«5+» или выставка лучших дипломных
проектов факультета «Дизайн» Санкт-Петербургской государственной
Художественно-Промышленной Академии.
Good boys go to heaven, bad boys go wherever they want.
Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что хорошие дипломные
проекты отправляются куда угодно, а вот самые лучшие попадают на
выставки... Первая из них – «Модулор» – довольно серьезная и вышедшая
в 2001 году на площадку Центрального Выставочного Зала «Манеж».
Вторая выставка – более камерная, что называется «для своих», проходит
в залах питерского Союза Дизайнеров на Мойке.
Эти выставки каждый год являются как поощрением лучших дипломных
проектов преподавателями Мухи, так и признанием профессионализма
выпускников Союзом Дизайнеров. Происходит своеобразный переход из
ученичества в цех. С одной стороны, работы выставляются еще студенческие,
с другой – выставки уже профессиональные и проходят вне стен «Альма-Матер».
В прошлом году был «Модулор», а в этом году каждая из пяти кафедр
факультета «Дизайн» представила лучшие дипломные проекты на выставке
«5+». Теперь все по порядку: какие кафедры входят в состав факультета
и чем каждая из них занимается.
> Кафедра Дизайна
Скорее надо было назвать ее кафедрой «промышленного дизайна» – ей
начинается и ей же заканчивается питерское промдизайнерское образование.
Помню, когда я решал «куда пойти учиться» (собственно, проблема
выбора заключалась в том, в дверь какой из кафедр дизайнерского
факультета постучаться), пример экзаменационного задания этой кафедры
испугал меня не на шутку. Таким знанием техники, и умением ее рисовать,
которое требуется от абитуриентов, я не обладал... не думаю, что
обладаю и сейчас...
Собственно, в течение всех шести лет, проведенных в Мухе, меня поражало,
как правильно заточены руки у ребят с «Дизайна». Традиционно сильной
стороной этой кафедры было и остается макетирование и моделирование.
С первого курса они что-то клеили, точили, формовали в гипсе, лепили
из пластилина, резали из пластика, гнули на раскаленной струне и
делали еще много того, чему и названия я не знаю... Результатом
всегда становились совершенные макеты.
Учитывая то, что материально-техническая база как тогда так и сейчас,
увы, далека от совершенства, остается только удивляться, как можно
выдавать такой качественный результат. Подача проекта всегда состоит
из двух частей – макет и планшеты. И, к сожалению, планшеты, за
редким исключением, заметно проигрывают. Это и понятно, ведь основное
внимание уделяется проектной части, а графическая часть делаются
в дополнение и, я подозреваю, в самый последний момент...
Подтверждением этому служит выставленный в залах Союза дипломный
проект Дениса Свистулина (руководитель: доцент А. А. Никитин.) Тема
проекта: «Робот-диагност». Название мало что говорит даже подготовленному
зрителю. И по планшетам с первого взгляда неясно назначение этой
машины. На самом деле речь идет о роботе для диагностики состояния
зданий и сооружений. Робот, во время проведения работ, «присасывается»
к стене двумя «руками».
Мое непосвященное убеждение в том, что это проект совершенно нежизнеспособный,
было развеяно Денисом. Он рассказал, что много консультировался
со специалистами и что робот вполне может функционировать, как задумывалось...
А вообще, Денис Свистулин уже не первый раз выставляется вне стен
Академии. В прошлом году, например, его курсовая работа взяла серебро
на «Модулоре».
Сейчас Денис работает в отделе дизайна Балтийской
Химической Компании. Судя по сайту компании, работать ему приходится,
мягко говоря, не над самыми интересными проектами...
> Кафедра Графического Дизайна
Также одна из старейших кафедр факультета. У ее истоков стоял Василий
Сергеевич Муравьев, до сих пор возглавляющий кафедру. Именно она
послужила стартовой площадкой для рекламной группы «GRADI», сейчас
одной из самых крупных в Петербурге.
В этом году лучшим дипломом кафедры стал проект с длинным названием:
«Графическое обеспечение научно-практической конференции: «Визуализация
философско-эстетических понятий дуализма» Светланы Григорьевой (руководитель:
ст. преподаватель А. А. Васильев).
Надо обладать достаточной смелостью, чтобы браться на дипломе за
такую тему – философская составляющая едва ли не доминирует над
графическим воплощением. Сквозной идеей серии графических листов
стало развитие человека от рождения к смерти и формирование его
материально-духовного окружения. (судя по названию – тоска зеленая!
Интересно, а живьем как это? – прим. dn)
> Кафедра Программного Дизайна
Она выставила проект Любови Литвиновой «Фирменный стиль временных
выставок факультета «Дизайн», выполненный под руководством преподавателя
К. В. Ракитина.
Сам проект замечательный – яркий и радостный. Он сразу обращает на
себя внимание, и было бы здорово, если бы факультет впоследствии стал
его реально использовать. А то сейчас получается сапожник без сапог.
Выставок, в которых участвуют работы студентов факультета, множество,
а вот единой стилистики презентации до сих пор нет. Из удачного опыта
могу припомнить, что в прошлом году к 125-летию Академии был выпущен
хороший каталог. Хотя у меня давно была написана статья «Взаимоотношения
Мухи и Паутины», где я разводил руками по поводу отсутствия у
Мухи своего сайта, но с тех пор так ничего и не изменилось. (Официальную
информацию, препечатанную из «Справочника для поступающих..» вы можете
посмотреть здесь.
– прим. dn)
Как в отношении сайта, так и в отношении комплексной разработки стиля
Академии. А давно пора бы... (Нормального фирменного стиля института,
как учебного заведения, нам тоже видеть не приходилось в России ни
разу. – прим.designet) Тут даже мой оптимизм приходится поубавить
– ну не двигается ничего дальше проектной части. А проектов по разработке
стиля Академии, уверен, будет еще множество – благодатная тема и для
диплома и для курсовой работы.
А в том, что касается самой кафедры «Программного дизайна», то я так
толком и не понимаю на какую сферу дизайна делается акцент в образовательном
процессе. Изначально в концепции кафедры, насколько я знаю, была заложена
идея подготовки специалистов в области теории и педагогики дизайна.
Но воплощение этой идеи так и не видать. Я не раз за время учебы присутствовал
на семестровых обходах и всегда кафедра Програмного Дизайна, как мне
казалось, находилась в какой-то нерешительности, касательно выбора
своего пути.
Задания пересекались то с темами кафедры «Графического Дизайна», то
с темами «средовиков», то вообще уходили куда-то в сторону концептуальных
выставочных объектов и инсталляций. Семестровые выставки «програмников»,
когда они работали именно в области арт-дизайна, всегда были интересны
– и игра со светом, и занятные творческие идеи, и работа с разными
материалами – все это было и есть в работах студентов. Только это
идет как-то в разрез с основополагающей идеей Утилитарности (с большой
буквы), Практичности дизайна, и уходит в сторону типичного художнического
подхода «я так вижу».
> Кафедра Коммуникативного Дизайна
Вначале небольшое лирическое отступление. В прошлом году я сам защищался
на этой кафедре (тогда она еще называлась «Информационный дизайн»).
Мне она действительно дала очень многое и я всегда с удовольствием
захожу повидаться с преподавателями.. А вот смена имени кафедры –
извините, не согласен!
Название «Информ-дизайн» к ней приросло, хотя тоже было не самым удачным
вариантом. При контактах всегда приходилось расшифровывать, чем мы
там занимаемся. А иноязычным собеседникам я всегда переводил название,
как «Communications Design» – тут вопросов никогда не возникало –
это общепринятое название кафедр подобной направленности во всем мире.
Кое-где еще прибавляется словечко «Visual», но в большинстве случаев
оно выпадает из обихода за очевидностью. Вот бы и переименовать кафедру
в «Коммуникационный дизайн» и все стало бы на свои места.
«Коммуникационный» и «коммуникативный» – отнюдь не синонимы, и, если
первое идеально отображает специфику образовательного процесса на
кафедре, то второе вносит в название неясность... Что этим хотели
сказать? «Коммуникативный» предполагает причастность к общению между
людьми. Это, безусловно, неплохое качество, но к дизайну имеет весьма
посредственное отношение.
Получается, что на вопрос: «Какую кафедру ты закончил?» – я могу спокойно
отвечать: «Я защищался на кафедре «Общительного дизайна»... Хороший
такой дизайн, общительный... поговорить любит... Я допускаю, что неправ
– все-таки язык я знаю не настолько хорошо... Но мне кажется, что
дело обстоит именно так.
Но, вернемся к обзору экспозиции. От
лица нашей кафедры выставлялся Митя Никифоров. В этом году был сделан
большой акцент на грядущее трехсотлетие города, чему и был посвящен
этот проект. Тема: «Информационно-рекламное обеспечение концепции
светового оформления исторической части города к 300-летию». Руководитель:
профессор Владислав Михайлович Федосеев (год назад он и меня вывел
на отличную защиту).
В середине девяностых проекты кафедр Информ-дизайна и Графического
дизайна часто пересекались по темам и технологиям, но сейчас намечается
явное различие. Коммуникативный (экс-информационный) дизайн все больше
уходит в сферу мультимедиа. С каждым годом все больше дипломов либо
включают в себя, либо целиком строятся на основе динамичного визуального
ряда, будь то трехмерная или плоская анимация, видео-клип, или небольшой
фильм. Так, по-моему и должно быть.
Эта область дизайна чрезвычайно востребована и востребованность ее
будет с каждым годом только расти. Данный дипломный проект включает
в себя видео-клип, посмотреть который на выставке было, к сожалению
нельзя – ни монитор, ни телевизор оставлять в выставочном зале никто
не хотел... Так что представлен проект был только планшетами и раскадровкой
клипа.
> Кафедра Средового Дизайна
На первом курсе ходила такая хохма: «Эх, хорошо на средовом дизайне
– только по средам учиться надо». Но и «средовики» вкалывали денно
и нощно, не считаясь с выходными и праздниками. Их семестровые и дипломные
работы всегда были довольно масштабны, и унести проект домой было
едва ли возможно – так и жили они перед подачей неделями в мухинских
мастерских. И еще тащили к себе в мастерские всякие «артефакты» –
то, все в паутине трещин, выгнутое стекло телефонной будки, то какая-нибудь
ржавая железяка, то старый гвоздь, то еще что-нибудь ценное. Разбор
завалов в мастерских средового дизайна всегда напоминал археологические
раскопки – чего там только не было! Например, у меня в мастерской
отлично прижилась люстра, у которой основной декоративный компонент
мы нашли на какой-то помойке. Такого рода «found objects» почти на
каждой подаче находили себе место в семестровых проектах «средовиков».
Диплом, представленный на выставке совсем иного рода – это работа
Даниила Клечковского, под руководством профессора В. К. Стрельцовой:
«Новые технологии и методы в эксподизайне. Автошоу «Концепт-автомобиля».
Хай-тек в полный рост! Макет зрительно эффектен и очень качественно
выполнен, вот только не уверен в его практической воплотимости и
конструкторской проработке. В отличие от творческой стороны, практическая
часть архитектуры – расчеты конструкций, сопромат, технологии материалов
никогда не были сильной стороной студентов-средовиков. Может быть,
конечно, в этом и есть определенная «правильность» – мол, дизайнер
должен заниматься «придумыванием идей», а техническая сторона воплощения
не должна его касаться... Вот, я в этом не уверен. Не знаю, не знаю...
Хотя, может быть этот проект и просчитан до последнего винтика.
Ну, по крайней мере, с точки зрения дизайна тут все в порядке.
Вот так представил себя в этом году наш дизайнерский факультет.
Выставка получилась очень камерная и располагающая к разглядыванию.
Особенно полезна абитуриентам накануне вступительных экзаменов –
все проекты достаточно характерны для своих кафедр и дают возможность
представить то, чем предстоит заниматься в случае успешного поступления.
> Благодарим нашего питерского (уже почти спецкора :-) – Митю Харшака
за взгляд изнутри – «картинки с выставки». Откуда бы мы еще узнали,
что происходит в одной из старейших российских дизайнерских школ –
Мухе? Судя по описанию, у них там полная каша со специализациями дизайна.
> Договоримся, что оценки «круто-некруто» целиком на совести автора.
В конце концов «мнение редакции может не совпадать с мнением» не только
его, но и всех мухинских кафедр разнообразных дизайнов :-)
> Напоследок: Муха, муха.. А официальное название у нее есть? Конечно,
для любознательных приводим полностью: Санкт-Петербургская государственная
Художественно-Промышленная Академия. И еще раз напоминаем, что официальную
информацию, препечатанную из «Справочника для поступающих..» вы можете
посмотреть здесь.