> Мастер-класс английского
дизайнера Роса Лавгроува (часть 2)
Бутылка для воды
Вот бутылка для воды, дизайн которой я разрабатывал для компании в Уэльсе.
Там не очень развита промышленность, там больше скотоводов и овец, и там
отличная вода в скважинах. И, будучи промышленным дизайнером, я никогда
даже не думал, что буду работать именно в Уэльсе. Владелец компании оказался
итальянец, он очень энергичный, эмоциональный, любвеобильный человек,
а сама эта компания производит известные бутылки, которые сделаны из синего
стекла.
Они обратились ко мне, так как хотели сделать бутылку из пластика. Но
для меня это оказался очень сложный проект именно потому, что я много
уделяю времени проблемам экологии. Я потратил на него 3 месяца, пытаясь
понять, как можно сделать бутылку, используя минимум материала. Бутылку,
которую можно сжать до плоского состояния. И никак мне не удавалось найти
решение. И тогда я позвонил заказчику и сказал, что у меня не получается
разработать данную бутылку, и что я хочу вернуть ему деньги. Но он мне
ответил, что понимает, о чем я думаю (я говорил ему, что облака лучше
переносят воду, чем бутылки). Мы пообедали вместе, и он все-таки убедил
меня, что я должен продолжить работу.
Вы должны очень четко понимать одну вещь, когда вы обретаете известность,
вы можете легко дурачить людей, но, в конечном счете, вы дурачите только
себя. Для меня бы ничего не стоило сделать какую-нибудь забавную форму,
закрутить ее как-нибудь: стоит посидеть два дня за компьютером, и работа
сделана. Но это не правильный подход. И если вы посмотрите внимательно
на бутылку воды, то вы обратите внимание, что бутылки разрабатывают даже
не только для того, чтобы они удобно размешались в автоматах с водой.
Они разработаны так, чтобы их было удобно производить на заводе, перевозить,
хранить. Но их не разрабатывают, чтобы их было удобно брать в руки, ставить
на стол. И самое главное, они не отражают ценность того продукта, который
содержат.
В тот год, когда я работал над моей бутылкой, я был все время болен, и
мне пришлось поехать в Таиланд, чтобы заняться йогой. Я питался одним
рисом, чтобы привести себя в форму. И я взял с собой две книги. Одна из
них - книга Исси Мияке, вторая – рисунки Леонардо Да Винчи.
И когда я отдыхал, я смотрел на бассейн, мне хотелось создать нечто такое,
чтобы стало иконой воды, чтобы потом люди могли это брать как образец.
Я сделал модель из пластика и показал заказчику, и ему она очень понравилась.
Но я был не уверен, возможно ли воплотить такую бутылку в жизнь. Эта форма
очень сложна, ее было очень сложно разработать. Но в то же время она прекрасна.
Для меня это все равно, что другой мир. И так я рассматриваю всю свою
работу - как другой мир.
Итак, как я разработал эту бутылку. Для начала мне пришлось сделать 3
формы, то есть три модели, чтобы посмотреть с разных сторон, на структуру,
как в ней будет вода. И только потом мы смогли сделать уже саму прозрачную
бутылку для воды.
Вот формы, сделанные из алюминия, которые мы использовали (на фото справа
вверху). Для меня они имеют даже особую артистическую ценность. Кстати
в Италии со мной отказались сотрудничать по поводу этой бутылки - мне
говорили, что такую бутылку никто не сделает, что я не дизайнер и не понимаю,
чем занимаюсь. И мне пришлось обратиться за помощью к другой компании,
которая находится в Англии. Я показал им модель: посмотрите, это из алюминия,
а выглядит как вода! Возможно позднее, когда я заработаю денег, я закажу
себе эту форму (на фото вверху справа) и поставлю в студию. (Справка DN:
Такая форма может легко стоить 10-15.000 долл).
И вот конечный продукт, который получился. Когда я только принес его домой,
она была пустая, без воды. И я внутри себя вдруг почувствовал пустоту,
будто я не увидел то, что задумал. Мне показалось, что это не то, чего
я хотел от своей работы. Но как только я наполнил ее водой, она стала
выглядеть так, как надо. Оптический эффект достигается, когда свет падает
определенным образом.
Так в основе дизайна лежат множества причин. У этой бутылки довольно биологичная
форма, и каждый раз, когда вы наливаете воду, в зависимости от того, сколько
воды вы нальете, под каким углом будете ее держать – будет меняться ее
форма. И получается, что вы испытываете необыкновенные ощущения, держа
в руках по сути дела обыкновенный предмет.
Но кроме этого, целью моей работы было достичь предельной экономии использования
материала. И потому она сделана из очень тонкого пластика. Часто, когда
я езжу в Японию, меня даже останавливают и просят, чтобы я расписался
на бутылке. И самое интересное, что стоимость этой бутылки не больше обычной.
Есть только одна трудность – никто не хочет их выбрасывать :-)
Откуда я черпаю вдохновение? Я сейчас читаю вам лекцию, а между тем не
чувствую себя уверенно. Иногда я сам не понимаю, кто я? Инженер? Архитектор?
Я не знаю. Если я делаю стул, я вижу его в целом комплексе связей между
человеком, архитектурой, с чем угодно, что существует в природе. Хоть
с кулинарией… Мне хочется остаток своей жизни посвятить чему-то стоящему.
Продолжение:
Часть 3. Стул из алюминия. Часть 4. Кресло для авиапутешественников.
Концепции транспорта. Часть 5. Трубки. Собственные проекты.
Про неудачи. Напоследок.