181
- Javier Mariscal: "Duplex" (1980)
197
- Jorge Pensi: "Toledo" (1986)
209
- Philippe Starck: "W.W. Stool" (1990)
210
- Mario Botta: "Botta 91" (1991)
212
- Philippe Starck: "Louis 20" (1991)
|
Естественно, что параллельно процессу вхождения мебели в художественный
контекст, потребности массового потребления и "многотиражность" никуда
не пропадали и востребованность дизайнерских решений, направленных на максимальную
унификацию и упрощение производственного процесса не только не снижалась, а, наоборот,
росла с небывалой силой. 80-е годы едва ли возможно четко классифицировать. Стилем
становится отсутствие стиля, основным признаком - смешение признаков, эклектичность,
стилизация. Одновременно находят себе применение и концепции конструктивизма,
и органический дизайн, и высокотехнологичные эксперименты с новыми материалами,
и минимализм.
165
- P. Lomazzi, J De Pas, D. D'Urbino "Joe" (1970) 167 - Studio 65:
"Bocca" (1970)
Иконой конца 80-х и всех 90-х становится Филипп
Старк. Универсальный дизайнер, проектирующий все от зубной щетки до здания, от
соковыжималки до автомобиля. В своих высказываниях Старк не раз обращает внимание,
что его основной задачей является проектирование с целью максимального удешевления
производства и, тем самым, привнесения высоких образцов дизайна в массы. Надо
сказать, что подобная концепция была сформулирована еще Хансом Майером, когда
тот возглавил Баухаус в 1928 году.
189
- Gaetano Pesce "Greene Street Chair" (1986) 192 - Ron Arad "Well
Tempered Chair" (1986)
Ох, терпеть не могу словечки, типа "культовый",
"знаковый" - настолько ослабели и выхолостились они за последние годы,
но, рассказывая об этой выставке, боюсь, без них не обойтись. За каждым экспонатом
такая мощная энергетика, каждый из них привнес что-то новое в дизайн, каждый из
них может рассказывать о своем времени и, одновременно, гармонично вписываться
в сегодняшний день. Здорово, когда живьем видишь оригиналы многочисленных клонов
и стилистических повторов. Так вот, оказывается, откуда ноги растут! Или, когда
видишь реальное изделие, а не картинку в каталоге или журнале. Или, просто, когда
видишь настоящее произведение искусства, безупречное по форме, уникальное по характеру
и глубокое по идеологической его составляющей.
183
- Philippe Starck (1981-83)
Мы привыкли смотреть на мебель сверху вниз
с потребительской точки зрения. Я думаю, что привычная перспектива восприятия
стула или кресла в данном случае нарушена преднамеренно и не только в связи с
тем, что экспозиционные площади не бесконечны. Скорее, у устроителей выставки
стояла задача изменить "угол зрения" (в данном случае, не только в переносном,
но и в прямом смысле) на такой, с первого взгляда, сугубо утилитарный продукт,
как стул или кресло. Прозрачный постамент экспонатов позволяет заглянуть "под".
Туда, куда обычно взгляд проникает только в случае генеральной уборки (да, и то
не всегда). Наиболее известные экспонаты вынесены из общего ряда вещей и выставлены
отдельно на выступающих из стены кубах, внутри которых для интересующегося зрителя
стоят мониторы. На экранах внутри таких постаментов разворачивается вся жизнь
Изделия, начиная от почеркушек и эскизов, через создание деревянного макета, или
оттачивание формы в пластилине до процесса промышленного производства. На мониторы
эти смотреть можно бесконечно, поверьте. Процесс создания Вещи завораживает! 208/209
- Aldo Rossi "Parigi" (1989) / Philippe Starck "W.W. Stool"
(1990)
И, если с образами, виденными на экспозиции, ну никак не расстаться,
то при выходе можно купить себе на память уменьшенные модели самых известных стульев
и кресел. Игрушки эти делаются в точном соответствии с технологией их реальных
прототипов, из тех же самых материалов. Но и стоят они от 200 до 400 Евро. Многие
реальные изделия, представленные на выставке можно купить в мебельных магазинах
за гораздо меньшие деньги.
Интересная выставка получилась – многие из экспонатов
окружают нас в реальной жизни. Или не они собственной персоной, а их двойники
и копии. Теперь буду внимательнее присматриваться к тому, на что сажусь. Вдруг
музейная вещь?
Митя Харшак специально для Designet.ru 3 февраля,
Берлин
<< Начало осмотра
(часть 1)
Обзор написан автором, во время пребывания на стажировке
в Баухаузе. Текущие репортажи можно почитать здесь.
Сайт
дизайн-музея Vitra: http://www.design-museum.de/
|