|
+ 27.09.2004 | > Вещь не в себе / о промдизайнерском образовании в России / | |
> В
России создается система обучения промышленному дизайну. Уже есть две модели
образования, и они успешно конкурируют между собой. Кто не верит, что сегодня самая модная профессия - дизайнер, тот просто не хочет признать очевидное. Дизайнерами хотят называться все - от парикмахера до бригадира маляров. И каждый второй хочет стать наследником Филиппа Старка или Марка Ньюсона - изобретателем знаменитых часов, стульев, соковыжималок, рюкзаков и мотоциклов. То есть заниматься промышленным дизайном. Правда, на фоне заметного рывка, который сделал в постсоветское время наш графический дизайн, "пром" так и остается сферой призрачной: то ли есть он, то ли его и вовсе нет. Если же все-таки есть, можно ли здесь, в этой стране, ему научиться? Сто путей, сто дорог На первый взгляд учись - не хочу. Государственные и частные, старые и новые заведения, обещающие научить дизайну, за короткий период покрыли всю страну - от Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска. Но если все-таки цель состоит не в том, чтобы откликнуться на объявление "мебельному магазину требуется дизайнер-продавец", а в том, чтобы изобретать вещи, без которых и дня не прожить, придется отбросить заведения, где говорится о рекламе и об интерьерах. Промдизайн не по их части. Затем можно для верности отказаться от кафедр дизайна в старых отраслевых вузах вроде химико-технологического или автодорожного, потому что слово "дизайн" в название этих кафедр попало, скорее всего, по велению моды: было "конструирование" или "моделирование", стало "дизайн". Но нас не проведешь - мы помним, как кафедры научного коммунизма в одно прекрасное утро обратились кафедрами культурологии, и словам не верим. И вот теперь, когда воображаемый список школ, академий и курсов дизайна сильно сократился, можно задуматься над главным - кто и как может у нас преподавать промдизайн, если самого дизайна - того, имени Джо Понти, Арно Якобсена, Вернера Пантона, - у нас не существовало несколько десятков лет. Вопрос этот не случаен: научить создавать успешные вещи может, по общему мнению, только тот, кто создает успешные вещи. Взять, к примеру, главную кузницу итальянских дизайнерских кадров - Политехнический институт Милана. Почти все знаменитые итальянские дизайнеры закончили архитектурный факультет этого института. Многие, став знаменитыми, возвращались в свой институт преподавать. Выпускники прошлых лет помнят, как им читал лекции царь и бог всех нынешних дизайнеров от Америки до Японии - Акилле Кастильоне, как он приходил в аудиторию с большой а-ля Мэри Поппинс сумкой и, вытаскивая оттуда вещи, найденные бог знает где, заставлял студентов про каждую говорить, хорошо или плохо она служит людям. Или другой пример - Рим. В конце 90-х Рим, совершенно, казалось бы, равнодушный к дизайну, вдруг обзавелся суперсовременными телефонными будками, краше которых нет на белом свете - прозрачными просторными кабинами, сделанными как будто из случайно собранных осколков стекла. Создал их Массимо Д`Алессандро - прекрасный дизайнер и штатный преподаватель архитектурного факультета университета в Риме. Тут все ясно - у таких преподавателей есть чему научиться. В наших вузах таких педагогов нет. Но как ни странно, схема - звезд делают звезды - не единственно возможная в дизайнерском образовании. Достаточно вспомнить самое его начало. С нуля Колыбель того, что мы сегодня называем промышленным дизайном, - Баухаус. В 1923 году Баухаус переехал из Веймара в промышленный Дессау, где под руководством Вальтера Гропиуса преподаватели и студенты принялись создавать новое искусство делания "вещи для всех". Промышленное производство объявили двигателем искусств и ремесел, вещь стала производным от своей функции, а ее форма - производной от возможностей современной промышленности. Илья Эренбург, посетивший Дессау в 1926 году, заметил, что главным в Баухаусе считают изобретение "автоматического помойного ведра". Может, звучало это слишком язвительно, зато точно отражало общую идею: утилитарность плюс передовая мысль. В 20-е годы подобное происходило и у нас, в знаменитых ВХУТЕИНе
и ВХУТЕМАСе, к чьим традициям до сих пор принято припадать как к живительному
источнику креатива. Еще бы - там преподавали Родченко, Степанова, Попова
и Лисицкий. Каждый на своем факультете растил, как писал Родченко, "конструктора-художника
с творческой инициативой и технически подкованного". На самом деле
то, что они делали со своими студентами, можно назвать глобальным пересмотром
устройства предметного мира. Родченко учил конструировать не утюги, чайники,
складные стулья, а "металловещи". Идеи, которые рождались там,
практически сразу покорили мир - на Всемирной выставке декоративных искусств
1925 года в Париже публика пришла в восторг от российских экспонатов.
Это и был золотой век нашего промдизайна, и состоялся он в отсутствии
самого "прома", новых технологий, конкуренции, коммерческого
успеха - всего того, без чего сегодня невозможным кажется представить
себе это занятие. Эксперт, #35 (435) от 20 сентября 2004 |
||
comment > Такую тему, как дизайн-образование в России, крайне сложно раскрыть в одной статье популярного журнала - и целого номера не хватило бы. Так что не стоит сетовать на поверхностность, конспективность и популизм этого материала. Статья просто соотвествует формату и жанру. Перечитав текст несколько раз, мы нашли его очень полезным не столько для самих дизайнеров (они-то как раз худо-бедно понимают в теме), сколько – да простят нам сей пафос – для просвещения деловых кругов, на которые и ориентирован "Эксперт". Очень радует нас то внимание, которое в последнее время уделяет этот журнал дизайну. Глядишь, удастся заронить нужным людям в голову мысль, что не одной только нефтью можно зарабатывать, но и мозгами тоже. Мы публикуем эту статью на своем сайте вместо ссылки на источник по следующей простой причине: с выходом следующего номера журнала все материалы предыдущего уходят в закрытый архив. И мало кто из наших читателей станет оформлять себе платную подписку. |
||
© designet.ru, 2000-2004 |