+ 11.05.2004 > Design is a process - интервью с Андреасом Энслином (компания Grohe)
 
> Интервью с Андреасом Энслином (Andreas Enslin), руководителем дизайн-центра Grohe Water Technology AG & Co. KG

– Для начала – традиционный вопрос: что привело Вас в Москву?

Сегодня я участвовал в конференции на выставке ZOW (материалы и комплектующие для мебели). В частности, произнес там речь о роли дизайна в успехе современной компании.
В настоящее время все крупнейшие транснациональные компании осознают тот факт, что достигнуть стабильности, надежности своего бизнеса можно лишь имея четкую стратегию своей деятельности. Компания Grohe на сегодняшний день занимает третье место в своем секторе, обладает 10% рынка и имеет шестилетнюю стратегию своего развития. Заглядывая в будущее нашего бизнеса, мы акцентируем внимание на потребительских ожиданиях.

Суть в том, что дизайн – это не форма, не цвет и не материал. Это лишь внешние проявления. В своей сути дизайн – это процесс. Важно учитывать как экономические, так и социальные факторы этого процесса. Необходимо не просто создать качественный и красивый продукт, но и объяснить потребителю, как им пользоваться.

Вот вам наглядный пример: чуть больше десяти лет назад люди не имели ни малейшего представления о мобильной связи, чуть раньше – об Интернете. Но сегодня мы знаем крупнейшие брэнды мобильной связи, такие как Nokia, и мы знаем их продукцию. Мы прекрасно знаем, как ей пользоваться! (У Саши звонит телефон, Андреас смеется над моментальным подтверждением своих слов). И производители мобильных аппаратов не останавливаются. Они продолжают изучать рынки, продолжают вновь и вновь совершенствовать свой продукт, объяснять потребителю свойства и функции своего товара.

– Как работает дизайн-центр Grohe?

Целью компании является создание международного брэнда, под которым будут подразумеваться товары, отвечающие нуждам потребителей разных локальных рынков. Соответственно, одной из базовых задач отдела стратегического планирования компании является изучение особенностей целевых аудиторий различных регионов. Этот процесс координируется головным офисом в Германии, а региональные представительства проводят местные маркетинговые и социологические исследования. К примеру, в арабских странах на такую опцию, как встроенный термостат, нет спроса. Просто потому, что температура воды в кране у них никогда не опускается ниже 25 градусов – у них просто нет представления о том, что такое холодная вода!

– Многие компании, в том числе работающие в том же секторе рынка, что и Grohe, сотрудничают с раскрученными дизайнерами, создавая продукты в кобрэндинге. А ваша компания, похоже, делает ставку на «карманных» разработчиков». Интересно, почему?

Компания Grohe не производит именной дизайнерской продукции. Причина в том, что здесь кроется опасность для «здоровья» брэнда – сегодня дизайнер создает для нас продукт высокого уровня, а завтра он терпит неудачу и тянет за собой вниз имидж компании. Причем, провал дизайнера может произойти в совершенно другой сфере, в продукте, разработанном для другого клиента, но негативные последствия для компании гарантированы. Недопустима ситуация, в которой брэнд дизайнера перекрывает брэнд компании.

Однако, это не означает, что мы не работаем с внештатными профессионалами. Объемы новых разработок компании настолько велики, что небольшой штат сотрудников элементарно не справился бы с потоком. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству фрилансеров – с нами работали и продолжают работать на условиях подряда крупные дизайн-студии и отдельные дизайнеры из разных стран. Основной принцип здесь заключается в том, что их разработки должны быть в рамках общей товарной концепции компании. Следить за поддержанием концептуального единства продукции – это моя работа, которую мне удается успешно осуществлять уже в течение нескольких лет.

– Ваши разработчики руководствуются неким брэндбуком с заранее прописанными формальными приемами?


Посмотрите на нашу коллекцию смесителей: Taron, Chiara… Разве в ней присутствуют одинаковые формальные приемы? Конечно, нет. Каждый объект нацелен на свою аудиторию, имеет разную форму, разный стиль. Но, тем не менее, в них присутствует нечто общее, даже если закрыть логотип компании. Это общее – корпоративная культура, которая и формирует такой результат.

– Компания Grohe проявляет большую активность в России, в том числе организует дизайнерские конкурсы, спонсирует издание каталогов по дизайну и архитектуре. Ваш интерес к данной области интригует: ведь Вы ничего не заказываете российским дизайнерам, не реализуете их конкурсные идеи в серийной продукции, т.е. не извлекаете прямой выгоды. Тогда зачем вам это?

Нам интересен российский рынок. Сегодня он наиболее динамичен и крайне важен для нашей компании. И, естественно, мы непрестанно изучаем особенности культуры потребления в России. Дизайн и архитектура в этом очень помогают.

– Каково Ваше впечатление от российского дизайна?

Ваш дизайн имеет огромный творческий потенциал – это видно, например, из работ, представленных на различных конкурсах. Пока экономическая ситуация в России не позволяет реализовать его в полной мере, но все может измениться к лучшему в ближайшее время.

Хочу привести в пример Китай. Мы уже сегодня можем наблюдать, какими темпами на фоне роста производства растет качественный уровень китайского дизайна. В их стране складывается устойчивая и сильная дизайнерская культура – культура восточного типа. То же процесс ожидает и вас: в России по мере экономического роста будет укреплять позиции собственная культура дизайна, только более приближенная к европейской.

Российская коллизия между промышленниками и дизайнерами может успешно разрешиться в ближайшие четыре-пять лет – такова объективная логика происходящего.

Беседовали:
Анна Манюк и Александр Матвеев

Designet.ru выражает благодарность за встречу с Андреасом Энслином московскому представительству фирмы Grohe. Интервью было организовано в рамках подготовки первого российского каталога промышленного дизайна «Создано в России».

 
   
  © designet.ru, 2000-2004


Rambler's Top100
Rambler's Top100