+ 05.03.2003> Музей Junkers-а (Дессау, Германия). От водонагревателей до самолетов / ч.1

 

 

Мало чем примечательное место на карте Германии времен Второй Мировой Войны - городок Дессау, тем не менее, был одной из важнейших стратегических целей авиации Антигитлеровской коалиции. Дело в том, что именно в Дессау, располагался завод Юнкерса - предприятие, выпускавшее знаменитые военные самолеты для нужд Третьего Рейха. Именно из за такого опасного в военное время соседства, Дессау очень сильно пострадал во время бомбежек.

Мало кто знает, что за громким названием самолета - "Junkers", известному нашему поколению по фильмам и книгам о Войне, стоял живой человек - доктор, профессор, неутомимый изобретатель и талантливый организатор, блестяще образованный человек - Хуго Юнкерс.

Сейчас на месте старого завода Юнкерса - новый огромный ангар, в котором находится Музей техники Юнкерса. На подходах к ангару уже издалека виднеются силуэты самолетов, которые при ближайшем рассмотрении оказываются старыми советскими МИГами. Сюрприз, сюрприз… я-то думал, что найду тут немецкие самолеты первой половины ХХ века, а увидел, первым делом, лишь наши истребители относительно недавнего прошлого. Притом, самолеты явно позабыты, позаброшены и музей, по всем признакам, особенной популярностью не пользуется. Тем лучше - никто не будет мешать просмотру экспозиции.



Рядом со старыми МИГами стоит полицейский вертолет с нарисованным на нем задорно-хулиганским, розовым котом. "Здесь были посетители", - догадался Штирлиц. Потом еще один остов вертолета, в который можно забраться и сделать героическое лицо. По всей видимости, возможностью забраться внутрь местные любители техники слишком уж злоупотребляли, т.к. от экспоната почти ничегошеньки и не осталось.

Вся экспозиция под открытым небом производила впечатление полной заброшенности и неприкаянности. Усугублялось это тем, что в пределах видимости не было ни одной живой души. Впрочем, беспокоиться о сохранности экспонатов, дирекции музея не приходится - все, что можно было растащить или сломать, уже растащено и сломано, а оставшиеся на месте фюзеляжи боевых самолетов не по зубам подростку-вредителю.

Осмотр заброшенных самолетов и вертолетов занял ровно столько времени, сколько понадобилось, чтобы бодрым шагом обойти их, залезть в вертолет и сфотографироваться. Все. Больше там делать было нечего, и с трудом отыскав вход среди множества, похожих друг на друга, закрытых дверей, я вошел внутрь. Не могу сказать, что в этом музее я бы задержался надолго, если бы не экспозиция по истории завода, где я нашел очень интересные для меня материалы и еще одна дополнительная выставка. Но об этом позже…





А основной выставочный зал воображение не поражает. В центре зала стоит здоровенный пассажирский, завода Юнкерса, самолет "J-52" (на фото внизу - его суровая кабина изнутри) , начала 30-х годов, чуть в стороне опять же наши МИГ-18 (вверху) и Як-37 (чуть ниже). Много отдельно стоящих моторов и запчастей, которые мне, как человеку от технической мысли далекому, мало что говорили. Конечно, любой механизм, хорош собою, как олицетворение чистой функции, не отягощенной внешним стайлингом. Но это отнюдь не причина надолго в восхищении замирать перед очередным авиационным двигателем, или механизмом, непонятного мне назначения.



Много витрин с костюмчиками пилотов, со всякими причиндалами путешественника того времени, мимо которых проходишь едва замедляя шаг. Так что многое в экспозиции едва ли заслуживает рассмотрения. Совсем другое дело - стенды с техническими рисунками самого Хуго Юнкерса, очень напоминающими наброски Леонардо по летательным аппаратам и прочей технике. Юнкерса можно отчасти назвать и дизайнером, в изначальном "конструкторском" понимании этого слова. Ведь его авторству принадлежит масса технических новшеств в конструкции самолетов.



Конечно, это не дизайн в смысле "техническая эстетика". Боевой самолет не предназначен, в отличие от автомобиля, вызывать какие-либо положительные эмоции своим внешним обликом. Пилоту, конечно, должно быть удобно сидеть и хорошо видать окрестности, но на этом вся эргономика заканчивается. Все остальное направлено только на максимальную эффективность машины. Боевая техника сама по себе настолько убедительна в своей функциональности, что может позволить себе не заботиться о внешнем облике, коль скоро облик этот максимально соответствует функции.

Танк или самолет максимально графичны, и даже упрощенный, схематичный силуэт, как одного, так и другого ни с чем не спутаешь. Подобно часовому механизму, который не предназначен для того, чтобы быть на виду, боевая машина красива сама по себе, без внесения элемента "украшательства". Я готов любоваться силуэтом истребителя. Пусть он и неподвижен, но во всем его облике олицетворение скорости и динамики.

Но, вот ведь какая штука - динамика силуэта, сопряжения форм делались такими, какие они есть, вовсе не из расчета порадовать мой внимательный глаз. Это глаз сам радуется тому, что видит перед собой. Тут вступают в действие какие-то иные механизмы восприятия. Так же, как, на мой взгляд, нет некрасивых животных, так и любая машина, в которой воплощена только ее чистая функция, будет для меня внешне красивой и достойной любования. И, опять же, сравнивая боевой самолет с автомобилем, придется признать, что он не настолько рыночный продукт. А одно из основных качеств ремесла дизайнера - "продажность", в смысле привлекательности для покупателя. Истребитель же покупают исходя из несколько иных соображений. Поэтому, не каждый дизайнер будет конструктором, а, вот, пожалуй, каждый конструктор, невольно становится еще и дизайнером.



На экспозиции, посвященной истории завода, особенно порадовал мое сердце графика, стенд с вариантами знака Юнкерса. И за дизайнера, который знак разрабатывал, я тоже порадовался - так приятно, когда заказчик выбирает лучший вариант (который в центре)! Надеюсь, что и гонорар за разработку айдентики был тоже неплох. Знак был зарегистрирован 17 июля 1929 года. Заявка на регистрацию была подана 23 марта того же года. Получается, что регистрация товарного знака заняла почти четыре месяца. Понятное дело, что быстрее, чем это делается сейчас - в конце тридцатых не нужно было перелопачивать такое количество аналогов для проверки знака на чистоту и оригинальность.

Найти имя дизайнера мне не удалось, поэтому хочется высказать предположение, что к этому мог иметь прямое отношение кто-нибудь из выпускников или студентов Баухауса. А что, вполне вероятно. К кому еще обратиться господину Юнкерсу? Благо, Школа была уже к тому времени была известная, да, и находилась совсем рядом с заводом….



С приветом,
Митя Харшак

Дальше читайте вторую, не менее интересную часть про такую, казалось бы скучную вещь как водонагревательные колонки от Юнкерса.

 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100