+ 26.06.2003> Заметки о летнем просмотре работ ВАШГД / 2003 /
 



























































































































































































































Со второй попытки мне удалось-таки попасть на семестровый просмотр в ВАШГД. Первая попытка была сорвана тем, что на прошлый просмотр, в прошлом же году, я пришел не в тот день. По понятным причинам я никого и ничего не застал, вследствие чего громко и изощренно ругался на тему собственного раздолбайства, несправедливости жизни и плохой погоды. В этот же раз удалось не только прийти в "правильный" день, но и даже раньше "правильного" времени, из-за чего было совершено два похода в за пивом и прочитано две газеты.

Теперь поделимся впечатлениями.

Первое. Порадовали студенты.
Большей частью это люди, которые хотят чего-то реально сделать и чему-то реально научиться (ну или мне так показалось), а не потому что "дизайнер - профессия модная, и вообще папа сказал, что не хрен мне у ящика сидеть и по клубам шастать". В отличие от Международного Института Рекламы, где таких "товарищей" хватает, правда, не все из них там задерживаются. И еще мне в них порадовало спокойное восприятие критики (о чем позже). В общем, неплохие мальчишки и девчонки, хотя у некоторых мне не нравится манера одеваться. Впрочем, чего я придираюсь, это ж дизайнеры, им можно. Сам, в конце концов, такой.

Второе. Сам смотр.
Меня, естессно, интересовал 3-й этаж - это где мастерские Эркена Кагарова и еще одного мэтра дизайна, имя-фамилию, к стыду своему, забыл - здесь студенты упражнялись в рекламе, упаковке, журналах и т.п. Подготовка к "защите проектов" напомнила мне сдачу диплома - бардак, ничего не готово, куда-то что-то пропало, тут еще не успели повесить. Правда, у меня на дипломе был еще более глобальный бардак, который только усугублялся раздолбайством преподов. "Картинки с выставки" вы сами увидите в репортаже господ Александра Матвеева и Владимира Самойлова, ибо они там были, все это видели, засняли на фотокамеру, хотя и не дождались "защиты проектов", преждевременно покинув заведение. Я же ограничусь комментариями о происходящем.



Сам смотр происходил таким образом. Сергей Иваныч Серов ходил с руководителем мастерской от проекта к проекту, производился опрос "что? зачем? почему? еще вопросы? как оценивать будем?" и затем осуществлялся переход к следующему стенду вместе с толпой зрителей.



На первом этаже - мастерская Тагира Сафаева, где оценивалось, как его подопечные справились с неким набором типовых заданий по типографике и пр., в том числе фотография и редизайн автобусного билета. В остальном я не эксперт и оценок давать не буду. Ну, так вот, фотографии бездарные - ибо фотографии надо серьезно учиться, говорю как ассистент фотографа.

(Прим. DN: здесь "акела промахнулся". Фотография не была предметом задания. Оно заключалось в создании типографических композиций на основе фотографий. Соответственно, качество "исходного материала" принципиального значения не имело, хотя влияло на восприятие. Особо хочется отметить подачу работ, наконец достигшую нормального европейского уровня).



И большая часть проектов по автобусным билетам либо технически нереализуема (придется изобретать спецнумератор), либо экономически невыгодна (4 краски), либо и то и другое. Может я слишком придираюсь, но все-таки неплохо бы полет мысли иногда возвращать на землю и делать мало того, что реализуемые вещи, но и утилитарные (ибо дизайн иных билетов напоминал флаер на вечеринку). Впрочем, один редизайн билета меня крайне порадовал (сразу видно было, что делал приличный коммерческий дизайнер) - он похож на нынешний, с магнитной полосой, с указанием числа поездок и буковкой "А" вверху. Просто и со вкусом, не говоря уж об экономичности. Все-таки, я считаю, что дизайн - штука прикладная, и даже при полной свободе творчества неплохо бы учитывать технологические и экономические факторы.

(Прим. DN. Крайне спорное утверждение для учебной задачи первого курса. Почему - смотрите наш комментарий в конце.)

На второй этаж - упражнения в графике - я откровенно забил, ибо сия часть экспозиции была для меня неимоверно скучна и не несла практической ценности.

(Прим. DN : Нам второй этаж тоже показался скучноватым, но кое-что все же запомнилось.. см. картинки слева).


Зато на третьем этаже было то, что меня весьма интересовало. А именно, чему их там учат в рекламном, журнальном и книжном дизайне, есть ли чему поучиться, чего позаимствовать.

Что касается книжек - меня охватывает чернющая зависть, что они так могут, а я не могу, потому что клиенты, заразы, не дают поэкспериментировать на их деньги, а на свои экспериментировать - желания нет.
Что касается журнальных разворотов и газет - да, я тоже так не могу. Поэтому завидую.

А вот что касается рекламы, упаковки, журнальных обложек - то тут завидовать прямо скажем нечему. Не только новых идей, но и просто по-настоящему качественных работ мало.

Что касается рекламы, то задача была такая - выбрать товар, придумать название, упаковку, биллборд и нестандартный рекламный носитель. И вот тут выясняется, что ребята плохо прорабатывают маркетинговые составляющие (или вообще не обращают внимания на них) при нэйминге, упаковке, при создании рекламы. То есть, грубо говоря, у них не выработано отношение к работе как к реальному заказу - "сделал не так - рынок не воспринял - провалил продажи - потерял клиента". Тут явная недоработка преподавателей. Можно конечно сказать, что "мы хотели дать полную свободу творчества", на что я считаю, что за "полную свободу творчества" рынок (т.е. в конечном счете, заказчик) поставит в позицию и знатно поимеет. Моя версия слова "свобода творчества" - есть четко очерченные рамки, есть грамотная описаловка "для кого? почему? зачем?" и нет придурка-клиента. "Несвобода творчества" - есть придурок-клиент, который еще и не знает чего хочет.



Так вот вернемся к маркетинговым и прочим составляющим. Много невнятных реклам, плохо объясняющих суть товара, слабо связанных с товаром, не побуждающих к действию и т.д. Из разряда "симпатично, но бестолково". Особенно яркие ошибки в наружке - видимо главные термины "время контакта" и "ударное пятно" еще не знакомы студентам. Ошибки в упаковке - там доставалось от Эркена Кагарова, это его вотчина. Есть ошибки с позиционированием товара - элитного чая в пакетиках не бывает; кобель на презервативах "Рэкс" (на мой взгляд, плохое название) и агрессивная манера исполнения упаковки может отпугнуть представительниц женского пола (потеря серьезного сегмента рынка).



Ошибки нэйминга - чай "Мин" ("Min") с крайне неудачным латинским вариантом, водка "Бля" которая просто не выйдет в свет никогда - не пройдет регистрацию, а если пройдет (но тут нужны очень серьезные взятки), то антимонопольный комитет завернет из-за вопиющего нарушения закона "О рекламе". Тем более непонятно для кого водка предназначена - по оформлению и названию это дешевая водка для "синяков", но те всегда клали на рекламу, потому что им нужен результат (то есть нажраться) за самые минимальные деньги. Такие трюки в реальной жизни не прокатывают. Преподаватели просто обязаны это объяснять. Ну и к тому же ребята не умеют (за редким исключением) писать нормальные слоганы и рекламные сюжеты.







(Прим. DN : На фотографиях вверху - работы студентов, вывешенные на 3-м этаже и представленные на выставке <Юрий Гулитов и студенты. Шрифтовые ремиксы>, проходившей 17 - 20 июня в Пинакотеке. "Бодони, Дублон, Проун, Моноконденс, Гермес и другие шрифтовые шлягеры перепеты на новый лад преподавателем и студентами Высшей академической школы графического дизайна с помощью парадоксального использования <низких> технологий" ).

Но все-таки кого-то надо выделить.

Начнем с Михаила Губергрица. По его работе "Фольга Фогеля" сразу читается хороший грамотный коммерческий дизайнер. Потом отметим барышню с "энергетическим мороженым в тетрапаках" - за безумную храбрость в начинании, ибо я считаю, что подобный реальный продукт благополучно провалится. Хотя хрен его знает - пьют же "Пепси-лайт" и едят же лапшу "Доширак". Затем отметим барышню со слоганом для мирексовких болванок "вечней только солнце". И под конец отметим очень и очень хороший стиль для чая "Мин" и листовки-листья для него.

Что касается журнальных обложек - те же ошибки позиционирования, ошибки в стилистике, в названиях. Например, обложка журнала для домохозяек "Наталья" (типа конкурент "Лизы") оформлена в духе журнала "КАК". Провальные продажи обеспечены. Журнал об электронной музыке "Роман" - тоже достойный путь завалить издание. Нет чтоб "сэмплер", "44100", "16 килогерц" - обязательно "роман". Жаль, не удалось узнать мнение автора, почему было выбрано именно это название. Своеобразная обложка журнала "Светлана" - самый прямой путь не увидеть его на развалах и лотках. Мдааа...

(Прим. DN : тут "акела промахнулся" во второй раз. Учебное задание заключалось в том, чтобы студент - Роман, Наталья, Светлана и т.д. - сделал обложку журнала про себя.
Слева - еще немного из того, что нам запомнилось - каллиграфические работы студентов сделанные в мастерской Евгения Добровинского).

Обо мне любимом
После вопросов о подаче товара и его рекламе в работах студентов Сергей Иваныч назвал меня "экспертом по рынку", "независимым экспертом" и кем-то там еще. Приятно конечно, но я ожидал, что гонять по этой теме должны были преподаватели. По публике пошел шепот "а это типа кто такой?" с ярко выраженной формой удивления. Оказывается, до меня такие деятели не появлялись и не задавали столь подозрительных вопросов. Вылилось это помимо звания "независимого эксперта" в вопросы "а ты в рекламе работаешь?", "а где ты этому учился?", и что весьма меня поразило, в вопросы "посмотри на мою работу, что ты о ней думаешь?". Даже была одна просьба обязательно прийти на следующий смотр, типа понравилась моя критика. При этом одной барышне был написан "список литературы" для просвещения и настоятельная просьба поделиться этим списком с другими.

Кстати, о критике. Наши мальчишки и девчонки удивительно спокойно воспринимали критику во время "защиты проекта". Вот если б у меня на дипломе явился кто-то посторонний и стал задавать вопросы, на которые я не могу найти ни одной приличной отмазки, я бы его мысленно сразу убил, ибо этот гад нагло плющит мне оценку. Вероятно, просто в ВАШГД оценки - это не главное.

Итак, выводы
В ВАШГД из студентов сделают хороших дизайнеров, но плохих рекламистов. На этот фактор постоянно жалуются HR-менеджеры рекламных агентств: "Рисуют че хотят, а не то, что надо". Есть Международный Институт Рекламы, где сделают из них неплохих рекламистов, научат грамотно ставить задачи, слегка научат копирайтингу, но дизайнеры там из них будут отвратительные. Вот если бы уши Ивана Иваныча к носу Петра Петровича...

Итак, что неплохо бы сделать для исправления не самой радостной ситуации с подготовкой молодых кадров. Ввести курс "юзабилити" т.е. "удобопользования" - для понимания "зачем и почему" и "как удобнее". Или хотя бы курс веб-дизайна - для повышения творческой дисциплины. Считаю необходимыми курсы по копирайтингу и основам маркетинга, а также лекции о нюансах и деталях рекламной жизни. Все для чего? Хороший дизайнер - это еще и маркетолог, копирайтер, медиапланер, аналитик, мерчендайзер, аккаунт-менеджер - если он хочет иметь минимум проблем, делать достойные работы, лихо их защищать их перед клиентом, при этом с ним дружить и быть готовым предложить нестандартные пути решения задачи и т.д. и т.д. В конце концов, чтоб прилично получать, а потом пролезть на пост арт-директора и потом получать еще больше, а потом пролезть на пост креативного директора и иметь еще больше денег. Во как.

З.Ы. Ситуация с мультимедиа-дизайном, судя по промо-диску ВАШГД, просто плачевная.
З.З.Ы. Как обычно проблема в преподавателях. Точнее в их качественной и количественной нехватке.

Гряцких Алексей
(дизайнер, копирайтер и так далее и можно продолжить)

 
  comment

> Вот какие заинтересованные зрители ходят на просмотры студенческих работ в ВАШГД. Побольше бы таких :-)

Хотя есть о чем и поспорить. Вполне понятно желание автора скрестить коня и трепетную лань: кабы к творческому уровню да еще маркетинговую ушлость… Нам же кажется, что важнейшая задача любой школы - максимально развить творческий потенциал студентов, научить будущих дизайнеров ломать штампы и выходить за рамки, привить вкус к свободе мышления. Что ВАШГД и делает великолепно. Это - ядро, а все стальное - суть фичи, надстройки, не более.

Коммерческая сторона профессии важна (иначе это не профессия, а хобби), но если на неокрепшие студенческие крылья с первого же курса навешивать реальные маркетинговые, технологические и прочие гири, то ничем хорошим это не кончится. Тяжелую атлетику оставим для дипломников. Остальным полезнее будет сначала научиться летать, а потом поднимать вес. Сам же автор пишет: "Есть Международный Институт Рекламы, где сделают из них неплохих рекламистов…, но дизайнеры там из них будут отвратительные". А иного и быть не может. Дизайн и реклама - суть явления не только разные, но во многом антагонистические.

Наше впечатление: летний просмотр 2003-го оказался заметно слабее зимнего. В кулуарах студенты охотно соглашались с такой оценкой, объясняя это большой занятостью (все активно работают параллельно учебе). Вот и говорите после этого о коммерческой невостребованности воспитанников школы :-)
 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100