденной способности каждого человека к осознаной им или неосознаной
проектной деятельности. Что нашло отражение в его слогане «Все люди – дизайнеры!»
Думаю, что такую книгу полезно читать. Во всяком случае, насколько мне известно,
она обязательно стоит на полках в студиях крупнейших мировых дизайнеров,
как напоминание им о бренности профессионального самолюбования и как постоянный
стимул открывать новое.
comment
> Дизайнет благодарит Сергея Ивановича Серова за предоставленную информацию
и собирается в магазин за книгой - хорошей литературы по дизайну стало чуть
больше :-)