+ 17.06.2004 > GRAFIST-8. Стамбул 2004. Город взят!
 

> С 3 по 6 мая 2004 года в Стамбуле прошел очередной GRAFIST – ежегодный, уже восьмой по счету. В программу этого мероприятия входили воркшопы для студентов, выставки, семинары и просто тусовки. Два года назад это мероприятие для России открыл Логвин, он вел один из воркшопов, а в этом году уже студенты ВАШГД высадись на турецкие берега.

Итак, что же происходило все эти дни?
Ну, во-первых, собственно занятия на воркшопах, которые вели: Burcu Dundar-Ebru Aytog (Турция), Yossi Lemel (Израиль), Monochrome (Австрия), Emre Senan (Турция), Niklaus Troxler (Швейцария), Tevfik Fikret Ucar (Турция). Во-вторых, выставки: кроме вышеперечисленных - Next Generation (Греция - Турция), Pierre Mendell (Германия), Philippe Apeloig (Франция), Ralph Schraivogel (Швейцария). В-третьих, четвертых и пятых – собственно город… Но стоп! Дадим слово участникам событий.



Михаил Губергриц (freelance-designer, выпускник ВАШГД)

Я ехал в Стамбул с опаской, думал, ну что я там буду делать, язык знаю
плохо, не пойму ничего. Но очень уж хотелось поработать на воркшопах
Трокслера - это мой любимый дизайнер, посмотреть на выставки Пьера Менделя,
Шрайфогеля, Monochrome… Кроме того, сидеть майские праздники в Москве не
хотелось, а тут Стамбул опять же, столько про него говорили все, кто там
был. И я решил поехать.

Я был в группе Никласа Трокслера. Задание было довольно предсказуемым -
постер для музыкального события. Но в этом и был самый кайф. На мой взгляд,
Трокслер самый музыкальный дизайнер в мире и было очень интересно понять,
как он работает, как придумывает свои идеи.
Я делал плакат для джазового фестиваля в Москве. Плакат был построен на
схожести духовой трубы с женским силуэтом. Первоначально слоган для этого
фестиваля был “Jazz for a woman”. В тот момент мне хотелось сделать
плакат-подарок одному человеку и поэтому я подумал, что “Just for a woman”
будет звучать интереснее и точнее. Я объяснил свою идею Трокслеру,
рассказал об этой игре слов: Идея ему понравилась, но вдруг он задумался о чем-то, отвернулся в сторону: а через секунд 20 повернулся и сказал: “Jazzt for a woman будет еще лучше!”. Так что, копирайтером этого плаката можно считать Никласа Троксера. А я получил хороший урок того, как нужно работать над тем, что кажется и так простым и чистым.



Впечатления остались самые приятные - все вокруг талантливые, интересные,
позитивные... Все рады общаться, делиться своими мыслями, впечатлениями.
Главное, что я понял - это то, что не надо бояться ездить на подобные тусовки - это совсем не страшно, а наоборот, весело и интересно: надо учить язык, общаться, если есть такая возможность.

Кстати, хочу сказать, что больше всего из всей программы Grafist-8 мне пришлась по душе презентация работ какой-то молодой турецкой девушки Ulash Eryavuz, которая выступала после длинных, иногда даже нудных выступлений больших звезд. Она не стала ничего рассказывать, а просто показала 5-минутный ролик, который начинался словами “I'm freelance designer”, после чего шла видеонарезка под веселую музыку того, как она гуляет, отдыхает, тусуется с друзьями, все это вперемешку с тем, как она работает и развешивает плакаты на своей выставке. А закончился ролик словами “Freelance is Freedom!”. Чего я всем и желаю! Если не freelance, то хотя бы freedom.

Вера Никитина (вольнослушательница ВАШГД)

Я принимала участие в группе, которую вел профессор Tevfik Fikret Ucar из Anadolu Universitesi. Задание – противоположные символы, знаки, имиджи любого характера (политического, философского). Форма выполнения – майка, как наиболее удобный способ продемонстрировать игру символов с противоположными значениями (взгляд спереди и сзади).

Мое задание было посвящено проблеме напряженных отношений США и Ирака, начавшейся еще в середине прошлого века и продолжающейся по сегодняшний день.
Победный жест руки Victory – позиция США после войны – символ победителя, самодовольства и превосходства: “Fantasy?” (т.е. на самом ли деле это так?). Ответный жест в виде кулака – позиция гордого Ирака по отношению к США, как бы угрожающего вслед и не сдающего свои позиции: “Reality!” (т.е. вот она реальность).



Впечатления только положительные, несмотря на некоторые неудобства организации. Город прикольный, атмосфера Средиземноморья и границы двух континентов всячески вдохновляла. Может, немного не получилось командного задания, но зато у меня было ощущение теплой дружеской среды коллег-дизайнеров из разных стран. Я очень довольна тем, что попала к Фекрету. Он мастерски умеет воодушевить, я бы сказала зажечь, на идейный подъем и прийти с ценным советом в нужный момент.

И, кстати, турки мне показались весьма продвинутыми дизайнерами. Вообще, Стамбул и его население меня удивили. Я почему-то представляла, что это город, похожий на большой базар, с открытыми и эмоционально раскрепощенными людьми, вроде южно европейцев или латиноамериканцев. Но оказалось, что они весьма скромны, застенчивы, с долей восточной хитрости или мудрости. Вот уж где поистине соединились Европа и Азия. Стамбул – многоликий, увлекательный, государство в государстве. А что касается студентов, то это обычные молодые люди, как правило, с прогрессивными взглядами, живущие в ритме современной Европы.

Очень хорошая идея, что после мастер-класса можно было посетить выставку мэтров мирового дизайна, приобщиться к высокому стилю. Особое впечатление на меня произвел просмотр экспозиции Пьера Менделя: чисто, лаконично, выразительно. Классика!

Мое резюме – почаще бы такие мероприятия!

Маша Пучкова (freelance-designer, выпускница ВАШГД)

Случайность не случайна!
Я попала на воркшопы в Стамбул!
Занималась в группе у Никласа Трокслера, делала постер для музыкального фестиваля. Мой проект назывался “HOLE PARTY” - вечеринка для студентов университета на берегу Босфора ночью. Историю и концепт каждый придумывал сам.

Затем были просмотры (выставки) у каждой группы. Народ хоть и расслабленный, но довольно активный в работе, почти все проекты были интересными. Впечатления только самые лучшие! В связи с этим возникает неутолимое желание творить и творчески раскрепощаться.




Юля Кузнецова (студентка ВАШГД)

Чего ожидала…
Как таковых мыслей не было, поскольку это был мой первый опыт участия в такого рода мероприятии. Хотелось посмотреть на процесс работы иностранных студентов, принять участие в международном дизайнерском "сборище", получить что-то определённо полезное.

Что было интересного…
Абсолютно всё!!! Стамбул потрясающий город!
В первые же часы нашего пребывания, не смотря на усталость, позднее время суток
и предостережения метродоттеля, “прочесали” близ лежащие районы. Красиво до безумия. Узкие, уходящие вниз под неимоверным уклоном улочки. Дико-смеющиеся чайки. Загадочные кошки. Огромное количество таксистов, особенно ночью. Разнообразные неизвестные моему носу запахи. В отель вернулись часов в пять утра, полные впечатлений. Поспать почти не удалось, впрочем, как и всю последующую неделю.

Утром побежали в университет, который стал родным, практически сразу. С одной стороны здания небольшой парк, с другой набережная залива (весь Стамбул как на ладони).

В первый день нас распределили в мастер-классы. Я попала к Ёсе Лемелу. Замечательный, очень интересный человек, ставший вегетарианцем, после работы над плакатом с пожатием отрубленных рук. Он очень любит работу непосредственно с материалом. Несмотря на его ожесточенные, полные боли, страха и ужаса плакаты, Лемел веселый и жизнерадостный человек. Главной задачей было найти идею. Заданием его группы был плакат для компании "Ecoocean": социальный плакат о загрязнении океана.



Наташа Шендрик (студентка ВАШГД)

Я не люблю ожидать - нафантазируешь себе, а потом все окажется по-другому и будет обидно... Единственное, ожидала интересного времяпрепровождения.

Я была у австрийской группы monochrome. С проектом все получилось на редкость забавно. Мы с Линой делали много всего и с удовольствием. В первый день снимали логотипы в городе Стамбуле, во второй - просили турков нарисовать на бумажке логотипы кока-колы, эппла и Мтв. Причем английский и мы и турки знаем примерно одинаково - плохо. Было смешно. Успешно опоздав на собственный просмотр, мы выяснили, что все это время мы делали совершенно другой проект... Они хотели доказать, что бренд не запоминается людьми и поэтому не имеет значения, а у нас получилось, что наоборот, бренд живет собственной жизнью в среде, с нами рядом, является частью визуального образа города. В итоге мы объяснились с ними, посмеялись, они посмотрели наши фотографии и сказали, что мы отсняли отличный материал (должна добавить, что люди, с которыми мы занимались, не являются дизайнерами в прямом смысле этого слова).

Впечатления самые положительные. Волшебный город, море, отличная погода, приятные люди. После воркшопов была устроена шикарная дискотека. И институт там отличный. В таком хлебом ни корми - дай искусству поучиться.

Заслуживает отдельного слова сам процесс воркшопов: когда ты, напрягаясь
всем мозгом, впитываешь крохи информации на малопонятном иностранном языке, стараешься не только за себя перед иностранцами, но и за всю страну, просто так этого не забыть...:-))



Лина Абдурахманова (вольнослушательница ВАШГД)


2 года назад я побывала на воркшопах в Брно. Они шли неделю. В Стамбуле все проходило в 3 дня и 4-ый день просмотр. Было очевидно, что 3 дня мало. Мои ожидания: творческая атмосфера и безудержное веселье. И мои ожидания оправдались. Мы ночью прилетели в Стамбул. А в 9 утра нужно было быть в Университете. На открытии Графиста показали кадры с воркшопов прошлых лет. Все увлеченно резали и мазали. Честно говоря, работать было влом. Весна, Стамбул…Поэтому, когда наши преподаватели дали задание и отпустили до следующего утра, мы с Наташей Шендрик утащив из группы Трокслера и Катю Гончар задрав хвосты умчались гулять по Стамбулу.

Мы с Наташей попали в группу к австрийским антиглобалистам Monochrome. У нас была абсолютно концептуальная работа. Ребята обожают ньюмедиа, Наоми Кляйн с ее антиглобалистким манифестом. Кстати, на визитках у них написано, вместо профессии - людоеды. В первый день мы должны были собрать логотипы известных мировых компаний. Во второй день мы должны были подходить к обычным людям на улице и просить их нарисовать логотипы кока-кола, эй-би-эм и мтв. Самая прикольная часть проекта. На третий день собралась вся группа и рассматривала козюльки нарисованные людьми, ну и все это развесили.

Впечатление замечательное. Совершенно не ожидая, я попала туда, куда хотела. Меня действительно волнуют и эта тема, и этот метод. Наташа написала про общую мысль этого проекта. Добавлю, что у Монохрома была потрясающая выставка на Графисте. Вся состоящая из таких проектов. Например: алфавит из первых, узнаваемых букв логотипов, машина по производству знаков за 15 минут, логотипы натовских бомбардировок, язык звуков и прочее. Мы что-то подобное когда-то пытались делать с Добровинским в ББДО.



Ну и последнее. Как попасть в Стамбул и не пропасть.

Следующий Grafist пройдет в мае 2005 года. Информацию можно будет найти на сайте www.icograda.org в разделе events. Билеты на чартер в Стамбул стоят около 200 долларов (туда и обратно). Участие в воркшопах бесплатно. Приличный отель в Стамбуле стоит порядка 20 долларов с носа в день. Еда, проезд в городе очень недорогие. Так что встречаемся в следущем году. На том же месте.

 
   
  © designet.ru, 2000-2004


Rambler's Top100
Rambler's Top100