Надеюсь, для всех уже не секрет, что качественные модные шрифты
не берутся с дисков на Горбушке и не скачиваются на халяву из сети.
Они покупаются. И часто степень крутизны дизайна определяется именно
применением новых актуальных фонтов. Чем и отличаются в большинстве
свом работы продвинутых дизайн-студий от остальных, использующих базовую
библиотеку ПараГрафа (ныне – ParaType), уворованную в лихие постперестроечные
времена.
Для нас уже давно стало критерием общей оценки дизайнера отношение
его к работе со шрифтом. Берешь какой-нибудь новый журнал в руки и
смотришь – чем набран? В лучшем случае прагматикой. Полным или частичным
отсутствием шрифтовой культуры часто грешат провинциальные издания,
для которых покупка базового набора лицензионных фонтов – что-то просто
запредельное. На это не выделят ни копейки. Зачем? На диске за 3$
все есть!
Нашей самой мощной шрифтовой компании ParaType можно даже устраивать
«юридический чёс» – за пределами Садового кольца их ждет просто Клондайк!
Если начать судиться с издательствами по поводу использования нелицензионных
шрифтов, то вскоре можно будет забыть про изготовление новых, а зарабатывать
деньги только на этом. Зная конкретно ситуацию в городе Перми, могу
сказать, что ведущие издательства до сих пор пользуются ворованными
шрифтами, и даже не подозревают, что нарушают чьи-то права. А газеты
и журналы выходят каждый день в тысячах экземпляров… Это вам не маленькая
дизайн-студия, тихо обслуживающая своих заказчиков, тут – все на потоке!
Не будем говорить об исключениях, типа ведущих глянцевых журналов
а-ля Playboy, Officiel и прочих – для них уже давно все шрифты делаются
специально.
Хочется упомянуть историю, широко ходящую в узких дизайнерских кругах,
услышанную от Владимира Ефимова (одного из лучших шрифтовиков компании
Паратайп). Суть в том, что банк России, использовав на своих банкнотах
шрифт AdverGothic, русифицированный в свое время еще Параграфом, так
и не удосужился купить на него лицензию! Есть, конечно, нюансы, но
суть такова. Так что деньги, которые у всех в кармане, набраны такими
же ворованными шрифтами, как и многое другое! Если на таком уровне
это проходит, что уж говорить про всех остальных!
Кто же их делает?
К настоящему времени на рынке остались 2 основных игрока – живучий
Paratype и относительно молодой LetterHead.
Paratype
Занимается только шрифтами. Все уже знают, что большая часть того,
что стоит на наших компьютерах сделана именно этой фирмой, а к нам
попала практически бес-…. Тихо, ти-хо… Делают они все очень основательно,
правильно. Короче, как нужно. Благо, более чем 10-летний опыт (старейшие
на рынке!) позволяет отладить все юридические тонкости процесса. Однако,
иногда эта основательность переходит в некую неповоротливость. Это,
на наш взгляд, относится к негибкой политике продаж и выбору шрифтов
для русификации.
Ругать их за это не нужно, лучше воспринимать как особенности. Как
и то, что они занимаются многими шрифтовыми проектами, больше культурными,
чем коммерческими. Например, оцифровкой российского шрифтового наследия.
Эх, да за это бы памятник им поставить…
Letterhead
Это небольшая графическая дизайн-студия, которая делает модные современные
шрифты. Просто им это нравится, да и умеют хорошо к тому же. Много
интересных собственных разработок. Постоянных авторов трое – Юрий,
Валерий Голыженков и Илларион Гордон. Валерий, кстати, еще является
куратором рубрики «Портфолио» в журнале Publish.
Делается все достаточно быстро. Как-то после рюмочки коньяку, Юрий
заявил – Принесите нам 6 латинских букв из шрифта (не помню каких,
правда) который вам нужен – и мы вам его за месяц сделаем! Хотя,
наверное, и без коньяку он сказал бы то же самое… А на сайте прямо
написано: студия выполняет работы по созданию эксклюзивных (в том
числе оригинальных) шрифтов на заказ.
Из самых видных в сети работ – это шрифт Артемиус (а как же по другому)
для студии Артемия Лебедева. Методично делаются начертания, и в
планах – сделать его самым развитым семейством из Леттерхедовских
наборных шрифтов. Сами они про это пишут так: «Проект является уникальным.
Впервые в России в пост-советское время сделана оригинальная, не
имеющая прототипов, не переводная пара антиква – гротеск.» Для тех,
кто понимает… :
Мы и сами как-то прикупали шрифтецов у Буквоголовых. Фарер брали,
Hot Sauce и Rough, Две Круглых опять же. Технические проблемы, типа
в Word-e буковок не видать, решались в рабочем порядке. В общем,
мы остались довольны, а теперь и вам советуем. При покупке вам дается
лицензия и веселая наклейка «Head in Order» – Голова в порядке,
в отличие от правильной, серьезной и юридически грамотной паратайповской
«Пользователь «ParaType» in legal use».
Что значит не нравятся? На наш взгляд, шрифты не сильно модные (хотя
хотят таковыми казаться) а многие графемы спорные и режут глаз…
Хотя в частной беседе Юрий Гордон заметил, что начертание определенных
русских букв, таких как д, ж, к, л, м, т, э в настоящее время находится
на большом перепутье, и появление подобных вариантов – тому свидетельство.
Может быть, но я бы такие в работе не стал использовать, мне они
кажутся просто неграмотно сделанными.
Впрочем, смотрите сами. Именно поэтому среди основных направлений
работы «ПараТайпа» сегодня не только создание новых шрифтов, но
и адаптация лучших гарнитур прошлого.
Да… Вроде и повод-то был небольшой, а как рука разошлась!
Напоследок Где почитать про шрифты на русском
www.paratype.ru
Ведущая российская шрифтовая студия.
Можно внимательно изучить все что понравится - качество и упорядоченность
информации гарантируем. Хороша коллекция анонсированных ссылок.
Обратите внимание на закопанный в недрах сайта электронный журнал
по шрифту, типографике и графическому дизайну Де(-)Фис. К сожалению,
последний номер вышел ровно год назад :-(
www.letterhead.ru
Менее ведущая российская шрифтовая (+ графически-дизайнерская) студия.
Сайт сделан легко и непринужденно. В разделе «Разное» найдите периодическое
издание «Пробел». Тексты спорные и явно субъективные, что как раз
характеризует веселый характер и стиль работы студии.
http://typo.mania.ru
Сайт посвящен вопросам теории и истории шрифта, а также практике
его применения. Как и многие подобные некоммерческие проекты, обновляется
нерегулярно. Из полезной информации – словарь шрифтовых терминов
на русском.
http://vedi.d-s.ru/news.htm
Независимый центр по разработке и распространению кириллических
шрифтов. За громким названием скрывается по большей части любительский
дизайн и такая же идеология. Хотя попадаются вполне качественные
работы. Из полезного – неплохая подборка статей и обзоров, а так
же коллекция аннотированных ссылок на шрифтовые ресурсы по всему
свету.