|
> Дизайн как новизна
Постоянный
поиск новизны, характеризующий модели Лючеплан, прежде всего находит свое отражение
и на уровне формы. Идея легкости, не только физической но и визуальной, противопоставляется
чрезмерному формализму, актуальному в 80-е годы. В проектах, осуществляемых предприятием,
решением сложности является простота.
Риццато – архитектор, и его проекты
характеризуются точностью, состоящей из естественной простоты и технологической
сложности элементов. Меда – инженер, специалист в области пластических материалов,
с глубоким знанием технологии. «Я не преклоняюсь перед технологиями, – утверждает
он, – а стараюсь использовать их с учетом особенностей современных материалов.
Мне неинтересно повторять уже найденные решения, я уверен, что проектировать –
это значит применять знания».
В
1985 году Риццато и Меда разрабатывают «Берениче» (Berenice) – знаменитую настольную
рабочую лампу, состоящую из подвижных сбалансированных сочленений. Простота и
легкость модели стала возможной за счет использования галогеновой лампочки и токопроводящих
деталей кронштейнов. Рабочая верхняя часть представляет собой маленький стеклянный
колпачок-отражатель, белый внутри и зеленый или голубой снаружи.
Это
грациозная, легкая лампа высокофункциональная и очень элегантная. Современные
материалы, такие как литой под давлением алюминий (основание и детали конструкции),
твердый нейлон (вставки-шарниры) и традиционные, например, двухслойное зеленое-белое
или сине-белое стекло для колпачка, напоминающее старинные конторские лампы, –
составляющие предмета, переходящие в поэтическую сущность. «Берениче» имела такой
успех, что легла в основу целой серии маленьких пружинных ламп. (В одном из офисов,
в котором мы когда-то работали, мы настояли на покупке комплекта ламп именно Berenice.
И ни разу не были разочарованы этим прекрасным светильником. – прим. dn)
>
Идея предприятия
На протяжении всей
истории своего развития Лючеплан придерживается определенной идеи дизайна, который
не является отдельным, оторванным от остальных, этапом создания продукции, но
выступает в неразрывной связи со всеми направлениями деятельности. Образ фирмы
развивается как единое целое, объединяющее проектные работы, производство и рекламную
продукцию. Эта культура, основанная на простоте, чувстве меры, веры в возможности
рационального решения проблем, начинается со зданий предприятия и пронизывает
все сферы деятельности, формируя «корпоративный имидж».
В каталогах, начиная
с самых первых, графика в гармоничном сочетании с изображением и текстом дает
ясную информацию и дает правильное представление о продукции. От графики к рекламе
и упаковке происходит создание образа самой фирмы, ее философии и ее продукции.
>
Легендарная лампа Титания. Её чертеж украшал красную обложку последнего, шестого
выпуска итальянского журнала Domus на русском языке (канувшего в лету проекта
времен перестройки).
> Восьмидесятые годы
– от последовательности к известности
Для понимания позиции компании
в 80-е годы стоит вспомнить ситуацию тех лет. Дизайн того периода имел антирационалистическую
направленность, возвращая тенденции романтизма и экспрессионизма, и вместе с ними
все метафоры, появившиеся с развитием прессы, информатики и моды. В то время многие
предприятия, вовлеченные в растущую конкуренцию, делали ошибки, пытаясь обновить
достижения предыдущих десятилетий и подстраиваться под быстро меняющиеся тенденции
моды. Подстраиваясь под требования рынка, они часто отступали от собственной индивидуальности.
Лючеплан
избрал для себя противоположный принцип, который является отличительной установкой
предприятия с самого начала его существования. Проект запускался в производство
только тогда, когда его результатом, в совокупности материалов, форм и поставленных
задач, являлось решение реальной проблемы новым универсальным способом. Обращая
на себя внимание публики и журналистов, светильники Лючеплана быстро завоевывают
известность и, вместе с тем, все яснее воспринимается образ предприятия, который
импонирует именно своей подкупающей лаконичностью. То, что могло бы показаться
чрезмерной последовательностью, неадекватной изменяющимся требованиям рынка, на
деле оказалось стратегией победителя. (Конечно, такая последовательность возможна,
только если хозяева – сами продвинутые архитекторы – прим. dn)
> Девяностые
годы – «тотальный дизайн» и мировая известность
Важный аспект связан
с процедурами «дизайна разборки» – design for disassembling. Этого принципа, предусматривающего
возможность легкого рассоединения составляющих частей предметов, Лючеплан уже
давно придерживается при проектировании и производстве осветительных приборов,
используя незагрязняющие материалы и гарантируя сохранение окружающей среды при
утилизации светильников.
Развитие предприятия проявляется и в сотрудничестве
со сторонними проектировщиками, как выдающимися международными дизайнерами, такими
как Росс Ловенгроув (Ross Lovengrove), или менее известными, как Ферди Джардини
(Ferdi Giardini). В последние годы компания успешно решает задачу сохранения качества
Luceplan при более массовом выпуске изделий для общемирового рынка.
Светильником
Метрополи (Metropoli), премия Compasso d'Oro 1994 года, предприятие начало новую
линию – Linea Rossa, которая содержит изделия, предназначенные для использования
в профессиональном строительстве. Речь идет об изделиях, обладающих высокими технологическими
характеристиками наряду со строгой формой, задуманных в соответствии не только
с интересами конечных потребителей, но и проектировщиков, планирующих освещение
уже в фазе архитектурных разработок. Представлена светильниками Bap, Metropoli,
Strip, Orchestra.
Остальные светильники распределены по еще двум линиям
– Желтой и Зеленой.
К
LineaGialla (желтой) относятся те модели, которые имеют важную декоративную функцию
в оформлении интерьеров дома, офиса. На сегодняшний момент это – самая многочисленная
группа, в которую входят светильники Piatto, Berenice, Constanza, Constanzina,
Trama, Lola, On-Off, Titania, Screen, Lucilla, Ottavia, Blow, GlassGlass, Fortebraccio
(вверху), Piccolo Teatro, Luminator, Agaricon, Chichibio, Carrara и StarLed.
Модели
из коллекции Зеленая линия (LineaVerde) особенно хорошо подходят для освещения
домашнего сада, веранды или балкона, то есть внешней прилегающей к дому территории.
Пока там пара моделей светильников (не считая их разновидностей) – Solar Bud (ооочень
неяркосветящийся - а с чего бы ярко светиться 3-м красным светодиодам, светильник
на солнечных батареях и аккумуляторах, называемыей среди дизайнеров «Гвоздь»)
и Pod Lens System (на снимках вверху).
> Награды
1981
Prize: Xll Compasso d'Oro – ADI / Milano mod. D7 1987 Selection: XlV Compasso
d'Oro – ADI / Milano mod. BERENICE 1987 Selection: XlV Compasso d'Oro – ADI
/ Milano mod. JACK 1988 Lampe d'Argent Concours de la Creation Artistique SIL
/ Paris mod. COSTANZA 1988 Prize: Forum Design - COSMIT / Milano mod. LOLA
1989 Prize: XV Compasso d'Oro – ADI / Milano mod. LOLA 1990 Special mention
Concours de la Lampe d'Or - SIL / Paris mod. TITANIA 1991 Selection: XVl Compasso
d'Oro – ADI / Milano mod. TITANIA 1992 Special Prize: Design Plus AMBIENTE
/ Frankfurt mod. TITANIA 1992 Product Award: Forum Design – COSMIT / Milano
mod. BAP SYSTEM 1992 Product Award: Lighting Fair – New York mod. BAP SYSTEM 1994
Prize: European Community Design Prize, European Community LUCEPLAN SPA 1994
Prize: XVll Compasso d'Oro - ADI / Milano mod. METROPOLI 1995 Prize: Industrie
Forum Design Hannover IF / Hannover mod. UNI-X Family 1996 Prize: Industrie
Forum Design Hannover IF / Hannover mod. TITANIA Clamp/TITANIA Floor 1999 Prize:
SWIATLO '99 – Warszawa mod. GLASSGLASS (внизу целое семейство)
>
Лючеплан в России
Следует отметить
тот факт, что фирма Luceplan стала активно выходить на российский рынок через
местных представителей еще в первой половине 90-х. Многим это казалось едва ли
не безумием: вкусы нашего потребителя того времени были сильно далеки от чистых
форм и «непафосного», адекватного дизайна. Но грамотная стратегия продвижения
через дизайнеров и архитекторов, быстро оценивших выразительные возможности этих
светильников, сделала свое дело в их повсеместном распространении – от квартир
до офисов и оформления телевизионных студий.
В 1997 году фирма даже организовала
открытый конкурс «Лампа для России», собравший немало интересных проектов. Ни
один из них, к сожалению, не пошел в производство. Причина скорее всего проста:
проекты, несмотря на свой потенциал, оказались не очень совместимыми с концепцией
Лючеплана и были отторгнуты как инородное тело. Тем не менее, на примере только
что прошедшей студенческой акции мы видим, что итальянцы не потеряли интереса
к такого рода начинаниям.
Мы тоже использовали светильники Luceplan в собственных
проектах, например, кафе «Оранж»: подвесные модели Lucilla, Costanza и настенные
Constanzina. Столь массовое применение именно этих моделей в общественном месте
наблюдалось впервые не только в России, благодаря чему проект попал на развороты
известного итальянского мебельно-интерьерного журнала DDN (Design Diffusion News,
№85, март 2001). Проект можно посмотреть в разделе Люди/портфолио здесь.
>
Вместо P.S.
Столь подробный исторический
экскурс предпринят нами с целью показать на примере общеизвестной success story
возможности такой бизнес-модели, при которой дизайнер создает вещи не на заказ,
а «для себя». Сам проектирует, сам производит (не обязательно на собственной базе)
и затем продвигает и продает товар. Такой цикл полностью исключает негативное
влияние вкусов, отживших представлений и устаревших технологий со стороны промышленности.
Лючеплан – классический пример компании-дизайнмэйкера.
Для Италии (и Европы
в целом) – это лишь одна из возможных моделей. Там дизайнер может проектировать
и на заказ, благо уровень культуры заказчика и потребителя, уровень развития технологий,
бюджеты на реализацию проектов не накладывают существенных ограничений на его
фантазию, да и оплачивается работа достойно.
А у нас это едва ли не единственный
путь, позволяющий промышленному дизайнеру не зависеть от плохо организованного,
косного и технологически отсталого отечественного производителя. Попытки реализовать
эту модель в России предпринимались неоднократно. Можно вспомнить мебельные проекты
Эдуарда Забуги, светильники Виктора Фрейденберга… Из недавних примеров – зависшая
в неопределенности серия ColorShift студии Артемия Лебедева.
Рискну предположить,
что ни один производитель в России не готов сегодня ни заказать, ни принять, ни
реализовать, ни оплатить смелые дизайнерские проекты такого рода. И ждать его
«созревания» можно еще очень долго. Нашим дизайнерам гораздо реальнее дождаться
или реализовать самим первую настоящую success story a-la Luceplan…
Владимир
Самойлов Александр Матвеев |