«Форма следует эмоции» – знаменитый девиз немецкой студии Frogdesign
как нельзя лучше отражает суть работы дизайнера. И действительно, любая
вещь, окружающая нас, помимо чисто рациональных свойств и удобства должна
нести в себе некое позитивное начало, вызывающее у нас желание иметь эту
вещь «при себе». Все мы индивидуальны в проявлении своих слабостей и привязанностей.
Однако у каждого из нас есть своя любимая чайная ложка (чашка, кресло,
машина – принципиального значения это не имеет). Мы искренне привязаны
к ней и считаем ее не просто собственностью, но, в какой-то мере и частью
себя. Нам знакомы все ее изгибы и трещинки; мы уверены, что другой такой
ложки нет больше во всем мире. Да, нам известно, что ежедневно с конвейера
сходят тысячи ее близнецов, но от этого для нас она не становится безликой
и менее любимой.
Избежать безликости – вот главная задача дизайнера, работающего над созданием
предметов промышленного производства. История знает немало примеров, когда
продукция, сошедшая к конвейера, обретала не только лицо, но и становилась
символом поколения. Что общего между венским стулом и мотоциклом Харлей
Дэвидсон? И то, и другое – великолепные образцы промышленного дизайна,
не выходящие из моды по сей день.
В советскую эпоху отечественный промдизайн пребывал в неком потустороннем
состоянии. Были интересные «бумажные» проекты, выставки, качественное
образование, живая деятельность внутри профессии, удачные промышленные
образцы и даже серийные модели. Но в основной массе на выходе с промышленного
конвейера нашим взорам представали жуткие артефакты под видом «товаров
народного потребления». Вспомните соковыжималки, по размерам больше похожие
на центрифуги для подготовки космонавтов, или красных лупоглазых крокодилов
Ген из Детского мира…
Однако, вот уже больше 10 лет, как мы живем в постсоветском пространстве.
Профессия промышленного дизайнера становится все более востребованной,
популярной и даже модной.
На мои вопросы любезно согласился ответить Александр Матвеев, главный
редактор Designet.ru – первого отечественного сайта, посвященного промышленному
дизайну.
Итак, что происходит сегодня с российским
промышленным дизайном?
– Я бы сказал, что данная отрасль восстает, подобно Фениксу, из пепла,
но медленнее, чем хотелось бы. Еще 2-3 года назад было ощущение, что еще
чуть-чуть, и произойдет прорыв в этой сфере, но, как видно, это время
пока не пришло. Скорее всего, торможение связано с тем, что уровень развития
клиентов на местном рынке пока весьма невысок (во всех аспектах – эстетическом,
технологическом, финансовом и пр.). Многие даже не осознают необходимость
дизайна. Причем оговорюсь сразу: речь идет не столько о потребителе, сколько
о непосредственном заказчике – в данном случае, отечественном производителе.
Парадокс: часто конечный покупатель оказывается намного более «продвинутым»
в своих запросах, чем тот, кто на этого покупателя работает. Последний
по-прежнему часто предпочитает конкурировать за счет низкой цены, либосчитает,
что «народ все схавает», либо просто боится отойти от стереотипов двадцатилетней
давности. Известный дизайнер Карим Рашид, будучи в Москве, сказал про
современную местную архитектуру очень точное определение – «трусливая».
Увы, то же самое пока можно сказать и про отечественную потребительскую
продукцию.
Возьмем, к примеру, производство бытовой техники и электроники. Вроде
бы здесь без дизайна никуда, но у того же Roverbook или Rolsen вы не увидите
работы отечественных дизайнеров. Обычно предпочитают покупать в комплекте
с железом «проверенные» тайваньские разработки 1-2 сезонной давности,
являющиеся, в свою очередь, перепевами японских и европейских проектов
3-5 летней данности. Получается странная ситуация, когда потенциальная
потребность в промышленном дизайне существует, а реального спроса, выраженного
в заказах, почти нет. Конечно, это лишь первый этап развития, за которым
неизбежно последует потребность в отечественных специалистах.
– Кстати о специалистах. Какие учебные
заведения по подготовке промышленных дизайнеров считаются наиболее престижными
с точки зрения работодателей?
– Еще со времен СССР существовали три лучших заведения с основательной,
качественной подготовкой – это Мухинское училище в Санкт-Петербурге, Строгановка
в Москве, и Свердловский Архитектурный Институт (сейчас – Уральская Государственная
Архитектурно-художественная Академия в Екатеринбурге). Сейчас, конечно,
учебных заведений по данной специальности становится больше, но складывается
серьезный перекос: с одной стороны, по сравнению с Западом, мы выпускаем
куда меньше специалистов, чем нужно, а с другой, учитывая реальный спрос
на специалистов данного профиля в нашей стране, даже это количество выпускников
имеет проблемы с трудоустройством.
На Западе давно уже отработана система рекрутинга, когда представители
крупных промышленных корпораций курируют работу старшекурсников, формируя
темы курсовых и дипломов, часто заказывая конкретные работы, обеспечивая
стажировку и последующее трудоустройство в собственных дизайн-центрах.
Отечественные же производители, в подавляющем большинстве, ничего интересного
пока предложить не могут. Согласитесь, многолетняя и бесперспективная
работа на заводе над дизайном, скажем, дверной ручки модели «Жигулей»
– это яма для творческого человека, из которой и спустя несколько лет
после ухода с предприятия непросто будет выбраться. А из зарубежных представителей
в российские ВУЗы пока не приезжает никто.
Впрочем, первые движения в эту сторону все-таки делаются. В Екатеринбурге,
например, появилась программа, по которой выпускники УрГАХА могут получить
не только российский, но и британский диплом. А это уже путевка для работы
на Западе.
– Значит, на внутреннем, российском рынке
на серьезную работу можно пока не рассчитывать?
– Промышленный дизайн чаще всего связан с «длинными», капиталоемкими проектами,
опирающимися на серьезую технологическую базу и развитый рынок сбыта.
Инвестиции в него за полгода не отобъешь. Сейчас эта сфера менее выгодна
для вложения средств, чем торговля или добыча нефти. И настоящая работа
появится тогда, когда в большинстве сфер промышленного производства будут
исчерпаны возможности примитивной ценовой конкуренции, когда именно дизайн
станет решающим аргументов в конкурентной борьбе. Капиталы станет выгодно
вкладывать в проектирование, вероятно, не раньше этого момента. Будем
надеяться, что он не за горами.
Проблема еще и в том, что дизайн у нас до сих пор не воспринимается, как
серьезное дело, хотя в высокоразвитых странах, к примеру, Великобритании
или Италии, это один из самых высокодоходных бизнесов. Англичане вообще
называют всю совокупность из дизайна, архитектуры, театра, музыки, кино
и т.д. не «сферой культуры» как у нас, а Creative Industry. И всячески
поддерживают на государственном уровне. Вот так-то…
– И все-таки нельзя сказать, что наши выпускники
не ценятся за рубежом. Можно привести в пример того же Владимира Пирожкова,
выпускника Уральской Академии, а ныне – именитого дизайнера, успешно работающего
в крупнейшем мировом автоконцерне…
– Во-первых, Пирожков – еще и выпускник ArtCenter College of Design (Europe),
и именно в этом качестве заинтересовал западного работодателя. Во-вторых,
подобные примеры единичны. Системы, позволяющей нашим дизайнерам свободно
работать и стажироваться на Западе, увы, не существует. Очень много бюрократических
препятствий. Каждый, кто этого хочет, прорывается на мировой рынок поодиночке.
Пример Владимира Пирожкова – это сочетание удачного поворота фортуны с
блестящим умением использовать свой шанс на двести процентов. Вообще,
успех того или иного дизайнера (и не только российского) на международном
уровне определяется не только его талантом, но – более чем наполовину
– личными качествами.
– Какие же качества нужны молодому дизайнеру
для такого успеха?
– Прежде всего – неиссякающая креативность, настоящая одержимость дизайном.
Желание и умение думать о деле круглые сутки, выдавать на-гора одну идею
за другой. Способность усваивать и использовать в работе большие объемы
информации – необходимо быть в курсе буквально всего, что происходит в
профессии и вокруг нее. Развитое восприятие, настоящая гиперчувствительность,
умение замечать в окружающем мире тончайшие нюансы и взаимосвязи.
Важнейшее качество – свое лицо, свой стиль, который строится на целостной
философской концепции. Да, дизайнер – это не художник и не конструктор,
а скорее уж практикующий философ, использующий композиционные и технические
инструменты для реализации своих концепций в материале. Если вы посмотрите
на работы признанных лидеров в этой области – того же Старка, например,
то, без сомнения, заметите, что в любой сделанной им вещи, независимо
от размера и назначения, выражается его собственное видение мира, отношение
к нему.
Из прикладных навыков необходимо совершенное знание английского. Как естественное
продолжение – коммуникабельность, продуманный имидж, умение произвести
впечатление и на единичного собеседника, и на аудиторию. Умение притягивать
к себе деньги и связи, в конце концов.
– Вы много говорили, о том, что промышленному
дизайнеру необходимо ориентироваться на западный рынок.
– Скорее, на глобальный, органичной частью которого постепенно становится
и Россия. Профессионал в каждый конкретный момент работает там, где это
выгоднее в плане материальной отдачи, паблисити и творческого роста. Сейчас
самое интересное для нас происходит в Европе. Что будет завтра? Посмотрим.
Когда в России возникнет реальный, подкрепленный финансовыми и организационными
возможностями, спрос на промышленный дизайн, лучшие мозги и таланты не
заставят себя ждать – они придут на этот рынок готовыми к работе, впитавшими
актуальный мировой опыт.
– Нет ли у вас ощущения, что в европейской
промышленности наступил своеобразный кризис в области дизайна?
– И да, и нет. Есть кризисные явления экономике, которые, наоборот, приводят
к более активному использованию дизайна в качестве лекарства.
Конечно, негативные эффекты есть. Возьмем к примеру тенденцию искусственного
«ускорения», стимулирующего потребителя ежегодно покупать новые и новые
товары. В принципе, та же бытовая техника среднего качества рассчитана
на 10 лет работы, а покупателя вынуждают обновлять ее через год-два. И
работа дизайнера становится дополнительным стимулом для приобретения новой
модели, инструментом не совсем этичной манипуляции. Помимо того, что ежесезонно
создаются новые модные веяния (часто весьма надуманные), дизайн вещи напрямую
зависит от ее конечной стоимости. Чем дешевле модель, например, музыкального
центра, тем больше в ней искусственной дисгармонизации.
В первые месяцы неестественное цветовое сочетание или нарочитость, грубость
формы, пластическая «перенавороченность», избыточность деталей может даже
восприниматься как оригинальное решение, но постепенно начинает исподволь
раздражать обладателя данной модели и тем самым вынуждает его купить новую
вещь. Вот в такие нечестные игры порой приходится играть дизайнеру, работающему
на крупную корпорацию.
– Корпоративный дизайн-центр – это лучшее
место, с точки зрения карьеры, куда можно податься дизайнеру в Европе?
Или существуют другие варианты?
– Это уж кому как нравится. Кто-то предпочитает стабильность и устраивается
на работу в крупную компанию. А кто-то создает свой бизнес. В Европе очень
хорошо чувствуют себя многочисленные независимые студии, к услугам которых
прибегают не только фирмы, не имеющие «карманных» дизайн-бюро, но и крупные
компании, стремящиеся получить в свое распоряжение смелые, перспективные
разработки. Кстати, хорошее финансовое самочувствие студий объясняется
не только большим рынком заказов, но и тем, что клиенты платят дизайнерам
роялти – потиражные отчисления, т.е. проценты от каждого произведенного
по дизайн-проекту изделия. А не скромный фиксированный гонорар, как принято
в России.
Имея постоянную подпитку в виде роялти, многие студии заняты т.н. дизайнмейкерством.
Это когда дизайнеры разрабатывают проекты «для себя», чтобы затем производить
по ним вещи под собственным брэндом. Для таких студий-производителей существуют
свои специализированные выставки, например, «100% design» в Лондоне. В
данном случае дизайн и производство слиты воедино, и вкусы заказчика не
мешают талантливому дизайнеру претворить свою идею в жизнь. Потребитель
там, в Европе, найдется обязательно – и тиражи в этой сфере, как правило,
небольшие, и рынок очень развит.
А если уж кому-то совсем невмоготу работа даже в небольшой студии – можно
работать по контракту, стать фрилэнсером, «вольным художником», если можно
вообще так выразиться о представителях нашей в высшей степени практичной
профессии.
– Неужели здесь нет места для «чистого»
искусства?
– Однозначно, нет. Отвлеченной, абстрактной «чистоты» дизайнер вряд ли
может достичь, в отличие от того же скульптора или живописца. Даже при
создании концептов он четко представляет себе, для чего вещь может быть
использована, и, более того, кем в итоге востребована. Наша работа далека
от витания в облаках. Проектирование – это сложный многофакторный расчет,
пропущенный через сито вкуса и интуиции. Причем методика проектирования
принципиально одна везде – и для самолета, и для шариковой ручки. Другое
дело, что, принимаясь за конкретный заказ, ты должен уметь быстро усвоить
необходимый стартовый объем знаний по данной отрасли промышленности.
И еще: готовый дизайнерский продукт – это плод коллективного творчества.
За ним почти всегда стоит команда, в которой кто-то генерирует идею, кто-то
развивает ее, кто-то адаптирует к технологиям и т.д. А в результате мы
приходим в магазин и видим вещь, которую хочется потрогать, взять в руки,
иметь у себя дома, которая готова быть нашим верным другом и помощником.
И если это ощущение достигнуто, значит, наша работа сделана хорошо.