Когда мы со студентами Высшей
академической школы графического дизайна ехали в поезде навстречу
знаменитой биеннале (я – в шестой, студенты – в первый раз) через
Беларусь, Польшу, в Чехию, через границы, бесчисленные паспортные
проверки, утомительные таможни, они спросили меня: «А почему, собственно,
биеннале проводится именно в Брно?».
Официальная версия такова: «С давних пор город Брно является местом,
где пересекались культурные пути, проходящие с севера на юг и с запада
на восток, и это способствовало диалогу между людьми разных профессий,
национальностей и религий. Все это продолжается и поныне.
Брно – город с глубоким культурным фоном, с множеством исторических
памятников и красот природы. Дружеская атмосфера, удобное транспортное
сообщение со всеми частями мира и многие дpугие факторы способствовали
тому, что Бpно стал местом, идеально подходящим для оpганизации международных
ярмарок, выставок, конфеpенций, симпозиумов и конгpессов».
Это сказал Петp Духонь, мэp гоpода Бpно, на вернисаже Международной
биеннале графического дизайна, которая открылась 18 июня 2002 года
в Брно уже в 20-й раз. Примерно то же пишется и в путеводителях. Все
это – чистая правда. Однако, только половина правды. Студентам я открыл
вторую половину: «Потому что там живут Райлихи».
Никакие исторические и объективные причины не превратили бы Брно в
«столицу графического дизайна», как величают его во время проведения
международной биеннале, если бы в этом городе не было одного единственного
дома. Яна Райлиха-старшего – основателя и многолетнего президента
биеннале (ему сейчас уже 82), и Яна Райлиха-младшего (ему 52), которому
основатель биеннале – по возрасту и состоянию здоровья – передал президентство
в 90-е годы. Дом Райлихов в Брно – настоящий Тёплый дом, и именно
он является сердцем Международной биеннале графического дизайна.
Однако, увы, – Ян Райлих-младший уже вторую биеннале как не президент.
Новые руководители Моравской галереи и более молодые чешские коллеги
оттеснили Райлихов от их выставки, давно уже завоевавшей мировую известность
и получившую стабильное государственное финансирование. И, боюсь,
как бы не погубили ее. Мне бы этого очень не хотелось. Я уже говорил,
наша «Золотая пчела» своим появлением на свет во многом обязана биеннале
в Брно, которая произвела ошеломляющее впечатление, когда в 1990 году
я впервые в жизни попал за границу.
Где я только не побывал с тех пор, но Брно так и остается первой любовью.
Да и не только «Золотая пчела» – что бы я ни делал в области графического
дизайна в 90-е годы – журналы, выставки, акции, конкурсы, школу –
все это родом из Брно, все обязано благорастворению воздухов всемирного
профессионального праздника, высокому уровню культурных образцов,
преблагословенному покою, миру и тишине выставочных залов...
На этот раз все, вроде бы, было как всегда или почти как всегда, а
вот праздника было меньше, гораздо меньше. А хотелось бы – больше,
потому что биеннале – юбилейная, и я ожидал, что увижусь-повидаюсь,
познакомлю студентов со всеми, с кем не раз уже встречался в Брно:
с Сигео Фукудой, Аланом Флетчером, Сеймуром Хвастом, Полей Шер, Джеймсом
Виктори, Иваном Чермаевым, Кари Пииппо, Тапани Аартомаа, Лехом Маевским,
Чазом Мавиан-Дэвисом, Сантьягой Полом, Никлаусом Трокслером, Кеном
Кейто, Гертом Думбаром, Беном Босом и с многими-многими другими героями
нашей профессии, о которых студенты лишь рефераты писали или работы
которых в журналах и альбомах видели.
Я ожидал, что юбилейная биеннале соберет всех великих, любимых. Увы,
на этот раз гостей оказалось не больше, а меньше, чем обычно. Мелькнул
на горизонте У.Г.Сато, наутро после вернисажа уехали Алан Ле Кернек,
Мишель Буве, Хельмут Лангер, всего на день задержались Уве Лёш и Питер
Поч... Но самое главное – раньше все всегда были вместе: гости плавно
и последовательно перемещались из одной галереи в другую, от одного
вернисажа к другому – одной дружной замечательной компанией с бокалами
шампанского в руках.
Теперь же три организатора биеннале – Моравская галерея, Чешский дизайн-центр
и ИКОГРАДА – проводили свои мероприятия в разных местах, и почти никакой
информации, никакой координации... Одни сидели на конференции «Идентичность
/Целостность», за участие в которой организаторы впервые попытались
содрать немалые деньги и лишь распугали всех гостей. Другие – на симпозиуме
по дизайн-образованию «Будущее образования в области дизайна», который
положил начало процессу создания глобальной сети учебных заведений
в области гpафического дизайна. Третьи – на семинаpе «Поверх барьеров:
дизайн в Центpальной и Восточной Евpопе», на котором докладчики из
Хорватии, Эстонии, Венгрии, Югославии, Словакии, Словении, Чешской
Республики рассказывали о современном положении дел в профессии.
Блистательное шоу о графическом дизайне Украины и о Международной
триеннале экологической графики и плаката в Харькове «Четвертый блок»
показал здесь президент триеннале профессор Олег Векленко. Если бы
Посольство Чешской республики в Москве вдруг не заклинило на Петре
Банкове, который был приглашен на этот семинар докладчиком, но так
и не получил визу в Чехию, то там была бы и презентация о графическом
дизайне России...
Но студенты недолива праздника не заметили, и были абсолютно счастливы.
У них было свое мероприятие, которое поглотило их целиком – пятидневные
student's workshops (не знаю, как перевести – мастерские, проектные
семинары, мастер-классы, интенсивные курсы, совместная учебно-проектная
работа в интернациональных командах под руководством мастеров дизайна
из разных стран).
Одной такой командой руководил профессор Ян Райлих-младший. Студенты
проектировали плакаты на тему Брно как места встречи Востока и Запада.
Эта тема была сквозной для всех мастерских. Наших студентов у него,
кажется, не было, их тянуло не к братьям-славянам, а к более экзотической
географии.
Другую workshop вели Вильям Харальд-Вонг из далекого неведомого города
Куала-Лумпур в Малазии и недавний президент ИКОГРАДА Ги Шокарт из
Бельгии. Они сделали акцент на необходимость одновременно передать
в проектах и интернациональность и чешскую национальную идентичность
Брно.
Наши Аня Шиганова и Оля Зирко сделали здесь буклет про маленькие
забавные галочки, палочки и кружочки, которые чехи ставят над латинскими
буквами, превращая их в свои. А Дамир Залялетдинов соорудил картонный
знак, который, с одной стороны, представлял собой стандартного дизайнерского
всечеловечка, переходящего дорогу, а с другой – того же человечка,
но с дорожных знаков в Брно – в шляпе, с пузиком, с неровной походкой,
как будто только что вышедшего из пивной. Одного он покрасил в цвета
звездно-синего европейского флага, другого – в красно-белые полоски
с флага и герба города Брно.
Следующей workshop руководили молодые датчане Расмус Коч и Адриан
Такман. Они поставили задачу спроектировать гарнитуру шрифта на
ту самую же общую тему и оставить с его помощью о себе память на
университетском заборе. Оля Гриценко, Лиза Мамонтова, Лина Абдурахманова,
Саша Новожёнова и Рома Литвинов с честью справились с этой задачей
– педагоги только и говорили другим студентам: идите, посмотрите,
как русские делают.
Однако, самой обаятельной и привлекательной оказалась мастерская
корейца Ан Санг-Су из Сеула и поляка Владислава Плуты из Кракова,
куда понабилось множество наших: Наташа Шендрик, Катя Гончар, Паша
Антипова, Дима Кавко, Наташа Леонова, Наташа Ходыкина, Таня Татаренко,
Аня Версотская, Надя Беляева, Маша Гладкова, Наташа Герасименко.
Чего только не вытворяли в этой мастерской! Ан Санг-Су, доктоp философии
в Унивеpситете Ханянг, почетный доктоp дизайна в Унивеpситете Кингстон,
пpофессоp Унивеpситета Хонг-Ик – прописал всем студентам спать часа
по два после обеда – прямо на полу в аудиториях.
Он заводил им классическую музыку, потом просил зарисовывать свои
просоночные видения. Студенты писали на доске слова, выражающие
чувства на разных языках, а потом пытались выразить эти чувства
на языке телодвижений. «Вы не станете хорошими дизайнерами, – говорил
студентам Ан, – если не научитесь думать не только головой, но и
всем телом». Он (Ан) отправлял студентов в сад, где они должны были
искать нетрадиционные инструменты и материалы для рисования. Потом
Владислав Плута учил студентов танцевать польку, которую они танцевали
на заключительной презентации, где зажигали свечи перед каждой работой
и дружно задували их как именинный торт.
Студенты ВАШГД – а вместе с «группой поддержки»из друзей и бывших
выпускников их было больше 30 – оказались самой многочисленной делегацией
в Брно. Двенадцать студентов привез из Харькова Олег Векленко. Из
других стран было от одного до шести-семи участников. Но это была
та еще география: Греция и Гондурас, Германия и США, Ливан и Литва...
Встреча «Восток-Запад», встреча национальностей, языков, цивилизаций
состоялась как встреча друзей, коллег, дизайнеров. На студенческом
уровне праздник удался на славу. Последует ли продолжение?
Вечерами мы с Эркеном Кагаровым, Сашей Островской, Евгением Добровинским,
Галиной Буниной бродили по остывающему от дневной жары городу и
то там, то здесь натыкались на группки своих студентов, которые
все никак не могли остыть от дневных занятий и горячо делились впечатлениями.
«Мы все безумно счастливы!». «Мы просто в шоке!». «Это удивительное
приключение!». «Мы становимся другими людьми!». «Это именно то,
зачем мы сюда приехали!».
Эркен Кагаров подытожил свои впечатления примерно в том же духе:
«Я могу сказать про настроение, которое будет теперь доминирующим
для меня в ближайшее время. Оно выражается фразой: пьяный воздух
свободы...». Надеюсь, он не сыграет с ним, как с профессором Плейшнером
злую шутку. Да ведь и войны уже как будто нет.
На обратном пути мы, как я обычно это делал, задержались на день
в красавице-Праге, которая в архитектурном отношении, конечно же,
намного превосходит Брно. Но студенты неожиданно для меня оказались
иного мнения: «В Брно нам больше понравилось. Ведь это же наш город!»