+ 22.04.2004 > Вышла книга Виктора Папанека «Дизайн для реального мира»
 
> Только что вышла на русском языке книга известного американского дизайнера и педагога Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» (М.: Издатель Д.Аронов, 2004, 416 стр., 90 илл.). Она давно стала классической, переведена на множество языков и перевернула привычные представления о дизайне, принеся автору мировую известность и статус самого радикального и самого мыслящего дизайнера. Поступила в продажу в центральные книжные магазины Москвы («Москва», «Книжный мир», «Молодая гвардия», «Библио-Глобус») пока что по заниженной дебютной цене.

На обложке книги Папанека приведена одна из его самых броских цитат: “Конечно, существуют и более вредные профессии, чем промышленный дизайн, но их совсем немного. И, возможно, лишь одна профессия превосходит его по степени надувательства — рекламный дизайн. Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным. Промышленный дизайн, смешивая в безумных пропорциях все безвкусные глупости, которыми вразнос торгуют рекламщики, прочно удерживает второе место. Еще никогда в истории человечества взрослые люди не занимались всерьез проектированием электрических расчесок, коробок для файлов, украшенных стразами, и туалетных ковриков из меха норки, а затем не составляли подробные планы производства и сбыта этих безделок миллионам потребителей».

О вреде и пользе чтения

(Рецензия на книгу доктора искусствоведения, профессора В.Р.Аронова)

Как поглядишь, сколько выходит в мире книг и журналов по дизайну, портится настроение. Говорят, чтобы прочесть их или даже пролистать, нужно десять лет по десять часов в день. Только справишься, а там новые появились. Думаю, на каждой такой книге по дизайну следовало бы ставить надпись: «Минздрав предупреждает, генетически измененный продукт!» Все вторично. Альбомы по дизайну – для копирования картинок, карманные энциклопедии по истории дизайна – для засорения памяти.

В течение многих лет у меня была одна и та же навязчивая встреча. Приехал я в начале 70-х годов в Дессау, в музей Баухауза, лежит там в киоске книжка на немецком языке – «Концепция Папанека». Через несколько лет в книжном магазине Академия» в Хельсинки вижу на лучшем месте – опять Папанек, но уже на финском. Когда потом оказался в главной дизайнерской школе Швеции в Гетеборге, то Папанек был, конечно, и там, уже по-шведски. В самом престижном книжном магазине в Лондоне, где специализируются на лучших книгах по всем разновидностям дизайна, смотрю, лежит «Дизайн для реального мира» Папанека, напечатанный по-английски. Через несколько лет вновь пошел в тот же магазин близ Ковент Гарден. Книга Папанека была там же. «Не покупают?» – спросил я. «Это пятое переиздание», – ответили мне.

Вспомнил, что видел Папанека живьем, в Москве, в конце 80-х годов. Он читал лекцию о ВНИИТЭ, институте технической эстетики. Помню, сильно ругал обожаемый тогда нами прилизанный «гуд дизайн» и дизайнерскую эклектику супердорогих вещей, которых мы и в глаза тогда не видели.

И вот теперь его «Дизайн для реального мира» вышел на русском языке. Да еще мне пришлось готовить к ней предисловие. Так что навязчивый кошмар кончился.
А книга, правда, написана здорово.

Стиль ее неровен и нескладен. Она связана, как лохматый коврик крючком, из обрывков его занятий и творческих семинаров с самой оторви и брось авангардной молодежью. В 60-е годы это были принципиальные хиппи и западные «маоисты», в 70-е – ярко зеленые, в 80-е – изобретатели -нонконформисты. Поэтому на отдельной чистой странице, перед основным текстом , Папанек написал посвящение этим своим студентам как вдохновителям и первой аудиторией его книги.

Говорят, что преподавал Папанек блестяще – в США и Канаде, во всех скандинавских странах , в Хорватии и Англии. Сегодня его студенты, как это и бывает, стали ведущим истеблишментом мирового дизайна, а опубликованные записи из его лекций и семинарских занятий – классикой дизайнерской теории, методики и публицистики .
Несколько лет назад наша дизайнерская молодежь давилась, как на рок-концертах, на выступлениях Филиппа Старка в Москве и Петербурге. Показывая свои «невозможные объекты», Старк говорил в общем тоже самое, что впервые провозгласил Папанек: как из простого создать уникальную форму и как уникальное решение сделать природно простым и нужным людям, как в любой ситуации оставаться ярко творческим человеком.

Не буду пересказывать Папанека, во-первых, это невозможно, во-вторых, неприлично раскрывать сюжет крутого фильма, который предлагаешь посмотреть. Единственное, о чем скажу, в ней две части. Одна критическая -“Как обстоят дела?”, другая позитивная – “Как могло бы быть”. Хочу также предупредить, папанековский текст легко растаскивается на цитаты. Они отлично звучат. Не покупайтесь на это. Они – связующие скрепы сложной конструкции, составляющей остов, может быть, самой загадочной профессии в мире. Его текст надо читать целиком.

И еще одно. Долгое время, когда завороженные звездной славой и гонорарами американских дизайнеров, мы мечтали , подобно Колумбу, пошедшему в Новый Свет на своем корабле «Мейфлауэр», хоть сейчас отправиться за американской дизайнерской мечтой, оттуда уже навстречу нам выходил другой корабль в обратном направлении – в поисках естественной жизни, реального мира и преодоления миража всесильности сложившейся, замкнутой в себе дизайнерской профессии. И это не отвлеченно красивое сравнение.

Познакомившись с Папанеком поближе, я узнал, что в поисках нового дизайна он, получивший самое элитное архитектурное и гуманитарное образование в США, многократно побывал на всех континентах, подолгу жил среди аборигенов в наиболее закрытых, реликтовых районах, где изучал их уникальные способности выживания и приспособления к проникающей к ним новейшей цивилизации. То же самое он упорно искал и в повседневном, обыденном окружении людей, говоря о врожденной способности каждого человека к осознаной им или неосознаной проектной деятельности. Что нашло отражение в его слогане «Все люди – дизайнеры!»

Думаю, что такую книгу полезно читать. Во всяком случае, насколько мне известно, она обязательно стоит на полках в студиях крупнейших мировых дизайнеров, как напоминание им о бренности профессионального самолюбования и как постоянный стимул открывать новое.
 
   
 
  comment

> Дизайнет благодарит Сергея Ивановича Серова за предоставленную информацию и собирается в магазин за книгой - хорошей литературы по дизайну стало чуть больше :-)
 
   
  © designet.ru, 2000-2004


Rambler's Top100
Rambler's Top100