+ 05.02.2003> Выставка «Take a seat». Берлин, Vitra Design Museum / часть 2

 













181 - Javier Mariscal: "Duplex" (1980)


197 - Jorge Pensi: "Toledo" (1986)


209 - Philippe Starck: "W.W. Stool" (1990)


210 - Mario Botta: "Botta 91" (1991)


212 - Philippe Starck: "Louis 20" (1991)

Естественно, что параллельно процессу вхождения мебели в художественный контекст, потребности массового потребления и "многотиражность" никуда не пропадали и востребованность дизайнерских решений, направленных на максимальную унификацию и упрощение производственного процесса не только не снижалась, а, наоборот, росла с небывалой силой. 80-е годы едва ли возможно четко классифицировать. Стилем становится отсутствие стиля, основным признаком - смешение признаков, эклектичность, стилизация. Одновременно находят себе применение и концепции конструктивизма, и органический дизайн, и высокотехнологичные эксперименты с новыми материалами, и минимализм.


165 - P. Lomazzi, J De Pas, D. D'Urbino "Joe" (1970)
167 - Studio 65: "Bocca" (1970)

Иконой конца 80-х и всех 90-х становится Филипп Старк. Универсальный дизайнер, проектирующий все от зубной щетки до здания, от соковыжималки до автомобиля. В своих высказываниях Старк не раз обращает внимание, что его основной задачей является проектирование с целью максимального удешевления производства и, тем самым, привнесения высоких образцов дизайна в массы. Надо сказать, что подобная концепция была сформулирована еще Хансом Майером, когда тот возглавил Баухаус в 1928 году.


189 - Gaetano Pesce "Greene Street Chair" (1986)
192 - Ron Arad "Well Tempered Chair" (1986)

Ох, терпеть не могу словечки, типа "культовый", "знаковый" - настолько ослабели и выхолостились они за последние годы, но, рассказывая об этой выставке, боюсь, без них не обойтись. За каждым экспонатом такая мощная энергетика, каждый из них привнес что-то новое в дизайн, каждый из них может рассказывать о своем времени и, одновременно, гармонично вписываться в сегодняшний день. Здорово, когда живьем видишь оригиналы многочисленных клонов и стилистических повторов. Так вот, оказывается, откуда ноги растут! Или, когда видишь реальное изделие, а не картинку в каталоге или журнале. Или, просто, когда видишь настоящее произведение искусства, безупречное по форме, уникальное по характеру и глубокое по идеологической его составляющей.


183 - Philippe Starck (1981-83)

Мы привыкли смотреть на мебель сверху вниз с потребительской точки зрения. Я думаю, что привычная перспектива восприятия стула или кресла в данном случае нарушена преднамеренно и не только в связи с тем, что экспозиционные площади не бесконечны. Скорее, у устроителей выставки стояла задача изменить "угол зрения" (в данном случае, не только в переносном, но и в прямом смысле) на такой, с первого взгляда, сугубо утилитарный продукт, как стул или кресло. Прозрачный постамент экспонатов позволяет заглянуть "под". Туда, куда обычно взгляд проникает только в случае генеральной уборки (да, и то не всегда). Наиболее известные экспонаты вынесены из общего ряда вещей и выставлены отдельно на выступающих из стены кубах, внутри которых для интересующегося зрителя стоят мониторы. На экранах внутри таких постаментов разворачивается вся жизнь Изделия, начиная от почеркушек и эскизов, через создание деревянного макета, или оттачивание формы в пластилине до процесса промышленного производства. На мониторы эти смотреть можно бесконечно, поверьте. Процесс создания Вещи завораживает!


208/209 - Aldo Rossi "Parigi" (1989) / Philippe Starck "W.W. Stool" (1990)

И, если с образами, виденными на экспозиции, ну никак не расстаться, то при выходе можно купить себе на память уменьшенные модели самых известных стульев и кресел. Игрушки эти делаются в точном соответствии с технологией их реальных прототипов, из тех же самых материалов. Но и стоят они от 200 до 400 Евро. Многие реальные изделия, представленные на выставке можно купить в мебельных магазинах за гораздо меньшие деньги.

Интересная выставка получилась – многие из экспонатов окружают нас в реальной жизни. Или не они собственной персоной, а их двойники и копии. Теперь буду внимательнее присматриваться к тому, на что сажусь. Вдруг музейная вещь?

Митя Харшак
специально для Designet.ru
3 февраля, Берлин

<< Начало осмотра (часть 1)

Обзор написан автором, во время пребывания на стажировке в Баухаузе. Текущие репортажи можно почитать здесь.

Сайт дизайн-музея Vitra:
http://www.design-museum.de/

 
  comment

> В своей статье-обзоре Митя сделал столь подробный исторический экскурс, что можно предвидеть ее активное цитирование в студенческих курсовых. Так, хватит списывать! :-)
 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100