+ 26.01.2003> Дмитрий Азрикан. «Is PC really P?»

 

 

Является ли персональный компьютер действительно Персональным? С приближением конца Эпохи Массового Производства дизайнеры должны существенным образом пересмотреть методологию профессиональной деятельности.

Как мы покупаем персональный компьютер?

Посещая компьютерный магазин или пролистывая каталоги, мы пытаемся согласовать наши потребности, настолько неопределенные, насколько мы неопытны, с предложением. Мы рассматриваем сотни комбинаций параметров hardware с пакетом software и, наконец, делаем выбор, соответствующий нашим финансовым возможностям и будущей компьютерной деятельности. Если мы покупаем эту машину не просто для развлечения, то можно быть уверенным, что в 90% случаев мы сделаем неправильный выбор. Это плохо, если мы собираемся использовать покупку для выполнения профессиональной работы. Сочетание наших профессиональных, коммуникативных, развлекательных, образовательных и других персональных потребностей всегда уникально.

В процессе покупки мы не можем изменить комбинацию software, предложенную внутри определенного комплекта hardware, даже если не собираемся использовать что-то из нее. Мы не можем модифицировать набор hardware или заданные параметры. Мы вынуждены приобретать все, что счел необходимым для нас производитель. «Мы, Народ...» («We the People….» – начало текста Конституции США). Но в этом особом случае мы не просто народ, а множество индивидуальностей. Один размер не подходит для всех, хотя Генри Форд жизнь положил, чтобы доказать обратное.

В действительности процесс персонализации нашего персонального компьютера начинается уже после того, как он был доставлен, инсталлирован и приведен в действие. Мы притащили в свой дом или офис килограммы пластика и металла, чтобы только начать приобретать то, что нам действительно нужно. Как мы это делаем? Мы совершенствуем (upgrade) приобретенное. Точнее говоря, мы трансформируем (re-grade) это.

После пары месяцев работы не существует двух похожих друг на друга ПК. Уйма бесполезных программ оказалась стерта, а вместо нее инсталлировано множество полезных и пригодных. Чем более профессионален пользователь, тем сильнее изменился программный пакет. Что на сегодняшний день подразумевается под совершенствованием (upgrade), процессом, в который вовлечена масса людей и техники по обе стороны прилавка? Это означает попытку производителя создать сборочный конвейер, функционирующий после сбыта. Но производители могут и должны дать нам возможность начать процесс совершенствования (upgrading) до покупки чего бы то ни было.

Этот пример доказывает, что философия массового производства в эпоху все большей индивидуализации потребностей человека является бесперспективной.

Может ли персональный компьютер стать более персональным уже на полке магазина?

Представим себе возможный будущий процесс покупки Персонального персонального компьютера, когда (актуально или виртуально) приходящий в магазин покупатель будет заполнять анкету, которая поможет ему уточнить действительно персональные или семейные нужды и финансовые возможности. После получения ответов компьютеризованный продавец предложит консультацию или выбор. Затем покупатель рассмотрит предложение и сможет модифицировать его до тех пор, пока оно не совпадет с его потребностями.
Значительная доля монтажных приспособлений разместится непосредственно в магазине. Серийно произведенные компоненты hardware, корпус, аксессуары и программный пакет будут доставляться в магазин с завода.

Компьютеризованная сборка машины и инсталлирование software в соответствии с результатами опроса покупателя, произойдет в магазине. Если кто-то из покупателей не захочет приобретать продукт, выполненный по индивидуальному заказу, он купит имеющиеся в наличии модели.

С точки зрения технологии компьютерная индустрия уже имеет все необходимое для того, чтобы сделать вышеописанный процесс реальностью. Вопрос в том, как совместить технологию с современными финансовыми и психологическими ограничениями.

Таким образом, новейшие технологии позволяют нам вернуться назад, в эпоху индивидуального ремесленного производства. Но не совсем назад. Сходство с ремеслом сохраняется лишь в индивидуализированном характере производства. Другими чертами современного ремесла станут индустриальные технологии, массовое производство компонентов, компьютерный дизайн, маркетинг и менеджмент.

PC – Персональный автомобиль (Personal Car)

Другим примером этой тенденции служит автомобильный дизайн. Я не уверен, что сидя в машине друг за другом и глядя прямо вперед, как солдаты, люди во всем мире абсолютно счастливы. Безопасность? Бросьте! Если бы автомобильная индустрия действительно заботилась о безопасности, то уже давно обеспечила бы потребителей подлинно активной безопасностью, вместо привязных ремней и смертельно опасных воздушных подушек.

Представим себе, что авиаиндустрия сделала бы подобную ошибку и придерживалась концепции пассивной безопасности. Много ли воздушных подушек и «усиленных панелей» пригодились бы авиапассажирам после катастрофы? Вместо этого авиаинженеры пытаются усовершенствовать навигационный контроль, надежность управления и двигателя, для того чтобы предотвратить аварию. К несчастью, они не добиваются 100% успеха, но этот путь представляется более эффективным.

Военные технологии позволяют поразить ракету, приближающуюся со сверхзвуковой скоростью, другой ракетой или лазерным лучом. Можно попытаться использовать подобную сложную электронику военных инженеров для защиты машин от опасной скорости, неприемлемо близкой дистанции, неожиданного столкновения, потери контроля, повреждений трассы или других коллизий до того, как авария произошла. Чтобы использовать эти технологии, не нужно изобретать ничего нового. Возможно, осуществление этого будет дорогостоящим, но что может быть дороже человеческой жизни? Пересмотрев философию автомобильной безопасности, мы можем пересмотреть всю концепцию автомобильного дизайна.

РС может означать почти то же самое – Персональный Автомобиль. Небольшие сборочные конвейеры обеспечат потребителей мириадами индивидуальных моделей, основанных на общей технической платформе. Вот несколько примеров социально и функционально индивидуализированных машин:

Машина для офиса

Необычный одно-двухместный автомобиль, в салоне которого широкий выбор рабочих поверхностей, контейнеров и отделений для любого офисного оборудования разнообразного назначения. Этот вид транспортного средства остро необходим для многих профессий: агентам по недвижимости, страховым агентам, коммивояжерам и др.

Машина-детский сад

Разновидность маленького семейного школьного автобуса для многодетных матерей, автомобиль-детская площадка, который может модифицироваться по мере роста детей. Абсолютно иная концепция автомобильного салона, не похожая на стереотипный дизайн.

Машина для покупок со встроенной тележкой для супермаркета


Миллионы людей во всем мире используют автомобили для интернационально стандартного процесса покупки товаров в супермаркете. Автомобильная индустрия, похоже, абсолютно игнорирует эту обременительную процедуру. Она обременительна, поскольку все покупатели, включая пожилых людей и инвалидов, вынуждены перекладывать товары с полок в тележку, из тележки на стойку кассы, снова в тележку, из тележки в автомобиль, из автомобиля в домашнюю тележку (иногда) и из домашней тележки на кухню. Слишком много суеты, не правда ли?

Пластиковые пакеты тоже не могут облегчить этот процесс. Блестящая идея освободить людей от одного из этапов процесса перекладывания, дав им возможность самим сканировать штрих-код, не решает проблемы в целом.
Решить ее поможет Машина для покупок со встроенной тележкой. Специфической чертой этого нестандартного автомобиля является специально спроектированный багажник. Новая тележка для покупок отвечает всем требованиям супермаркета, но принадлежит покупателю, а точнее – Машине для покупок.

Складная рама тележки работает наподобие медицинских носилок. «Щелк» – рама тележки превращается в плоский пакет и загружается в наш багажник. «Щелк» – тележка раскрывается и складная рама упирается в землю. Использование самосчитывающегося штрих-кода делает ненужными все перекладывания. Дома вы можете принести эту тележку на кухню и разгрузить ее всего один раз! Больше никаких пластиковых пакетов!

Для других категорий человеческих потребностей могут быть спроектированы другие образцы Персональных Автомобилей, но я не ставлю перед собой цели сконструировать в этой статье целый мир. Можно предусмотреть разнообразные варианты планировок и оборудования автомобильного салона, включая сиденья, потолочные и дверные панели, функциональные подлокотники, консоли, отсеки, багажники и багажное оборудование. Можно предложить множество вариантов одно-, двух-, трех- и более местного автомобиля. Неподвижный интерьер станет гибким, и потребители смогут модифицировать салон своего автомобиля в соответствии с любыми переменами в их жизни.

РС – Персональный Холод (Personal Cold)

Кухни становятся все более и более индивидуализированы. В то время как потребителю предлагается почти неограниченное число вариантов отделки и цвета кухонных шкафчиков, рабочих поверхностей и кафеля, передовые производители холодильников, вроде Whirlpool, все еще предлагают только два цветовых варианта: белый и миндальный; некоторые модели имеют три, в том числе черный. Выбор размера и пропорций еще более ограничен. Что бы вы ни купили, это всегда все та же неудобная стальная коробка, разделенная на две секции. Она всегда выглядит космическим пришельцем на наших кухнях.

Памятник Индустриальной Эпохи. Мемориал Философии Генри Форда. На пьедестале могла бы быть надпись: «Один размер для всех». Изучив с моими студентами требования к хранению пищевых продуктов, мы пришли к выводу, что различные пищевые продукты требуют различной температуры, давления, влажности и атмосферы. Это значит, что в современных холодильниках портится огромное количество еды. По крайней мере для ? населения планеты это недопустимо. Качество пищи, хранящейся в таких условиях, значительно ниже, чем могло бы быть.

Опираясь на эти данные, мы выдвинули идею разделенного холодильника.
Мы решили разделить этот объект на части и распределить его по всей кухне, придав кухонным шкафам новые свойства, позволяющие поддерживать внутри них необходимую температуру, влажность, давление и состав газовой среды. Найти инженерное решение этой идеи – не проблема, разработка разделенного или централизованного охлаждающего элемента подобна разработке любых регулируемых компьютером систем.

Таким образом, потребитель сможет хранить различные группы продуктов в условиях, максимально подходящих для их качественной защиты. Кроме того, потребитель сможет разместить эти отдельные секции самым удобным образом, в соответствии со своими персональными потребностями, привычками и предпочтениями. Ему не придется открывать дверцу громадного холодильника только для того, чтобы достать одно яйцо, расходуя затем энергию на восстановление температуры.

Ориентируясь на условия жизни своей семьи, покупатель не ограничен в выборе любой персональной комбинации холодильных отсеков любых необходимых размеров. Не обязательно, чтобы у каждого из них были охлаждающие элементы. Некоторые могут быть нагревательными (микроволновки, духовые шкафы) или обладать любым другим микроклиматом или дополнительными функциями (изготовление мороженого, смешивание, взбивание, мойка, сушка или что-нибудь еще). Очевидно, что такая модульная кухня может быть легко модифицирована.

Перед нами не просто индивидуализированное кухонное оборудование, но абсолютно индивидуализированная кухня. Это можно осуществить путем серийного производства широкого ассортимента компонентов и их дальнейшего монтажа по проектам потребителей.

Персональный дизайн и Промышленность

В этой идее нет ничего нового. Составляя гардероб, мы приобретаем компоненты: рубашки, куртки, обувь и т. д. Это дает нам свободу выбора. Даже если нам случается покупать костюм, мы остаемся свободны в выборе аксессуаров – компонентов. Мы никогда не покупаем одежду так, как автомобиль – все сразу. Мы играем с компонентами, комбинируя все новые и новые «продукты» – наши имиджи. В этом вопросе мы модные люди.

Но почему мы не прибегаем к подобному процессу в случае с другими компонентами? С потреблением одежды у нас связана богатая история и большой опыт – на протяжении тысячелетий, однако у нас нет опыта подобной длительности в отношении технически сложных изделий. Вопрос в том, что такое «продукт» и что такое «компонент»? Галстук – это продукт для производителя и для продавца. Тот же галстук – всего лишь компонент для покупателя, для ансамбля. Где граница между ними? Ее не существует вообще.

Каждый отдельный предмет играет роль компонента по отношению к более высокому уровню системы и роль продукта по отношению к более низкому уровню системы.

Автомобиль – лишь компонент для транспортной системы, а автомобильное сиденье – это компонент для салона автомобиля, и в то же время – продукт для производителя.

Дизайнер должен тщательно изучить требования всей системной иерархии, чтобы обеспечить надлежащий уровень разнообразия компонентов и предоставить людям больше выбора. Другая задача дизайнера – определить потенциальную степень участия покупателя в процессе проектирования и производства. И следует наконец признать: сегодня покупатель не свободен и не имеет выбора для создания по настоящему индивидуальной личной среды обитания.

История Эпохи Массового Производства

Началась в 1798 году, когда американский изобретатель Ил Уитни предложил использовать при изготовлении огнестрельного оружия взаимозаменяемые детали (в частности, затворы). Это сделало возможным конвейерную сборку, заменившую индивидуальное изготовление каждого образца. Позже, в 1820 году, подобная технология была применена при производстве часов. Стандартные детали привели к появлению стандартной продукции, но сейчас связь между ними не кажется чем-то неизбежным и вечным. Используя компьютеризованные промышленные процессы, мы можем выпускать различные варианты взаимозаменяемых деталей для одного и того же продукта и удовлетворять любые требования потребителя.

Орудия первобытного человека состояли всего из единственной детали. Потребовалось 1,5 миллиона лет, прежде чем человек позднего палеолита научился прикреплять к камню деревянную рукоятку, увеличив тем самым число деталей до двух. Этот период ручного изготовления многодетальных продуктов длился почти 50 тысяч лет, а эпоха их массового производства продолжается лишь 200 лет. Эволюция движется все быстрее и быстрее.

Что дальше?

Следующий уровень системной иерархии. В настоящий момент центр человеческой деятельности смещается от Продукта к Системе. Мы теперь сфокусированы на системном дизайне: не Автомобиль, а Транспорт, не Компьютер, а Компьютерная Деятельность, не Кухня, а Стиль жизни. Теперь объектом дизайнерского творчества становится не материальное тело, а способ его существования. Создавая систему компонентов, дизайнер становится настоящим представителем потребителя в сфере индустрии, заботясь о том, чтобы производимые компоненты могли образовывать комбинации, отвечающие требованиям каждого отдельного потребителя.

Может ли дизайн как профессия оставаться прежним после прогнозируемых изменений? Конечно, нет. Даже если промышленный дизайнер сосредоточен на небольшом сегменте рынка, он всегда ориентирован на группу людей, но никак не на отдельную личность или конкретную семью. Изначально профессия промышленного дизайнера была ориентирована на массы. Эпоха постмассового производства вызовет к жизни и новые типы дизайнерской специализации.

Прежде всего будет необходим дизайнер систем

Он будет трансформировать всевозможные варианты продукта в ряд компонентов, которые затем можно соединять в достаточно обширное множество вариантов законченных изделий.

Другой дизайнер будет скорее персональным консультантом по дизайну и станет работать с каждым отдельным покупателем, изучая его потенциальные потребности и затем перенося их в виртуальный фотореалистический прототип, проверяя идеи, возникшие внутри творческого союза дизайнера с будущим потребителем. Этот дизайнер будет своего рода промышленным кутюрье.
Поскольку магазин будет выглядеть и работать совершенно иначе, сильно изменится и профессия специалистов по торговле. Но обсуждение этой темы выходит за рамки данной статьи.

Возникнет новая область применения компьютера, смысл которой в том, чтобы дать потенциальному покупателю представление о том, как будет выглядеть и работать возможный персональный продукт.

Теперь я хотел бы выделить важнейшие особенности каждого из трех упомянутых типов промышленного производства. На самом деле существует конечно значительно больше трех моделей: между этими основными категориями почти бесконечное число вариантов. Но для большей ясности упростим картину.

Модель ремесленного производства

Размер и некоторые черты изделия индивидуальны и зависят от требований каждого отдельного потребителя. В большинстве случаев дизайн канонизирован и возник в ходе исторического развития. В некоторых случаях (мебель, одежда, оружие) он может модифицироваться, но не существенно. Торговля предшествует производству.

Модель массового производства

Самый ранний период характеризуется стандартным дизайном, что делает возможным индустриальное производство. Сначала дизайн удовлетворяет усредненные, не существующие реально потребности. Позднее дизайн нацелен на отдельные сегменты рынка и усредненные потребности уступают место более или менее специфическим. Дизайн и промышленность всегда предшествуют торговле. Появившийся недавно и бурно распространяющийся феномен послепродажной модификации (upgrade) – это сигнал о том, что тотальная стандартизация не сделала людей счастливыми.

Прогнозируемая модель персонального производства и дизайна

Массовым останется лишь производство компонентов. Конечный продукт будет проектироваться дизайнером совместно с будущим потребителем изделия – заказчиком. Индивидуальные отделка и сборка персонализированного изделия.
На полках магазинов не будет товаров. Магазины станут выглядеть как нечто среднее между домом моды, компьютерной дизайн-студией и сборочным конвейером. Компьютерный диалог между потребителем и производителем будет осуществляться через дизайнера, выступающего в роли посредника. Заказ автоматически поступит в автоматический склад компонентов и на сборочную линию. Покупатель сможет сделать как прямой, так и косвенный заказ, дав описание своего стиля жизни, или же выбрать готовые образцы.

Все эти процессы похожи на заказ авиабилетов через компанию Expedia в Интернете. Покупатель не выбирает определенный «продукт» (рейс) из имеющихся в наличии, а отвечает на вопросы о своих предпочтениях, и затем компания предлагает на выбор несколько вариантов, наиболее близких его запросу, и он выбирает один из них. Эта модель может послужить прототипом будущего магазина персональных изделий.


Автор: Дмитрий Азрикан
Перевод с английского: Наталья Решетова

 
  comment

> Статья была переведена для питерского журнала «Мир дизайна», но выйти в свет не успела, т.к. журнал к тому моменту уже прекратил свое существование. Заголовок по просьбе автора оставлен в английском варианте.

> Благодарим Студию «Новый дизайн» и лично Марину Михееву за предоставленную возможность публикации данного текста. По словам Марины, впервые намеки изложенной в статье идеи появились у Азрикана в 1986 (!) году, когда они делали во ВНИИТЭ футурологический проект радиоэлектронной аппаратуры. Вновь тема всплыла где-то в 92-м по поводу идиотского проекта-концепции для мифической Российской электротехнической компании. Теперь же тема звучит в ином контексте и с иным замахом.

> Другие статьи Дмитрия Азрикана:

> Уйти, чтобы вернуться
Написано в далеком 1991 году и опубликовано в единственном тогда журнале по дизайну «Техническая Эстетика». Анализ того, что происходило и прогноз того, что будет происходить с отечественным дизайном. С момента публикации прошло 11 лет. Прочитайте и задайте себе вопрос: а много ли изменилось с тех пор?

> Вычесть временное из постоянного
> Статья напечатана в 2001-м году в журнале «Мир дизайна» (№22). Начинается с сугубо отечественной проблематики. Автор сопоставляет дизайн советского периода с отправлением диковинного языческого культа. Получается неожиданно и точно. Вторая часть текста касается более широкого круга глобальных вопросов о месте дизайна в современном мире.
 
up
 
 
 © designet.ru, 2000-2003
 
 

Rambler's Top100
Rambler's Top100